Современное судостроение в Архангельской области.




 

Традиции военного судостроения продолжаются и в наши дни. В Северодвинске находятся два самых крупнейших предприятия в России, входящие в структуру АО «Объединенная судостроительная корпорация»: «Производственное объединение «Севмаш» и «Центр судоремонта «Звездочка».

Основная задача АО «ПО «Севмаш» - это реализация государственной программы вооружений в области создания атомного подводного флота.

Решение о строительстве завода под номером 402 (с 1959 г. – Северное машиностроительное предприятие, с 2015 г. – АО «ПО «Севмаш») было принято Постановлением Совета Труда и Обороны при Совнаркоме СССР от 31 мая 1936 г. В том же году в устье Северной Двины у заброшенного Николо-Корельского монастыря высадились первые бригады строителей.

21 декабря 1939 г. был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны завод № 402 обеспечивал ремонт кораблей и судов Северных конвоев, выпускал боеприпасы.

После войны продолжилось строительство надводных кораблей: больших охотников за подводными лодками, эсминцев, легких крейсеров.

Первый опыт подводного кораблестроения был получен еще в военные годы, когда совместно с Балтийским заводом были достроены 2 дизель-электрические подводные лодки типа «Л».

24 сентября 1955 г. произошло событие, определившее дальнейшее развитие завода – в сборочно-стапельном цехе была заложена первая отечественная подводная лодка с атомной энергетической установкой. В 1958 г. головной корабль был принят в опытную эксплуатацию. Началось серийное строительство атомных подводных лодок (АПЛ).

Севмаш стал уникальной промышленной площадкой, где наряду с крупными сериями атомных подводных лодок с баллистическими и крылатыми ракетами создавались экспериментальные корабли. В 1969 г. была построена первая в мире АПЛ с корпусом из титанового сплава, обеспечившая до сих пор непревзойденную скорость подводного хода в 44,7 узла. В 1967-1981 гг. строились высокоавтоматизированные АПЛ с реакторами на жидком теплоносителе. В 1983 г. флот получил опытный глубоководный корабль, который смог погрузиться на 1027 м, что до сих пор недостижимо для боевых подлодок.

1980-е гг. стали расцветом атомного подводного кораблестроения. Для создания АПЛ третьего поколения мощности Севмаша были удвоены, что позволило построить серии крупнейших в мире тяжелых атомных подводных крейсеров стратегического назначения, атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами, многоцелевых атомных подводных лодок.

В 1990-е гг. строительство атомного подводного флота страны сконцентрировалось на Севмаше. Началось создание АПЛ четвертого поколения.

Сегодня АО «ПО «Севмаш» – единственная верфь России, осуществляющая весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками.

В 2012-2014 гг. флоту были переданы 4 корабля нового поколения: атомные подводные крейсеры проекта «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», головная многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень».

В настоящее время ведется строительство кораблей по проектам «Борей-А» и «Ясень-М».

С 1990-х гг. для российских и зарубежных компаний строились гражданские суда различного класса, морские платформы, энергоблоки, в том числе крупнейшая в России морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» (с 2013 г. ведёт добычу нефти в Печорском море).

В 2013 г. Министерству обороны Республики Индия был передан авианосец проекта 11430 (переоборудованный российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). Опыт ремонта крупного надводного корабля сегодня применяется при проведении работ на тяжелом атомном ракетном крейсере проекта 11442М по заказу Минобороны России.

Всего на предприятии построено 233 надводных корабля, судна и плавсооружения, 41 дизель-электрическая подводная лодка (из них 6 достроено) и 132 атомные подводные лодки.

Свою историю АО «ЦС «Звездочка» отсчитывает от принятия Постановления Совета Министров СССР от 9 июля 1946 о начале строительства завода № 893. 1 июля 1954 года завод №893 начал свою производственную деятельность. Первыми заказами стали дизельная подводная лодка, два больших охотника и ледокольный пароход «Прончищев».

Спустя всего пять лет перед заводом была поставлена задача освоения ремонта атомных подводных лодок, на предприятии начали интенсивно строиться и вводиться в строй новые цеха, эллинги, специальные объекты.

В 1964 году завод №893 передал военно-морскому флоту после ремонта две первые АПЛ. В этом же году на верфи введено в строй специализированное винтообрабатывающее производство, которое в настоящее время является крупнейшим российским производителем как гребных винтов, так и пропульсивных комплексов других типов.

В 1966 году завод № 893 был переименован в «Машиностроительное Предприятие «Звездочка». В 1970 году «Звездочка» завершила ремонт и модернизацию первого в мире атомного ледокола «Ленин».

С 1997 года «Звездочка» является субъектом военно-технического сотрудничества. Основным партнером предприятия в этой сфере стали военно-морские силы Республики Индия.

Важнейшей задачей Центра судоремонта остается поддержание технической готовности атомных подводных сил России. В период с 1999 по 2012 год выполнены работы по ремонту и модернизации группировки ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667 БДРМ. С 2006 года Центр судоремонта переходит к ремонту и модернизации атомных субмарин третьего поколения проектов. Номенклатура ремонтов расширяется за счет надводных кораблей – эсминцев проекта 956 и ракетных крейсеров проекта 1164.

С 2010 года Центр судоремонта является головным исполнителем работ по техническому надзору и сервисному обслуживанию кораблей Северного флота, Новороссийской ВМБ и Каспийской флотилии ВМФ России.

В 2007 году Указом Президента РФ Машиностроительное предприятие «Звездочка» было реорганизовано в Центр судоремонта. К головному предприятию в Северодвинске были присоединены судоремонтные заводы «Нерпа» (г. Снежногорск), СРЗ-35 (г. Мурманск), СРЗ «Красная Кузница» (г. Архангельск), СРЗ-5 (г. Темрюк), Астраханский СРЗ (г. Астрахань), 1-я судоверфь (Краснодарский край) и конструкторское бюро НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск). В 2015 году Центром судоремонта «Звездочка» создан филиал в г. Севастополь, деятельность которого осуществляется на мощностях Севастопольского морского завода.

Важным направлением деятельности верфи является строительство морской техники. В 2011 году завершено строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». В 2010 году Центр судоремонта передал флоту головное спасательное буксирное судно «Звездочка». В 2015 году в состав Военно-морского флота России вошел морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв». Строительство судов линейки этого проекта продолжается и в настоящее время.

С начала производственной деятельности завод №893 – Машиностроительное предприятие «Звездочка» – Центр судоремонта «Звездочка» выполнил ремонт, модернизацию и переоборудование 127 подводных лодок, из которых 91 – с атомной энергетической установкой. Отремонтированы 87 надводных кораблей и судов, в том числе ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры и др.. Построено 250 судов, плавсредств и сооружений.

В Архангельской области есть судостроительные предприятия в Архангельске и Котласе.

ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод» (г. Котлас)

Лимендский ССРЗ основан в 1915 году. Искусственный затон обеспечивает безопасный отстой более 200 судов зимой и в период весеннего ледохода. Завод имеет железнодорожную ветку до станции Вычегда, а водными путями через Северную Двину и Сухону имеет выход в Балтийское море и Волжский бассейн.

Предприятие специализируется на производстве буксирных и грузовых судов для эксплуатации в речных и озерных условиях, мостовых конструкций, различного оборудования для водного транспорта. В 2002-2009 были выполнены заказы Голландии по строительству 7-ми сухогрузных барж и 3-х теплоходов-контейнеровозов.

В настоящее время Лимендский ССРЗ приостановил свою деятельность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: