Специфика образа антигероя




 

Перейдем к антигерою эпоса. Чтобы исследовать и проанализировать образ Хумбабы, нужно проследить как он появляется в структуре повествования. Итак: Гильгамеш, подружился с Энкиду, и вместе они решают «…Все, что есть злого, изгоним из мира!…» [3.табл.2]. Начинают они свои подвиги с похода в кедровый лес, который охраняет злой великан - Хумбаба. "… Энкиду взмахнул свои топором и срубил один из кедров. Раздался гневный голос: "Кто вошел в мой лес и срубил одно из моих деревьев?" [3.табл.5]. И тут они увидели самого Хумбабу, приближавшегося к ним: были у него львиные лапы и покрытое розовой чешуей тело, когти на лапах ястребиные, а на голове рога дикого быка; хвост его и мужской орган заканчивались каждый змеиной головой…" - вот так описан Хумбаба в тексте эпоса.

А кем был Хумбаба и какой лес он охранял? В тексте говорится, что это был девственный лес с растущими в нем гигантскими кедрами, которые, собственно, и охранял злой монстр - Хумбаба. Но так повествует текст эпоса, а что же на самом деле? - ведь как уже говорилось - эпическое произведение это милогизированная история народа. Скорее всего лес - это действительно лес, находящийся либо в северной Сирии, либо в Эламе, на юго-западе Персии. В историческом плане города Междуречья нуждались в древесине и именно это могло быть целью всего путешествия. Гильгамеш, молодой царь Урука, желает показать свою могущественность строительством великих храмов и стен в Уруке. Но в горах, богатых лесами, жили чужие племена, которые противились всякой попытке унести кедровую древесину силой. Вероятно, с исторической точки зрения, такими были мотивы этого похода.

Но прежде чем добраться до драгоценного товара, надо было сражаться. На стороне местных племен были их боги, поэтому необходимо было заручиться поддержкой своих, месопотамских, богов. Шамаш соглашается встать на сторону Гильгамеша, так как последний обещает построить ему храм. Одним из ужасов в горах были землетрясения и извержения вулканов. Геологическая трещина идет через Анатолию и Армению, и вулканы должны были еще действовать в 3 тыс. до н.э., когда происходит действие эпоса. Именно извержение вулкана точно описывается в одном из снов, который Гильгамеш видит на Кедровой горе. Этот поход имел также другую цель: приключения. Два молодых героя отправляются на поиски славы: горы и кедры, охраняемые чудовищем, вполне подходящая для этого цель. Герои идут без сопровождения и вдвоем борются с гигантом Хумбабой, который является то ли северо-сирийским, то ли анатолийским богом (смотря куда точно отправились герои). Хумбаба защищает свой лес колдовством: то он посылает Гильгамешу странный сон, то ставит перед Энкиду зачарованные ворота... Только с помощью Шамаша и восьми ветров удается победить его. Ветры - очень важные союзники, так как именно с их помощью бог Мардук смирил первоначальные воды хаоса в битве в начале мира, как это рассказано в "Энума Элише". Хумбаба является протеже Энлиля, бога земли, и его смерть навлекает на двух героев гнев Энлиля, от которого они пострадают позже. Лес - это "страна жизни" или просто "страна", лежащая где-то на границах мифа и действительности [2.c.41.]. В центре стоит гора, являющаяся одновременно и жилищем богов и царством мертвых, посланником снов. Лес - это также "сад Солнца", в который Гильгамеш войдет позже и встретит великого солнечного бога уже не во сне, а лично, страна принадлежала Шамашу. Войдя в лес, Гильгамеш и Энкиду видят кедр перед горой, прогалину, зеленую от зарослей и широкую дорогу. Почти такое же описание встречается в одном уэлльском рыцарском романе 12 века (из Мабиногеона): рыцарь Кинон видит перед собой "прекраснейшую долину в мире; в ней нет дерев одинаковой величины...в центре долины стоит великое дерево, а под деревом фонтан... там течет река, а вдоль нее - дорога" [2.c.51.]. Сторож леса, Хумбаба, также имеет власть над животными, пасущимися на полянах леса. То есть он - тот же Страшный Пастух, с которым встречаются герои во многих литературных произведениях, особенно в средневековой литературе.

Как мы видим, эпизод с походом героев против Хумбабы достаточно точно можно объяснить с научной точки зрения. Как и во многих других эпических произведениях трудности народа мифологизируются в образе преград на пути героя. Прообразом Хумбабы явились соседние племена, охранявшие свое богатство - древесину, произрастающую в их лесах. А историческими причинами похода Гильгамеша были достаточно меркантильные цели - завоевание ценного природного ресурса (древесины) и приобретение могущества в глазах своего народа. Но в эпосе все гораздо более поэтично, а точнее - мифологично, как и сознание людей того времени.

Так каким же предстает перед нами эпический антигерой, каковы особенности его образа, его характера? «…Хумбаба - ураган его голос,

Уста его - пламя, смерть - дыханье!..». Как можно заметить из описания, Хумбаба, наделен не слишком оригинальными качествами, для антигероя - огненное дыхание, несущие смерть и так далее. Этот факт в очередной раз подтверждает мнение о том, что в мифологиях всех народов есть сходные элементы. Еще одна особенность Хумбабы это то, что он может повелевать страхами людей. Его прототип - это целое племя, следовательно, можно представить себе ту силу, которой он наделен (согласно тексту эпоса, это сделал один из Богов - Энлиль).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя итоги проделанной работы, можно сделать несколько важных выводов. Первое - шумеры, народ написавший «Эпос о Гильгамеше», были первой цивилизацией обладающей высокоразвитой письменностью - клинописью. Что же касается самого эпоса, то он является одним из древнейших письменных памятников эпической литературы и изложен в нескольких вариантах и на нескольких языках.

При анализе понятий «эпос» и «миф» было выяснено, какая между ними разница. Миф - это сакральная история, повествующая о каком-либо первосюжете, а эпос - это героическое повествование, рассказывающее нам историю какого-либо народа. Так же, в ходе исследования, было выявлено еще несколько существенных различий между этими двумя древнелитературными жанрами.

Что касается специфики взаимоотношений героя и антигероя, то в ходе исследования, было выяснено, что как и во множестве других произведений, происходит борьба, в ходе которой побеждает добро.

Следуя тому факту, что эпическое произведение повествует о реальной истории нарда, был найден прототип главного героя - Гильгамеша, это царь реально существовавшего города - Урука. Помимо этого, в работе был выдвинут возможный исторический, а не героический вариант «Эпоса о Гильгамеше». Все это было сделано на основе документальных данных о правителях Урука, а так же других исторических данных.

После краткого ознакомления с сюжетом, следует исследование мифологизма данного эпического произведения. Было найдено множество примет мифологического мышления и мировоззрения, таких как, путешествие героя на чужие земли, моральные и физические испытания и так далее. Все это говорит о наличии определенных классических элементов и традиций, свойственных как мифологическим, так и эпическим произведениям времен архаики.

В ходе исследования основной темы работы, были изучены и проанализированы характеры героя и антигероя эпоса - Гильгамеша и Хумбабы. Как вывод можно сказать, что герой - Гильгамеш, предстает перед нами в развитии - от самоуверенного богатыря, до человека, задумывающегося о неизбежности смерти, о ценности дружбы. Другими словами, на протяжении всего повествования Гильгамеш развивается духовно, благодаря своему другу - Энкиду. Вместе с тем, Гильгамеш, особенно в первой половине эпоса, обладает рядом таких качеств, как - дерзость, самоуверенность, бесстрашие. В общем, делая вывод о специфике характера главного героя, можно сказать, что в нем соединены воедино духовное и физическое развитие.

Образ антигероя в «Эпосе о Гильгамеше» представлен злым монстром - Хумбабой. Его характер менее разносторонний и противоречивый, чем у Гильгамеша. Хумбаба - это классический эпический антигерой, с огненным дыханием, несколькими головами и прочими атрибутами отрицательного персонажа.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. М. 1979г.

. Дьяконов И.М. Образ Гильгамеша (К вопросу о соотношении мифа и эпической поэзии). Труды Гос.Эрмитажа, Т. 2 1958 г.

. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше. Перевод с аккадского статья и комментарии Дьяконова М. Изд. Академия наук СССР 1961 г.

. Емельянов В.В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001 г.

. Кикнадзе З. Эпос о Гильгамеше (Трансляция, перевод, комментарии, исследование) Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси 1965г.

. Крамер С. "Мифология Шумера и Аккада", - М.: Просвещение, 1977г.

. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1986 г.

. Фингарет С. "Мифы и легенды Древнего Востока", - М., 2002 г.

. Элиаде М. Аспекты мифа - М.: Академический Проект. 2000. С. 111 - 133.

10. <https://www.hrono.info/text/ru/nech_irak.html>

. <https://www.russianplanet.ru/filolog/index.htm>

. <https://www.opentextnn.ru/history/myth/theory/?id=724>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: