Требования к конструкции и элементам земляного полотна железнодорожного




Пути при проектировании, строительстве и реконструкции

Общие требования

6.1.1 Земляное полотно по прочности, устойчивости и техническому состоянию на всем протяжении железнодорожного пути должно обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимого уровня риска.

6.1.2 Земляное полотно должно обеспечивать стабильность положения верхнего строения пути в плане и профиле при заданных весах, осевых нагрузках, грузонапряженности и скоростях движения поездов в течение всего срока эксплуатации железнодорожного пути до его реконструкции или капитального ремонта.

6.1.3 Земляное полотно следует проектировать на основе материалов инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, гидрогеологических и гидрологических изысканий. При необходимости следует выполнять геокриологические, инженерно-сейсмологические и другие виды изысканий, а также натурные определения деформативных и прочностных свойств грунтов основания по ГОСТ 12248 и (или) ГОСТ 20276.

Выполняемые инженерные изыскания должны соответствовать требованиям СП 47.13330 и иных нормативных документов в области изысканий для строительства [3-7].

В состав инженерно-геологического обследования при получении исходных данных для проектирования реконструкции земляного полотна эксплуатируемых железнодорожных линий дополнительно должны входить:

- изучение имеющейся проектной документации при строительстве жел-дор линии;

- изучение проекта последнего капитального ремонта верхнего строения пути и имеющихся проектов капитального ремонта земляного полотна;

- анализ форм и ведомостей технического паспорта дистанций пути;

- натурный осмотр земляного полотна, балластного слоя и сооружений с попикетным описанием и опросом линейных работников;

- анализ результатов проходов мобильных диагностических комплексов, путеизмерительных вагонов и подвижных нагрузочных устройств;

- инженерно-геологическое обследование земполотна совместно с балластным слоем.

6.1.4 Конструкции земляного полотна и его сооружений должны выдерживать по техническому состоянию природные и техногенные воздействия и нагрузки в течение срока эксплуатации железнодорожного пути до его реконструкции или капитального ремонта.

6.1.5 Для сохранения ценных земель и нанесения наименьшего ущерба природной среде предусматриваются сооружения и устройства инженерной защиты (противооползневые, противообвальные, противоналедные, противолавинные, противоселевые и др.), которые проектируются как в полосе отвода железнодорожной линии, так и за ее пределами в специально выделенных охранных зонах.

6.1.6 При проектировании земполотна учитываются эксплуатационные требования:

- обеспечение длительной эксплуатации с минимальными отказами при расчетной грузонапряженности проектируемого ж.-д. пути и максимальной расчетной скорости поездов;

- ремонтопригодность;

- надежность по протяжению жел-дор пути, обеспечивающая допустимый уровень риска независимо от вида применяемых грунтов и естественного состояния основания.

6.1.7 При проектировании земляного полотна предусматриваются комплексные решения по выбору и назначению:

- конструкции земляного полотна в зависимости от топографии, инженерно-геологических и природных условий, а также способов производства работ;

- грунта для насыпей с учетом вида и состояния грунтов основания, высоты проектируемой насыпи, а также разведанных запасов грунтов, дальности их возки;

- вида и конструкции водоотводных устройств и сооружений, соответствующих расчетным расходам поверхностного стока и гидрогеологическим условиям;

- типа укрепления откосов земляного полотна и водоотводов с учетом местных условий;

- комплекса устройств и мероприятий по защите железнодорожного пути от вредного воздействия природных факторов и развития деформаций земляного полотна.

6.1.8 Для обеспечения надежности конструкций земляного полотна согласно ГОСТ 32192 следует предусматривать:

- применение грунтов для отсыпки насыпей в соответствии с 6.2;

- плотность грунта в насыпях, под основной площадкой в выемках и на нулевых местах (приложение А);

- устройство защитного слоя под балластной призмой в соответствии с 6.3;

- укрепление поверхностей земляного полотна и его сооружений от водной и ветровой эрозии в соответствии с 6.11;

- возвышение уровня бровки земляного полотна на подходах к водопропускным сооружениям через водотоки и при расположении железнодорожного пути вдоль водотоков и водоемов, а также верха укрепляемых откосов над наивысшим расчетным уровнем воды на заданную величину, исходя из расчетной вероятности превышения, в соответствии с 6.8;

- отвод поверхностных и подземных вод от земляного полотна в соответствии с 6.9;

- применение армогрунтовых конструкций и геосинтетических материалов для повышения прочности грунтов и устойчивости земляного полотна в защитном слое в соответствии с 6.3, в откосных частях в соответствии с 6.6, а также на слабых основаниях согласно 6.7;

- использование теплоизоляционных материалов для предотвращения морозных деформаций в соответствии с 6.7;

- меры по улучшению свойств грунтов основания в соответствии с 6.6 и 6.7;

- применение инженерных способов защиты земляного полотна в сложных природных условиях в соответствии с 6.10 и СП 116.13330;

- организацию в сложных природных условиях геотехнического мониторинга в соответствии с СП 22.13330 (раздел 12) и дополнительно для районов распространения многолетнемерзлых грунтов СП 25.13330 (раздел 15), районов с наличием опасных геологических процессов СП 116.13330 (пункт 4.14).

6.1.9 При проектировании земляного полотна применяются:

- групповые решения для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями;

- групповые решения повторного применения, разрабатываемые для применения на ряде участков со сложными, но многократно повторяющимися на рассматриваемой железнодорожной линии инженерно-геологическими условиями;

- инд. решения, разрабатываемые для отдельных участков со сложными условиями.

Групповые решения принимаются по нормам, указанным в 6.6 настоящего свода правил, без обоснования их инженерными расчетами, но с привязкой к местным условиям.

Для индивидуальных решений на каждом объекте производятся детальные инженерно-геологические изыскания, определяются физико-механические и прочностные характеристики грунтов и принимаемые решения обосновываются инженерными расчетами.

Для групповых решений повторного применения вносятся уточнения в групповые решения на основании выполненных расчетов для группы однотипных объектов и не требуют индивидуального обоснования для каждого объекта.

6.1.10 При индивидуальном проектировании вновь строящегося и реконструируемого земляного полотна следует принимать нагрузку от железнодорожного подвижного состава и верхнего строения пути с учетом требований, указанных в 1.2, 1.3 и 4.4 настоящего свода правил. В необходимых случаях следует проверять расчетом устойчивость откосов и прочность основной площадки и основания насыпей, а также деформативность в части непревышения допустимых значений деформаций равномерного морозного пучения и обратимых (упругих) и остаточных осадок оснований насыпей. Требования по допустимым деформациям земляного полотна приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчетная допустимая деформация земляного полотна

Категория железнодорожной линии Расчетная допустимая величина деформации, мм
равномерного морозного пучения осадка основания насыпи
упругая остаточная
полная до реконструкции или капремонта линии максимальная за год
Скоростная, пассажирская        
Особогрузонапряженная        
I и II        
III        
IV        
Примечания 1 Упругая осадка рассчитывается для насыпей на слабых основаниях (см. таблицу 5) под действием расчетной нагрузки от железнодорожного подвижного состава. 2 Остаточная осадка определяется для насыпей на слабых основаниях и оттаивающих основаниях из многолетнемерзлых грунтов (см. таблицы 5, 6) под действием постоянных нагрузок на земляное полотно. 3 Остаточная осадка определяется в условиях эксплуатации после момента окончания строительства. 4 Превышение остаточной осадки допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании в проекте и уширении земполотна, компенсирующем осадку в период эксплуатации за счет подъемок на балласт.

6.1.11 Индивидуальные и групповые решения повторного применения разрабатываются для следующих объектов и условий:

- насыпи высотой более 12 м - из раздробленных скальных грунтов, крупнообломочных грунтов, из песков и из глинистых грунтов твердых и полутвердых консистенций;

- насыпи высотой более 6 м - из глинистых грунтов тугопластичной консистенции, а также из крупнообломоч. грунтов с глинистым заполнителем тугопластичной консистенции;

- насыпи на слабых основаниях, а также при выходе ключей в пределах основания;

- насыпи на болотах I и III типов глубиной более 4 м и болот II типа глубиной более 3 м, а также при поперечном уклоне минерал. дна болот I типа круче 1:10, II типа - 1:15, III типа и болот с торфом неустойчивой консистенции, не поддающихся классификации - 1:20;

- насыпи на поймах рек, на участках пересечения водоемов и водотоков, на участках временного подтопления, а также на участках земляного полотна, расположенных вдоль водотоков, водоемов, водохранилищ и морей;

- насыпи на косогорах круче 1:5, сложенных скальными грунтами, на косогорах круче 1:3, сложенных дисперсными грунтами, а также на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3 при высоте низовых откосов более 12 м;

- выемки при высоте откосов более 12 м;

- выемки в скальных грунтах при неблагоприятных инженерно-геологических условиях, в том числе при залегании пластов горных пород с наклоном круче 1:3 в сторону железнодорожного пути;

- выемки в глинистых и пылеватых переувлажненных грунтах с показателем текучести более 0,5 или вскрывающие водоносные горизонты;

- выемки глубиной более 6 м в глинистых грунтах в районах избыточного увлажнения;

- выемки в грунтах, резко снижающих устойчивость откоса и прочность основной площадки при воздействии климатических факторов и динамических воздействиях (глинистые грунты с влажностью на границе текучести более 0,4), а также насыпи, проектируемые с использованием таких грунтов;

- земляное полотно на пучиноопасных участках (места с перемежающимися разнородными по своим пучинистым свойствам грунтами в зоне промерзания; участки с локальным увлажнением пучинистых грунтов, концевые участки скальных выемок, участки с нарушением температурного режима);

- земляное полотно в местах активных склоновых процессов (на участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов, осыпей, селей, снежных лавин, оврагов);

- земляное полотно на участках с развитием естественных или искусственных подземных полостей (горные выработки, карсты);

- земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами;

- земполотно, при сооружении которого используют гидромеханизацию и взрывные способы производства работ, а также земполотно с конструктивными элементами из армирующих, разделительных, гидроизоляционных, теплоизоляционных материалов и при закреплении грунтов;

- земляное полотно при строительстве дополнительных путей, сооружаемое единым с существующим земляным полотном, при наличии на последнем балластных углублений на основной площадке, балластных шлейфов на откосах, которые невозможно удалить при нарезке уступов, а также при строительстве его на участках наблюдающихся или наблюдавшихся деформаций эксплуатируемого железнодорожного пути;

- земляное полотно в районах распространения многолетнемерзлых грунтов: при основаниях с относительной осадкой более 0,1, в том числе на марях, а также на участках с наличием наледей, подземного льда, развития термокарста, солифлюкции, бугров пучения;

- насыпи и выемки на участках с грунтами, подверженными разжижению при динамическом воздействии;

- насыпи при насыщенных водой грунтах основания и переходные участки от насыпей к выемкам на косогорах круче 1:2;

- земляное полотно в районах строительства с сейсмичностью 7 баллов и более в соответствии с СП 14.13330;

- реконструируемое земляное полотно, которое состоит на учете как деформирующееся, имеющее дефекты земляного полотна, или неустойчивое.

6.1.12 При проектировании земляного полотна учитываются влияние климатических условий района (СП 131.13330) и возникновение опасных природных процессов и явлений.

Проект земляного полотна разрабатывается на основании материалов, характеризующих топографические и инженерно-геологические условия объекта, отражающих его специфические особенности. В состав проектной документации включают:

- решения по конструкциям земляного полотна и способам его защиты от вредного воздействия внешних факторов с указанием границ их применимости;

- решения по способам и технологии производства работ;

- мероприятия по охране окружающей среды;

- технико-экономическое обоснование принятых решений, характеристики рассмотренных вариантов при наличии альтернативных решений.

Указанные решения и мероприятия отражаются в пояснительной записке к проекту, а конструкции - на чертежах (продольных и поперечных профилях, детали конструкции - на отдельных чертежах).

По крупным объектам индивидуального проектирования (оползневой косогор, пересечение водоема, глубокое болото и др.) проектная документация оформляется в виде отдельного раздела проекта.

6.1.13 Для участков земляного полотна, расположенного в сложных инженерно-геологических условиях, следует предусматривать проведение геотехнического мониторинга в строительный и эксплуатационный периоды в соответствии с требованиями СП22.13330 (раздел 12) и дополнительно для районов с наличием опасных геологических процессов СП 116.13330 (пункт 4.14). При необходимости такие участки оборудуются контрольно-оповестительными системами.

6.1.14 На отдельных особо сложных объектах индивидуального проектирования земляного полотна, где не представляется возможным выполнить необходимые расчеты и выбрать апробированные решения, в проекте допускается предусматривать экспериментальные решения с научным сопровождением, при этом данные объекты обозначаются как "экспериментальные", для них разрабатываются специальные ТУ на проектирование и строительство, проводится подконтрольная эксплуатация и осуществляется мониторинг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: