Основные принципы этикета Северного Кавказа




 

В исторически сложившейся системе ценностей горских народов Северного Кавказа исследователи выделяют четыре основных комплекса: 1) воинский стиль; 2) гостеприимство; 3) культ старшинства; 4) семейные отношения. В основном они сформировались в условиях традиционного общества, хотя и выступают основой культурной и ментальной идентичности до сих пор. Горские ценности воплотились в морали, этике, нравах, обычном праве народов Кавказа, причем в категоричной форме императивов долженствования.

Любая жизненная ситуация - это общение людей, обладающих различными статусами, соответственно которым нормы этикета и предписывают им, как вести себя. Все многообразие социальных рангов в этикетной ситуации так или иначе сводится к простейшим моделям, имеющим общую черту, которую можно образно представить формулой «доминирование - подчинение». Вот ее модификации, существенные для Северного Кавказа: доминирование - подчинение; лучше - хуже; верх - низ; перед - зад, правое - левое; центр - периферия; мужчина женщина; старше - младше; знатный - простой; чужие - свои; гость - хозяин; гость дальний - гость ближний; свойственник - родственник; родственник по матери - родственник по отцу.

При всей условности этой схемы она выражает некие общие принципы этикетного поведения. Так, при встрече двух мужчин первым приветствует младший по возрасту или общественному положению. Прощаясь, младший несколько шагов делает пятясь, так как неуважительным считается поворачиваться спиной к старшему (оппозиция «перед - зад»). Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на 1-2 шага («мужчина - женщина»; «перед - зад»). Если рядом идут два мужчины, то почетная правая сторона всегда уступается старшему («правое - левое»). При встрече путников этикетное предпочтение оказывается тому, кто идет сверху, то есть спускается с гор («верх - низ»).

В обрядах гостеприимства гость обладает этикетными привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга («гость - хозяин»). При рассаживании гостей на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству (дальний - ближний»). В повседневной жизни и в торжественных случаях свойственникам (родственникам супруга) оказывается этикетное предпочтение перед родственниками супруги, а родственникам по материнской линии - перед родственниками по отцовской.

Предложенная схема имеет свою специфику в различных местностях Северного Кавказа. Так, этикетные нормы аристократических обществ Западного Кавказа (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги) в прошлом особое значение придавали знатности.

В «демократических» племенах гораздо важнее был возраст, чем знатность. В советское время знатность в этикетном смысле стала заменяться должностным статусом человека.

Общие принципы поведения при контакте людей на Северном Кавказе порой поражают своей изощренностью. Контакт при встрече начинается с приветствия, которое почти у всех народов состоит из приветственного жеста правой рукой, поднятой к головному убору (шапку ни в коем случае не снимают - это символ мужского достоинства, ее снятие означает демонстрацию самоуничижения), мужчины обнимаются, пожимают друг другу правую руку, обязательны благопожелания-либо общемусульманская формула (у мусульман), либо приличествующая ситуации, возрасту и рангу фраза из богатого фонда кавказского красноречия.

Поведенческая культура предусматривает определенный минимум расстояния между беседующими. Младшие по отношению к старшим должны выдерживать дистанцию в 1-1,2 метра, для этого младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать 1-2 шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной «приличная» дистанция увеличивается до 1,5-2 метров, между женщинами сокращается до 70 сантиметров.

Контакт в динамике при встрече регламентируется еще более сложными нормами этикета. Демонстрацией «благородного смирения» считается манера ходить по улицам селения слева, оставляя возможность встречным оказаться на почетной стороне. Отходя от старшего или женщины, мужчина должен повернуть налево, оставляя собеседникам почетную правую сторону. Если мужчина следует навстречу женщине, то он должен оставить ее по правую сторону, а встречного мужчину - по левую. Это отражено в кабардинской пословице: «Женщину оставляют со стороны плети (она всегда в правой руке), мужчину со стороны оружия».

В этих, казалось бы, однозначных предписаниях этикета есть немало исключений и вариаций. Так, повстречавшись с женщиной за пределами селения, мужчина должен учесть не только «стандартный» почтительный вариант, но и то, где находится селение, с тем, чтобы женщина оказалась между ним и селением (почтительность по формуле «ближе к центру»).

Если мужчина догоняет идущего впереди путника, он в любом случае должен проходить слева от него, обязательно поприветствовать и, если тот, к кому он присоединился, младше его, то это уже дело последнего занять верную с точки зрения учтивости позицию. Если же впереди идут двое и больше человек, то нагнавший обходит их справа и в этом случае часто бывает учтивая перестройка с демонстрацией «благородной скромности».

Правила хорошего тона требуют, чтобы, увидев идущих сзади, человек остановился и подождал их, а если входящий в свой дом человек увидит идущего по улице, он обязан подождать его и совершить обряд приветствия.


Этикет семейной жизни

 

У народов Северного Кавказа основой семейной жизни является «малая семья» - супружеская пара и их дети, но традиции большой семьи (объединение родственников в 3-4 поколениях) сохраняются до сих пор и проявляются в этикетных нормах.

Этикет семейной жизни тесно связан с символической топографией жилища. Эта топография делится на две категории мест - «мужское - сакральное» и «женское - профанное». В общем зале самым почетным считается место у очага, наиболее удаленное от входа, - это место хозяина, главы дома. У адыгов оно называется жанта (так в старину называли глинобитный диван), на него даже в отсутствие главы дома никто из домашних не может сесть. Оно обычно предлагается хозяином самому почетному гостю, на этой же стороне обычно размещаются гости по старшинству - чем моложе гость, тем ближе он к выходу. У самого выхода располагаются «истопники» - молодежь из числа родственников хозяина, ответственная за поддержание огня в очаге. Характерно, что подобная иерархия расположения мест наблюдается и в государственных учреждениях Северного Кавказа: чем старше по должности или возрасту сотрудник, тем дальше от входа располагается его рабочее место.

Находясь у очага, все обязаны соблюдать особые этикетные правила - нельзя не то что браниться, но и говорить и смеяться слишком громко, выяснять отношения, показывать недовольство чем-либо, делать резкие движения, бросать в огонь мусор. Это объясняется особой сакральностью очага, отраженной в фольклоре всех народов Кавказа. Самым страшным проклятием у чеченцев, обычно обращенным к кровному врагу, является формула «Пусть потухнет огонь в очаге твоего отца!», что означает: пусть прервется потомство, погибнет твой род. В прошлом даже кровный враг хозяина, сумевший живым войти в дом и притронуться к надочажной цепи, делается неприкосновенным.

Женская половина дома является абсолютно запретной для посторонних мужчин. Вход в помещения женщин даже для мужчин своей семьи нежелателен, а попытка посторонних войти в них, будь они даже самыми почетными гостями, воспринимается как оскорбление главы дома.

Мужчина роняет свое достоинство, прикасаясь к предметам женского обихода и вступая с женщинами в разговоры, не предусмотренные правилами хорошего тона.

Правила поведения в отношениях между главой дома и его женой выступают основой семейного этикета. Эти правила имеют черты особого установления, именуемого в этнографии избеганием или ограничительным поведением. Проявляется это в том, что мужу и жене не полагалось находиться в одном помещении дома, беседовать, есть за одним столом, оставаться наедине.

Поведение в отношениях между родителями и детьми также регламентировано нормами этикета. Эти нормы предписывают родителям демонстративную сдержанность по отношению к детям, особенно это касается отцов. У всех народов Северного Кавказа отец в присутствии старших не может взять детей на руки, приласкать их, поиграть с ними.

Поведение матери, конечно же, не так строго регламентируется, как поведение отца, но и мать на первых порах после рождения ребенка делает вид, что ничего общего с ним не имеет, она выполняет предписания запрета на имена своих детей.

Совершенно иная модель поведения между дедушками, бабушками и внуками. Здесь позволительны ласки, совместные игры в присутствии посторонних, а запретные в отношении родителей слова «папа», «мама» часто употребляются при обращении к дедушке и бабушке.

В начале 20 века поведение детей в северокавказской семье в целом отличалось почтительностью и послушанием по отношению ко всем взрослым, но степень строгости зависела от возраста. Можно выделить два возрастных рубежа: 6-8 и 10-12 лет. До 6-8 лет дети независимо от пола практически ни в чем не ограничивались, мальчики и девочки играли вместе, к труду их не привлекали. С 6-8 лет мальчиков и девочек начинали постепенно обособлять, причем к девочкам с этого возраста проявляли больше строгости, их приобщали к женским домашним работам.

С 10-12 лет мальчиков переводили из общей комнаты, где они до этого спали вместе с родителями, в кунацкую, а девочек в особые помещения. Мальчикам выдавали более полный комплект мужской одежды, а на девочек у некоторых народов надевали корсет, который они носили до замужества. С этого времени девочки, даже если они не были половозрелыми, должны были вести себя как взрослые. Им нельзя было находиться вне дома, а с наступлением темноты, оставаться наедине с подростками и юношами.

Как и сейчас, в этом возрасте дети должны усвоить весь комплекс этикетных правил поведения в общественных местах. Мальчики усваивают, что каждый взрослый может попросить их об услуге и отказаться выполнить ее нельзя, что с взрослыми нельзя заговаривать первым, обогнать его или пересечь ему дорогу и т.д. И мальчики и девочки должны к этому возрасту усвоить и выполнять все знаки внимания к старшим и лицам противоположного пола, причем девочка должна соблюдать почтительность в отношении своих сверстников-мальчиков: уступать дорогу, освободить место и т.п., поскольку мужчина считается старше женщины. В это время мальчики и девочки уже должны демонстрировать знаки взаимного отчуждения.

С особенной строгостью в северокавказской семье соблюдаются правила поведения в отношении свойственников - невестки и родственников ее мужа, зятя и родственников его жены. Невестка, в особенности молодая, ограничена в поведении практически во всем: какое-то количество лет после свадьбы она не имеет права разговаривать со старшими родственниками мужа, в особенности с его отцом и дедом; не может находиться с ними в одном помещении, прямо смотреть на них; называть всех родственников мужа по имени, используя для этого условные имена.

Активное вторжение в жизнь северокавказских народов государственных институтов в годы советской власти привело, наряду с прочими причинами, к значительному упрощению этикетных норм ограничительного поведения. В это время, в особенности в городах, практически исчезли элементы избегания между мужем и женой, родителями и детьми, но все еще принято демонстрировать особо сдержанные отношения между зятем и тещей, невесткой и свекром, а в ряде местностей (на западе региона) избегание этих категорий свойственников осуществляется в полном объеме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: