КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности предприятия »
на тему: «Анализ хозяйственной деятельности ОАО «НЛМК»
на примере ДЦ-1»
ВЫПОЛНИЛ: студентка гр. ЭМ-05-2
Лазарева Е.Н..
__________
дата, подпись
РУКОВОДИТЕЛЬ: к.э.н., доцент
Рязанцева Л.М.
__________
дата, подпись
Липецк 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Значение анализа и себестоимости для металлургического предприятия…4
2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «НЛМК»……………..11
3.Анализ себестоимости продукции ДЦ-1 ОАО «НЛМК»…………………..40
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список …………………………………………………….48
Приложение
Введение
Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является одной из важнейших функций управления производством. Вся собранная информация о ходе и результатах производственного процесса является основой для проведения анализа.
В процессе анализа хозяйственной деятельности осуществляется сравнение достигнутых результатов с плановыми показателями, с показателями предшествующих периодов, производится определение влияния различных факторов на выявленные отклонения, выявляются ошибки, нереализованные возможности, перспективы.
Анализ и диагностика финансовой и хозяйственной деятельности предприятия – комплекс работ, включающий исследования экономических процессов и их взаимосвязи; научное обоснование планов работы предприятия и принятие управленческих решений; выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия; раскрытие тенденций и пропорций развития предприятия, выявление неиспользуемых ресурсов и резервов; разработка предложений по дальнейшему развитию предприятия.
|
Целью данной курсовой работы является проведение анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере Новолипецкого металлургического комбината.
Первая глава – это теоретические особенности анализа себестоимости.
Вторая глава работы посвящена общей оценке финансового состояния предприятия на основании предварительного финансового анализа, анализа валюты баланса, расчетов основных характеристик финансового состояния предприятия, анализа финансовой устойчивости, ликвидности, анализ имущественного положения и деловой активности.
В третьей главе проведён анализ себестоимости на примере доменного цеха
1. Значение анализа и себестоимости для металлургического предприятия
1.1 Предмет, задачи и метод экономического анализа
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под предметом любой науки понимают какую-либо часть или сторону объективной действительности, которую изучает только данная наука. В то же время один и тот же объект может изучаться различными науками. Каждая из них изучает его под своим углом зрения, имеет свои цели и использует специфические методы исследования.
Любой процесс, в том числе и хозяйственный процесс, — это течение событий, изменение состояния объекта в соответствии или в противоречии с намеченными целями под влиянием множества внешних и внутренних факторов и причин. Результаты деятельности предприятий полностью зависят от характера протекающих хозяйственных процессов. Поэтому анализ хозяйственных процессов (хозяйственной деятельности) и достигнутых результатов может иметь практическое значение и способствовать поиску резервов повышения эффективности производства, а также разработке соответствующих плановых показателей и управленческих решений только при выявлении и количественной оценке влияния причинно-следственных связей в деятельности предприятий. Лишь раскрыв содержание и характер этих связей, можно оценить в процессе анализа или в процессе обоснования плановых заданий и управленческих решений изменение показателей хозяйственной деятельности под влиянием того или иного фактора и в целом за рассматриваемый период.
|
Предметом анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий являются причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.
Содержанием анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятий с целью выявления и объективной оценки влияния причинно-следственных связей экономических процессов и явлений на достигнутые результаты и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
Основными задачами экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий являются:
1. Оценка обоснованности плановых заданий.
2. Оценка результатов хозяйственной деятельности.
3. Изучение и обобщение передового опыта повышения эффективности хозяйствования, выявление внутрихозяйственных резервов.
|
4. Разработка мероприятий по использованию резервов, содействие распространению передового опыта.
5. Прогнозирование ожидаемых результатов хозяйственной деятельности и разработка базовых показателей для планирования на предстоящий период.
6. Подготовка материалов для принятия оптимальных управленческих решений.
Виды анализа
Классификация видов анализа может быть произведена по ряду признаков. Основными из них являются следующие:
По времени проведения АХД подразделяется на предварительный (прогнозный) и последующий (ретроспективный).
Предварительный анализ проводится для обоснования плановых показателей и управленческих решений, оценки ожидаемых результатов производственно-хозяйственной деятельности. Он проводится до осуществления соответствующих производственных и хозяйственных операций.
Последующий анализ проводится после осуществления производственных и хозяйственных операций. Он используется для оценки фактических результатов производственно-хозяйственной деятельности. Последующий анализ в свою очередь можно разделить на итоговый и ситуационный. Итоговый анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год) и содержит, как правило, полную оценку результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений. Ситуационный анализ проводится обычно сразу после совершения производственных и хозяйственных операций и характеризует изменение ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.).
По методам изучения объекта анализ может быть сравнительным, диагностическим, факторным, функционально-стоимостным и т.д.
При сравнительном анализе обычно ограничиваются сопоставлением отчетных показателей деятельности предприятия с плановыми показателями, данными предшествующих периодов, лучшими показателями и т.д.
Факторный анализ направлен на оценку влияния отдельных факторов на величину и динамику тех или иных показателей.
Диагностический анализ позволяет установить характер нарушения нормального хода производственно-хозяйственной деятельности на основе типичных признаков. Например, рост зарплатоемкости продукции свидетельствует о том, что темп роста средней заработной платы выше, чем темп роста производительности труда.
По содержанию и полноте изучения вопросов анализ подразделяется на полный (комплексный) и тематический.
При полном анализе рассматриваются все стороны деятельности предприятия в их взаимосвязи, а тематический анализ проводится по более узкой программе с целью выявления возможностей совершенствования отдельных сторон хозяйственной деятельности (например, анализ использования металлургических агрегатов, использования рабочего времени, себестоимости продукции и т.д.).
Различают также внутрихозяйственный и межхозяйственный (межзаводский) анализ. Внутрихозяйственный анализ связан с изучением результатов деятельности только исследуемого предприятия и его подразделений. При межхозяйственном анализе производится сопоставление результатов деятельности двух или более предприятий одной отрасли или подотрасли. Это позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и дать более объективную оценку результатов деятельности анализируемого предприятия.
По субъектам (пользователям результатами анализа) различают внутренний и внешний АХД. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии, а его результаты используются для нужд управления производственно-хозяйственной деятельностью.
Внешний анализ проводится за пределами предприятия заинтересованными контрагентами (кредиторами, инвесторами, поставщиками, покупателями), акционерами, государственными органами (налоговыми, таможенными и др.). Различным субъектам анализа (внутренним и внешним) доступна естественно разная исходная информация.
Разделение АХД на внутренний и внешний тесно связано с разделением анализа на управленческий и финансовый (рис. 1.1).
Особенностями управленческого анализа являются:
—ориентация задач и результатов анализа на интересы руководства предприятия;
—использование для анализа всех источников информации;
—комплексность анализа, взаимосвязанное изучение всех сторон деятельности предприятия;
—интеграция процессов учета, анализа, планирования и принятия решений;
—закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Финансовый анализ, базирующийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, имеет характер внешнего анализа. При его проведении используется весьма ограниченная стандартная информация.
Рис 1.1 Примерная схема разделения анализа хозяйственной деятельности на управленческий и финансовый
При проведении внутрихозяйственного финансового анализа в качестве источника используется вся имеющаяся на предприятии информация. Вопросы внутрихозяйственного производственного и финансового анализа взаимосвязаны. Кроме того, за счет привлечения данных управленческого учета появляется возможность углубления анализа сугубо финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, ликвидности, платежеспособности и т.д.).
1.2. Анализ себестоимости в управлении финансово-экономической деятельностью предприятия.
Задачи анализа
Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей деятельности промышленного предприятия. Себестоимость — основной ценообразующий показатель, ее уровень оказывает определяющее влияние на рентабельность продукции и величину прибыли от ее реализации. Поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, а с другой стороны - определить резервы увеличения прибыли и перспективы изменения цен на продукцию предприятия.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
. — изучение структуры и динамики затрат на производство продукции;
— оценка выполнения плана по себестоимости продукции;
— выявление и оценка влияния отдельных факторов на динамику показателей и выполнение плана по себестоимости продукции;
— изучение динамики себестоимости отдельных видов продукции;
— выявление резервов снижения себестоимости продукции и разработка мероприятий по реализации резервов.
Обобщающим показателем себестоимости продукции является величина затрат на 1 рубль товарной продукции. Кроме этого, при планировании и анализе используются показатели общей суммы затрат на производство продукции и себестоимости отдельных видов продукции.
Рис. 1.2 Формирование показателя затрат на 1 рубль товарной продукции
2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «НЛМК»
Краткая характеристика предприятия
Новолипецкий металлургический комбинат – третий по величине производитель стали в России, один из крупнейших металлургических комбинатов мира с полным циклом производства и имеет в своем составе:
- агломерационное производство;
- коксохимическое производство;
- доменное производство;
- сталеплавильное производство;
- два цеха горячей прокатки;
- три цеха холодной прокатки.
Помимо металлургического комплекса, комбинат включает машиностроительный завод по производству узлов металлургических агрегатов, топливно-энергетический комплекс, объекты социальной сферы. Комбинат участвует в ряде дочерних компаний, среди которых горнодобывающие предприятия, научно-исследовательские организации, страховые и инвестиционные компании.
Производство НЛМК ориентировано на выпуск высококачественного листового горячее - и холоднокатаного проката. Предлагаемый сортамент продукции включает в себя литейный чугун, слябы, горячекатаную и холоднокатаную сталь, оцинкованную и с полимерным покрытием, сталь для эмалирования, холоднокатаную анизотропную и изотропную сталь, штрипс, кокс, трубы и другую продукцию.
Листовой прокат Новолипецкого комбината применяется в автомобилестроении; машиностроении; судостроении; промышленном строительстве; гражданском строительстве; производстве труб; электротехнической промышленности; производстве бытовой техники.
НЛМК – предприятие полного металлургического цикла. На его базе внедрялись самые прогрессивные технологии и оборудование как в отечественной, так и в мировой металлургии. Эти традиции были сохранены и развиты нынешним поколением новолипецких металлургов.
Расположенный в Центрально-Черноземном регионе России, Новолипецкий комбинат имеет стратегически выгодное положение как для зарубежных покупателей и отечественных потребителей, так и по отношению к поставщикам сырья и энергии. Основные отечественные потребители продукции комбината расположены в пределах 1500 км, кроме того, НЛМК имеет удобные выходы к портам на Балтийском и Черном морях.
Новолипецкий комбинат расположен в регионе с развитой энергетической инфраструктурой и имеет прямой доступ к магистральным газопроводам, железорудные месторождения находятся в непосредственной близости от предприятия.
НЛМК производит 14% российской стали, 24% плоского проката и более 70% проката с полимерным покрытиями.
Продукция Компании пользуется устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках. Более 70% продаж металлопродукции Новолипецкого комбината приходится на экспорт. Основными экспортными рынками сбыта продукции НЛМК в настоящий момент являются Европа, Азия, Америка и Ближний Восток.
Имя НЛМК много лет известно в России и во всем мире. Традиционные партнеры комбината ценят стабильность, поэтому уверены в НЛМК. Новые клиенты ориентируются на надежность и высокое качество продукции Новолипецкого металлургического комбината.
НЛМК является самым эффективным предприятием черной металлургии России. Выход готовой продукции из выплавленной стали на Новолипецком комбинате составляет 94%, что является лучшим показателем в отрасли. В области ценовой политики ОАО «НЛМК» придерживается принципа единых базовых цен на металлопродукцию для всех потребителей. В то же время для отражения конкретных технических характеристик продукции и стимулирования крупных покупателей применяется гибкая система приплат и скидок на все виды продукции, включающая:
1. технические приплаты и скидки, регулирующие базовые цены в зависимости от качественных характеристик и типоразмеров продукции;
2. коммерческие приплаты и скидки, регулирующие базовые цены в зависимости от объема заказа, форм и условий оплаты.