Этикет общественной жизни




 

В «вольных обществах» Северного Кавказа (Чечня, некоторые группы Дагестана и Западного Кавказа) этикет общественной жизни регулировался соображениями возраста и статуса в соответствующей общинно-генеалогической структуре. При решении дел на народных собраниях или сельских сходах в Чечне решающий голос имели старейшины - главы больших семей, а если в селении жили представители разных тейпов, то старшины каждого из их местных подразделений. Процедура принятия решений на сходах представляла собой своеобразный ритуал, в котором конечный результат определялся не формальным статусом сторонника того или иного варианта, а его неформальным авторитетом и не в последнюю очередь ораторским искусством, которое на Кавказе всегда было чрезвычайно развито.

Общественная жизнь северокавказских народов имеет ряд поведенческих особенностей, носящих этикетный характер. К ним относятся т.н. «предметные иносказания». Хорошо известные в Кабарде сказания о справедливом судье Жабаге Казаноко, жившем в XVI веке, являются своеобразной фольклорной формой бытования этикетных норм в народном сознании. Так, в одном из сказаний повествуется о том, как позы, принимаемые Казаноко, означают целые оценочные высказывания: лицом к человеку - одобрение, боком - порицание и т.п.

Вообще язык поз и жестов очень выразителен, а порой и не заменим словами. В конфликтных ситуациях порой нельзя словесно предложить партнеру одуматься и обсудить ситуацию - это может быть расценено как трусость. Для этого применяется «жестовое послание» - всадник спешивается, поворачивает в сторону угол седла таким образом, чтобы на нем нельзя было сидеть, и становится лицом к противнику. Это означает примерно то же, что и открытое забрало в эпоху европейского средневековья. Рыцарский кодекс предписывает в таких случаях сдержанность и согласие на переговоры.

Предметные иносказания в виде флага используются в Кабарде для отличия победительницы в конкурсе красоты на свадьбах - перед ней распорядитель втыкает в землю специальный флаг и это без слов означает, что избранная девушка получает особые права, в том числе танцевать с самым знатным из гостей. Флаг, вывешенный на крыше дома, иногда означает, что в нем живет юноша, которого собираются женить, - это существенно влияет на поведение юноши и на отношение к его поведению со стороны односельчан. Флаг красный или пестрый вывешивают и на доме, где ожидается прибавление семейства - это сигнал к особым поведенческим предосторожностям, связанным с родами и младенцами.

Иносказания - иногда незаменимые средства в делах, которые иначе трудно устроить. Этикетные запреты на общение между юношами и девушками не дают порой возможности прямого признания в любви и предложения руки и сердца. В таких случаях юноша, посетив дом своей избранницы, может, уходя оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет и это будет однозначно расценено как предложение. В ситуации сватовства нареченные обмениваются подарками (ауж) и если какая-нибудь сторона передумает вступать в брак, то знаком этого служит возвращение дара через посредника. Это значительно облегчает процедуру разрыва, позволяет избежать межсемейных конфликтов.

Язык жестов предусмотрен в целом ряде этикетных ситуаций. Так, чтобы деликатнее сообщить кому-либо печальную весть о смерти близкого человека, у адыгейцев принято войти к нему и закрыть дверь тыльной стороной ладони. Вообще необычное положение руки по этикетным правилам адыгов является знаком скорби: на похоронах в знак соболезнования принят характерный взмах левой руки; тот, кто пришел с печальным известием, делает левой рукой то, что этикет предписывает делать правой (например, держит плеть в левой руке); желая сообщить о своем отказе сватающемуся юноше девушка закрывает дверь тыльной стороной левой руки.

Учитывая эти обстоятельства, понятно, почему этикет так настойчиво требует следить за жестами, ибо любое отклонение от нормы - это антинорма, знак чего-либо плохого или оскорбительного.

Общинная жизнь северокавказских народов полна предписаний и запретов, подчас имеющих узко локальное значение. К примеру, в Дагестане не все дни недели считались благоприятными для выполнения определенных дел. Для жителей села Аркит запретными днями были вторник и среда, села Хоредж - пятница. В пятницу жители всех табасаранских сел не начинали ткать ковер, не выходили в путь, до обеда нельзя было выполнять какие-либо работы. Здесь явно воздействие норм шариата.

Века постоянных войн отразились на социальной психологии северокавказских народов, породив особый тип мужского характера, который во многом проявляется и в наши дни. Этот характер ориентирован на власть, стремление заслужить славу лихого наездника, храброго воина, выносливого, равнодушного к комфорту человека. Эти устремления выражаются часто в нарочитых подвигах, совершаемых из удальства, чтобы прославиться, побороть страх перед смертью, в ревнивом отношении к успехам и славе других, приводящем в взаимной розни, стычкам даже среди соседей и родственников.

Можно говорить об особом северокавказском институте «соревновательности», поскольку отмеченное стремление превзойти в мужественности и лихости окружающих нельзя назвать простой драчливостью (хотя и она, несомненно, имела и имеет место). Соревновательность регулируется определенными этическими и этикетными нормами. Среди чеченцев бытует серия этических категорий, являющихся нравственными ориентирами в бесконечном процессе такой соревновательности.

Среди них ведущим является понятие «яхъ» - «определяющее систему, этический народный кодекс соревнования в благородстве, чести, стыде и совести. Не имеющий «яхъ» не может считать себя полноценным мужчиной. Соответствие яхъ - это не просто соблюдение норм обычая, нравственности и этикета, это стремление их превзойти так, чтобы при этом не выглядеть хвастуном, наглецом и не нанести никому незаслуженной обиды.

В условиях действия таких принципов поведения неизбежными бывали и бывают сейчас трагические последствия - убийства, увечья. Подобные случаи на Северном Кавказе регулируются различными обычаями и законами шариата, но наиболее жестоким был в прошлом институт кровной мести. Он был распространен у всех народов Северного Кавказа, но в наибольшей степени у чеченцев, ингушей и осетин.

Причинами кровомщения, кроме убийства, были нарушение брачного обещания, похищение людей, супружеское прелюбодеяние, осквернение домашнего очага и др. По нормам адата месть должна быть эквивалентной, но в действительности пострадавшая сторона (родственники убитого или оскорбленного) часто стремилась воздать сторицей, что вело к бесконечной цепи взаимных убийств, так как срока давности кровная месть не имела.

Опустошительные последствия кровной мести привели к выработке ряда способов прекращения этого бедствия. Примирение кровников приобрело характер довольно сложных обрядов, в которых важны этикетные элементы.

 

Этикет гостеприимства

 

Обычай гостеприимства на Северном Кавказе играет важную роль в системе межличностных, межгрупповых и международных связей. В прошлом, при отсутствии устойчивых государственных институтов, этот обычай выступал гарантией безопасности путешественников и торговцев, так как гость для принимающего его хозяина - священная персона, за которую он отвечал головой и обязан был сопровождать до следующего места гостевания, передавая «с рук на руки» другому хозяину. Весь Северный Кавказ для каждого сколько-нибудь значимого человека представлял собой сеть кунацких связей взаимной ответственности.

Каждая усадьба имела в своем составе так называемую кунацкую - помещение или отдельный дом для гостей-мужчин. Кунацкая готова к приему гостя в любое время суток - делом чести считается постоянно поддерживать в ней порядок, иметь неприкосновенный запас лучшей провизии. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив хозяина. Если же о предстоящем визите оповещено заранее, то ему устраивали прием по всем правилам этикета.

Эти правила предписывают встречать почетного гостя самому хозяину на дальних подступах к селению и приветствовать строго по этикету. Перед входом в дом все гости обязательно отдают все оружие кроме кинжала. В этом обряде содержится особый смысл - отныне всю ответственность за безопасность прибывших берет на себя хозяин. Почетный гость входит в дом вслед за хозяином и усаживается на почетное место. Гостей обычно разделяют на две группы - старших и младших (по возрасту и рангу) и размещают в разных помещениях, при этом хозяин следит за тем, чтобы в одной группе не оказались отец и сын, младший и старший братья, зять и тесть и т.д. Им нельзя находиться за одним столом.

После рассаживания по этикету надо вести малозначащие вежливые разговоры. Хозяин ни при каких обстоятельствах не может спросить о цели визита. Существует так называемое «правило трех дней», в течение которых гостя нельзя расспрашивать, но после трех дней гость как бы становится членом семьи, обхождение с ним упрощается и можно деликатно поинтересоваться его планами. Но если гость и в этом случае хранит молчание, настаивать нельзя.

Нельзя оставлять гостя одного, если он сам этого не хочет. Обычно к нему приставляют кого-нибудь из младших членов семьи, который должен выполнять все просьбы гостя и сопровождать его, даже если тот отправляется всего-навсего в уборную. Женская молодежь семьи почитала своим долгом следить за состоянием одежды гостя - каждое утро он находил ее вычищенной и отремонтированной.

Существует особый вид гостевания - так называемый «гость с просьбой». Это когда гость приехал для того, чтобы получить от хозяина то, в чем в данный момент очень нуждается, - скот, деньги, другое имущество или особые услуги, вплоть до содействия в кровной мести. Хозяин обязан выполнить просьбу, нередко для этого обращаясь к родственникам и соседям».

Гость не должен говорить, какие блюда ему хочется есть, а хозяин в свою очередь не должен спрашивать, что тот хотел бы съесть, - блюда готовятся по установленным этикетом правилам из самых лучших продуктов и как можно больше и разнообразнее. Гость не должен вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню, даже шутя флиртовать с кем бы то ни было из женщин семьи хозяина и соседей.

Считается неприличным для гостя что бы то ни было расхваливать в доме хозяина, так как по традиции хозяин обязан отдать в дар понравившуюся гостю вещь. Правила хорошего тона, в особенности у чеченцев, предписывают гостю деликатно сдерживать расточительность хозяина, который в своем стремлении превзойти норму гостеприимства часто готов забить в ущерб хозяйству вместо барана быка или отдать гостю последнее.

Неприличным считается намекать на желание уйти сразу же после трапезы - обычным иносказательным средством этого служит поглядывание на дверь. Об этом с осуждением говорит чеченская нравоучительная пословица: «Насытившийся гость смотрел на дверь».

Покидающего дом гостя обычай предписывает одаривать, провожать не только до ворот усадьбы, но дальше - до пределов селения или даже района. При этом гостю от подарков отказываться нельзя, но следует деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускает соревнование в учтивости. Хозяин настаивает на проводах, а гость старается их отклонить. Уезжая, гость обязательно приглашает хозяина навестить его.

При следующем посещении селения правила хорошего тона предписывают заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания равносильно оскорблению. При повторном посещении одного хозяина он и его гость обычно официально становятся кунаками со всеми вытекающими из этого последствиями - они обязаны друг друга поддерживать во всех делах, отвечать друг за друга, иногда вплоть до права кровной мести.

 

Этикет застолья

 

Застолье на Северном Кавказе бывает двух видов - торжественное и обыденное. Обыденное застолье, собирающее членов семьи, близких родственников и соседей, - это в этикетном смысле облегченный вариант, часто проводимый не в кунацкой, а в жилом доме или на дворе. Торжественное застолье устраивается по какому-либо важному поводу: приезд почетного гостя, группы гостей издалека, значительное для семьи или селения событие и т.п. Оно собирает большое количество людей и проводится очень серьезно, с соблюдением множества этикетных правил.

Во всех этих правилах центральным или даже священным объектом является стол. Сама процедура трапезы во многом напоминает ритуал жертвоприношения со всеми его функциями: функцией социальной интеграции, функцией установления особых связей между сотрапезниками - связей сакрального родства, функцией очищения и приобщения к главным общественным ценностям.

Застолье - это процесс, предполагающий очень строгую иерархию участников. Все они, как правило, делятся на две категории - «гостей» и «не гостей», «чужих и «своих». Гости - это приехавшие издалека, не гости - все родственники хозяина и его ближайшие соседи, а иногда и все жители селения. Все относящиеся к категории «гостей» пользуются большим почетом, чем «свои», что и определяет их роли в драматургии застолья.

Из числа «своих» старейшин избирается глава стола, который на разных языках называется «хагарой нэхыж», «тхэмадэ», «тамада». Это абсолютный властитель - ему подчиняются все, невзирая на возраст и ранг. Он дает сигнал к началу трапезы, прикасаясь к хлебу и провозглашая благопожелания. Без его разрешения никто не мог сесть за стол, встать из-за него, произносить тосты, петь и т.п. Тамаде противостоял «старший гость», который ритуально имел более высокий статус.

Из числа «своих» выделялся обслуживающий персонал, полностью подчинявшийся тамаде, - кравчий и его помощники, а также «своя» молодежь, чья роль заключалась в прошлом в том, что они стояли у стены за спинами сотрапезников, демонстрируя свое уважение к ним.

Застолье начиналось с приема гостей, которые, подходя к дому первыми, согласно этикету приветствовали хозяев, обязательно отдавали оружие, входили в дом, обязательно переступая порог правой ногой, и до тех пор, пока не пришло время трапезы, беседовали со старшими хозяевами на отвлеченные темы.

Перед трапезой все гости совершают обряд умывания рук: каждому из них юноши сливают из кувшинов, причем по этикету это надо делать правой рукой и прямо по центру таза. Полотенце надо подавать положенным свободно на обе руки, причем правая должна несколько выдаваться вперед. В прошлом у некоторых народов девушки из семьи хозяина мыли почетным гостям ноги.

Северокавказское традиционное застолье несовместимо с ссорами, резкими движениями, громким смехом, опьянением. Здесь нельзя произвольно вставать из-за стола, садиться не на свое место.

Блюда, которых в торжественном застолье до нескольких десятков, подавали в определенной очередности - вначале принято подавать лепешки, пирог с сыром, пшенную или другую кашу с вареным мясом и соусами, на востоке иногда начинают с фруктов; вторая очередь - это обычно ритуальные части животного, пожертвованного гостям, чаще всего вареная голова барана; бульон, индейка, курятина, жаркое из говядины или баранины, блюда из яиц, сметаны, сыра.

Обслуживающая молодежь подает блюда по рангам: сначала старшему гостю, затем тамаде и т.д. У адыгов началом трапезы служит обрядовое действие: тамада берет двумя руками хлеб или пирог с сыром, произносит благопожелание, протягивает пирог одному из младших, который, не касаясь его руками, откусывает кусок.

Правила хорошего тона предписывают: нельзя есть жадно и много; нельзя надкусывать куски пищи и перемешивать их; желательно большую часть кусков оставлять нетронутыми, так как в старину у адыгов и других народов они обычно передавались более молодым. Сейчас этого обычая нет, но остался этикетный принцип сдержанности. Нельзя за едой пить воду - это жест, означающий, что человек насытился и больше есть не будет, у него обычно сразу же убирают тарелку.

В застолье есть ряд правил, противоречащих общим принципам этикета, - здесь не встают при появлении старших и женщин, в особых случаях встают все, кроме тамады. У адыгов об этом есть пословица: «Стол старше».

В старину, до 20-х годов XX века спиртные напитки пили вкруговую из особой чаши (от 1,5 до 3 литров) по особому ритуалу: начинал старший гость и передавал соседу справа, сопровождая этот жест особым возгласом, принятым в той или иной местности. Так обычно пили бузу - слабо хмельной напиток из проса.

В более позднее время стали пить из отдельных кубков, причем вино и водка почти повсеместно вытеснили бузу. Количество людей, имеющих право на тост, всегда ограничено. Раньше только два человека произносили благопожелание - тамада и старший гость. Позже количество произносящих тосты увеличилось, появился обычай «кубка прибытия», который наполняли вновь прибывшему, «штрафного кубка», который по приговору тамады должен выпивать нарушитель застольного этикета.

Во всяком случае, напиваться пьяным в северокавказском застолье нельзя - за это вежливо, но твердо выведут из-за стола, а это позор надолго. Тот, кто с показной лихостью осушит бокал до дна, всегда будет молчаливо осужден большинством присутствующих. Пить без тостов вообще не полагается.

Завершение застолья производится по нормам этикета. Обычно инициативу проявляет старший из гостей, вслед за чем тамада провозглашает тост в честь гостей. Следующий тост за хозяев и, особенно, за тамаду провозглашает старший из гостей, и все поднимают заключительный кубок (у кабардинцев - тэджин). В некоторых местностях принято провозглашать еще один заключительный тост уже на дворе - повернувшись лицом к дому, старший из гостей высказывает благо-пожелание хозяевам и все осушают бокал (он у кабардинцев называется «стременным») уже в последний раз.

Наиболее распространенные пословицы у северокавказцев во время застолья следующие:

. Осетинские пословицы:

- Где говоришь «здравствуй», умей сказать «до свидания»

- Гостя сказками не кормят

- Кому скажешь: «Добрый день!», тот не забудет тебе сказать: «Доброй ночи!»

- Носи шапку так, как все люди носят.

- Найди место среди людей и сядь так, чтобы никто не сказал: «Подвинься!»

. Адыгейские пословицы

- Гость скромнее овцы

- Есть вместе - вкуснее, работать вместе - веселее

- Приход гостя - его дело, а уход гостя - дело хозяина

- Привычки матери - выкройка для дочери

- Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится

Таким образом, можно сделать вывод о том, что северокавказский этикет представляет собою форму социокультурного и культурно-коммуникативного проявления архетипа «действования», «мобилизованности», составляющего суть кавказского типа личности. В рамках всеохватного кавказского этикета, как указывает Х.Т. Тхагапсоев, сформировался «особый тип философствования, который в противовес восточному эзотерическому «внемливанию» и западному рационалистическому «умствованию» можно назвать «действованием»… Если европейская цивилизация, как принято считать, породила «человека рационального», а восточная - «человека недеяния», то в данном случае можно, на наш взгляд, говорить о «человеке мобилизованном», готовом следовать алгоритму этикета.»


Заключение

 

Таким образом, можно отметить следующее. Северный Кавказ необычайно многолик. Адыгейцы, абазины, черкесы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, одна из самых сложных этнических групп в мире - народы Дагестана. Этикет представляет собой очень большую и важную часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Основной задачей правил этикета уже с давних времен являлось создание максимально благоприятных условий для выживания человека. По мере развития общественной организации усложнялась и поведенческая регламентация. Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Следует отметить, что особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы мы ни были, в какой - бы стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

В культуре Северного Кавказа есть общепризнанные лидеры, законодатели «хорошего тона», к которым относятся адыгейские народы (кабардинцы, черкесы, абазины, адыгейцы), в особенности кабардинцы.

В исторически сложившейся системе ценностей горских народов Северного Кавказа исследователи выделяют четыре основных комплекса: 1) воинский стиль; 2) гостеприимство; 3) культ старшинства; 4) семейные отношения. Общие принципы поведения при контакте людей на Северном Кавказе порой поражают своей изощренностью. Контакт при встрече начинается с приветствия, которое почти у всех народов состоит из приветственного жеста правой рукой, поднятой к головному убору.

У народов Северного Кавказа основой семейной жизни является «малая семья» - супружеская пара и их дети, но традиции большой семьи (объединение родственников в 3-4 поколениях) сохраняются до сих пор и проявляются в этикетных нормах.

Этикет семейной жизни тесно связан с символической топографией жилища.

С особенной строгостью в северокавказской семье соблюдаются правила поведения в отношении свойственников - невестки и родственников ее мужа, зятя и родственников его жены.

Общинная жизнь северокавказских народов полна предписаний и запретов, подчас имеющих узко локальное значение.

Обычай гостеприимства на Северном Кавказе играет важную роль в системе межличностных, межгрупповых и международных связей. В прошлом, при отсутствии устойчивых государственных институтов, этот обычай выступал гарантией безопасности путешественников и торговцев, так как гость для принимающего его хозяина - священная персона, за которую он отвечал головой и обязан был сопровождать до следующего места гостевания, передавая «с рук на руки» другому хозяину. Весь Северный Кавказ для каждого сколько-нибудь значимого человека представлял собой сеть кунацких связей взаимной ответственности.

Также в данной работе приведены правила этикета за столом и примеры наиболее распространенных северокавказских пословиц.


Список литературы

 

1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - М.: Изд-во «Пресса», 1990. - 123 с.

2. Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (Проблема происхождения). Грозный, 1991. - с. 237

. Золотухина - Абозина Е.В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.

. Кульпин Э.С. Восток (Человек и природа на Дальнем Востоке). - М.: Моск. лицей, 1999. - 272 с.

. Никишенков А. Электронное издание // Золото умеют ценить там, где его добывают, 2004. - https://www.narodru.ru/peoples1242.html/www.regnum.ru/news/smi1357.html

. Орленок В.В., Курков А.А., Кучерявый П.П., Тупикин С.Н. Физическая география: Учебное пособие. - Калининград: Калининградский государственный университет, 1998. - 480 с.

. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990. - 168 с.

. Тхагапсоев Х.Г. О кавказской культурной общности // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. №2. - с. 132

. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). - Ростов н/д, 2001. - 192 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: