Мифологизм в эпосе о Гильгамеше




 

Немного разобравшись с историей древне-шумерских племен, вариантами изложения и перевода «Эпоса о Гильгамеше», следует изучить и проанализировать используемые в данной работе термины - «эпос» и «миф». Всё более глубокий интерес сегодня проявляется к сакральному периоду бытия, когда мир является людям в своей изначальной цельности, таинстве и всемогуществе - обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала у всех народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов[7,c,86]. Миф - не сказка. Сказка - вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка - дитя уже более поздней эпохи. Миф - древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Мир у древних не делился на профанный (земной) и сакральный (божественный): любое земное действие затрагивало струны мироздания и обладало собственной священностью. [11.c.119]. Они не верили в своего Бога или Богов - они жили в мире, где Боги существовали изначально и по определению, это была первейшая аксиома их бытия.

Понятие «эпос», в первую очередь, означает историю какого-либо народа, записанную, как героическое, но не сакральное произведение. Этот факт является основным различием между эпосом и мифом, так как «миф» - это история, которая повествует о сакральном первосюжете, таком как, например, создание Мира. В эпосе уточняются время и место действия, в то время как миф не имеет конкретного времени и пространства. Ещё одно существенное различие между эпосом и мифом это их функция - миф делает какой-либо социальный порядок священным, цикличным, то есть традиции предков должны повторяться, а функция эпоса - сохранение исторической памяти, то есть повествование о начале истории того или иного народа [12]. У мифа есть еще одно существенное отличие от эпоса - обязательно должен рассказываться только посвященным лицам и только в сакральной обстановке. Как правило, это происходило в процессе инициации, жрец, либо просто уважаемый член племени, рассказывал инициируемому священную историю - миф. Эпос же мог рассказываться в более непринужденной обстановке любым человеком, знающим его - то есть у эпоса не было такого сакрального значения, как у мифа, и передавался он гораздо проще, без каких-либо условностей. Миф и эпос возникли из потребности древних людей в осознании окружающей их природной и социальной стихии, сущности человека, а так же из необходимости знать историю своего народа, своих героев и их подвигов. И оба этих древнейших «жанра» протяжении всей истории человечества были, и по сей день остаются существенными аспектом культуры.

Как уже говорилось, герои мифов, как правило, не являются реальными людьми и никаких конкретных исторических данных о них нет. Что касаемо героев эпосов, а в данном случае им является Гильгамеш, то о них можно найти но некоторые исторические свидетельства, как о реально существовавших людях. Гильгамеш - царь шумерского <https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумеры> города Урука <https://ru.wikipedia.org/wiki/РЈСЂСѓРє> представитель 1-й Династии Урука <https://ru.wikipedia.org/wiki/1-СЏ_Династия_РЈСЂСѓРєР°>, сын энома Кулаба.

В начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша <https://ru.wikipedia.org/wiki/РљРёС?> Аге <https://ru.wikipedia.org/wiki/РђРіР°_(царь_РљРёС?Р°)>. Ага <https://ru.wikipedia.org/wiki/РђРіР°_(царь_РљРёС?Р°)>, через послов, потребовал, чтобы Урук <https://ru.wikipedia.org/wiki/РЈСЂСѓРє> принял участие в предпринятых Кишем <https://ru.wikipedia.org/wiki/РљРёС?> ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, поддерживаемый народным собранием, отказался покориться. Народное собрание провозгласило Гильгамеша военным вождем - лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату <https://ru.wikipedia.org/wiki/Евфрат>, но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев. Власть над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу. В дальнейшем, под его властью были объединены такие города как Адаб <https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаб>, Ниппур <https://ru.wikipedia.org/wiki/РќРёРїРїСѓСЂ>, Лагаш <https://ru.wikipedia.org/wiki/ЛагаС?>, Умма <https://ru.wikipedia.org/wiki/РЈРјРјР°> и др. Гильгамеш упоминается в качестве строителя ниппурского <https://ru.wikipedia.org/wiki/РќРёРїРїСѓСЂ> святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя [8.c.43.].

Но все это - история - наука достаточно точная, и она не терпит выдумок и дополнений. Народ же в стремлении запечатлеть своих предков и правителей в фантастическом образе, соответствующем мировоззрению и мироощущению того времени, создаёт произведение - «Эпос о Гильгамеше», позднее причисленное к эпическому жанру.

"Эпос о Гильгамеше" - произведение, которое рассказывает о приключениях легендарного правителя города Урука - полубога Гильгамеша (героя) и его друга Энкиду, их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу (антигероя), смерть Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствие самого Гильгамеша в страну мертвых к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти за цветком бессмертия.

Казалось бы, смерть Энкиду - конец всему. И на этом естественно бы кончить повествование о Гильгамеше, возвратив его в родной Урук. Но автор поэмы заставляет своего героя совершить новый, самый выдающийся подвиг. Если ранее Гильгамеш обличал одну богиню Иштар, то теперь он восстает против решения всех богов умертвить Энкиду и отправляется в подземный мир, чтобы вернуть другу жизнь. Этим самым он восстает и против вековой несправедливости - боги удержали бессмертие только для самих себя.

В ходе исследования «Эпоса о Гильгамеше», нельзя не обратить внимание на мифологизм этого эпического произведения. Тема путешествия героя в чужеземную страну и испытание его моральной и физической силы, в соединении с мотивами волшебных даров и волшебного помощника, не только позволяет вскрыть мотивы, связанные с обрядами инициации, но и показывают степень мифологизации произведения, составленного как героико-исторический памятник. Вообще в рассматриваемом эпосе наблюдается довольно много примет мифологического мышления - например путешествия Гильгамеша в поисках бессмертия. В ходе этого путешествия он отправился в страну мертвых - обязательный элемент мифологической картины мира любого общества. Там он получает ответ на волнующий его вопрос и отправляется дальше - достаточно распространенное представление древних народов о том, что в Загробном мире можно узнать все тайны мироздания и получить ответы на все интересующие вопросы. Так как смерть представлялась переходом из одного состояния в другое, то, как и любой переход она сопровождалась процессом инициации, в ходе которого инициируемый получал знания недоступные другим - не посвященным. Достигнув своей цели и получив цветок дарующий молодость, Гильгамеш отправляется в обратный дорогу - домой. Но по пути его подстерегает Змей, который съедает заветный Цветок и тем самым лишает Гильгамеша последнего - надежды, так как он знает, что это был единственный шанс обрести бессмертие. Здесь мы видим очень распространенный в мифологии образ Зла - Змея, и это в очередной раз указывает на степень мифологизации сознания людей и не то, что все мифологии имеют определенные традиции и классические элементы, присутствующие во всех произведениях древних времен.

Вообще «Эпос о Гильгамеше» затрагивает множество важных и актуальных во все времена тем, таких как противостояние добра и зла (Гильгамеш с Энкиду против Хумбабы), враждебность цивилизации и природы (образ Энкиду до и после встречи с Гильгамешем), значение дружбы в жизни человека, неизбежность смерти, поиски источника вечной жизни.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: