Требования к конструкции и элементам верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого железнодорожного пути




СП 238.1326000.2015

Железнодорожный путь

СВОД ПРАВИЛ

 

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"

 

Сведения о своде правил

 

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МГУПС (МИИТ)).

2 ВНЕСЕН ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Минтранса РФ 6.07.2015 г. N 209

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5 Настоящий свод правил может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта".

Дата регистрации 30 июля 2015 г.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и разработчика Министерства транспорта Российской Федерации в сети Интернет.

 

 

Оглавление

  Область применения...................................................................................................  
  Нормативные ссылки..................................................................................................  
  Термины и определения.............................................................................................  
  Общие положения.......................................................................................................  
  Требования к конструкции и элементам верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого железнодорожного пути.......................................................  
  Требования к конструкции и элементам земляного полотна железнодорожного пути при проектировании, строительстве и реконструкции...................................  
  6.1 Общие требования.................................................................................................  
  6.2 Грунты земляного полотна и основания.............................................................  
  6.3 Защитный слой......................................................................................................  
  6.4 Участки переходного пути с переменной жесткостью на подходах к искусственным сооружениям..............................................................................................  
  6.5 Основная площадка...............................................................................................  
  6.6 Конструкция элементов поперечного профиля..................................................  
  6.7 Индивидуальное проектирование.......................................................................  
  6.8 Защита от подтопления........................................................................................  
  6.9 Водоотводные сооружения..................................................................................  
  6.10 Защитные сооружения.........................................................................................  
  6.11 Укрепительные сооружения...............................................................................  
  6.12 Производство работ............................................................................................  
  Охрана окружающей среды.......................................................................................  
  Приложение А (обязательное). Нормы уплотнения грунтов земляного полотна  
  Приложение Б (обязательное). Указание по расчетам устойчивости найти в оглавлении......................................................................................................................  
  Библиография............................................................................................................  

Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции жел-дор. пути общего пользования и жел-дор. пути необщего пользования.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на железнодорожный путь, предназначенный для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 120 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические осевые нагрузки до 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонные по осям сцепления до 102,9 кН/м (10,5 тс/м), динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки до 167,6 кН/м (17,1 тс/м). При этом земляное полотно вновь строящихся железнодорожных линий для грузового и смешанного движения поездов рассчитывается под нагрузку на ось грузового вагона 294 кН (30 тс/ось) и динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки 201 кН/м (20,5 тс/м).

1.3 Проектирование верхнего строения пути для строительства специализированных железнодорожных линий и реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий, на которых предусматривается замкнутое обращение железнодорожного подвижного состава с осевыми нагрузками более 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонными нагрузками более 102,9 кН/м (10,5 тс/м), а также проектирование и строительство земляного полотна специализированных пассажирских линий, на которых исключено обращение подвижного состава с осевыми нагрузками более 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонными нагрузками более 102,9 кН/м (10,5 тс/м), выполняется по специальным техническим условиям в соответствии с [1].

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на безбалластную конструкцию железнодорожного пути.

Требования к верхнему строению пути на жел-дор. мостах установлены в СП 35.13330.

Настоящий свод правил не распространяется на ж.-д. пути технологического ж.-д. тр-та.

Нормативные ссылки

В настоящем своде правил используются нормативные ссылки на следующие документы по стандартизации:

ГОСТ 9238-2013 Габариты жел.-дор. подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 32698-2014 Скрепление рельсовое промежуточное железнодорожного пути. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор

ГОСТ Р 54748-2011 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах. Актуал. ред. СНиП II-7-81*

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуал. редакция СНиП 2.02.01-83

СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04-88

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуал. редакция СНиП 2.05.07-91*

СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96

СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуал. редакция СНиП 22-02-2003

СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуал. редакция СНиП 23-01-99

СП 227.1326000.2014 Пересечения железнодорожных линий с линиями других видов транспорта и инженерными сетями.

СП (проект) Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования*

________________

* На территории Российской Федерации действует СП 237.1326000.2015, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт или свод правил заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) сводом правил. Если ссылочный стандарт или свод правил отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 армогрунтовые конструкции: Конструкции из грунта, армированного металлическими и (или) геосинтетическими элементами (полосами, сетками, геосетками, георешетками, геоячейками).

3.2 балластный слой: Элемент верхнего строения железнодорожного пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна или другому основанию, удержания шпал от сдвига и для обеспечения упругого взаимодействия пути и железнодорожного подвижного состава.

3.3 бесстыковой путь: Жел-дор. путь со сварными рельсовыми плетями, у которых при изменениях температуры концевые участки удлиняются или укорачиваются, а на остальном протяжении возникают продольные силы, пропорциональные изменениям температуры.

3.4 бровка земляного полотна: Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета.

3.5 верхнее строение пути: Часть конструкции ж.-д. пути, воспринимающая нагрузку от колес ж.-д. подвижного состава и передающая их на земполотно и искусств. сооружения.

3.6 водоотводные сооружения: Комплекс сооружений, служащих для сбора и отвода от земляного полотна поверхностных и грунтовых вод.

3.7 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава (ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений, раздел 3).

3.8 геосинтетические материалы: Синтетические материалы на основе полимеров, применяемые в конструкциях земляного полотна и его обустройствах.

3.9 дефекты земляного полотна: Отклонения конструктивных параметров земляного полотна от нормируемых значений.

3.10 деформации земляного полотна: Остаточные и сезонные осадки, поднятия и смещения, повреждения или разрушения земляного полотна или его элементов от природных и (или) техногенных воздействий, включая поездную нагрузку.

3.11 дренажи: Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.

3.12 железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя ж.-д. пути, ж.-д. станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.

3.13 железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения (Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", статья 2).

3.14 железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), статья 2).

3.15 жизненный цикл: Совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации сложной технической системы железнодорожного транспорта.

3.16 застенный дренаж: Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.

3.17 защитные сооружения земляного полотна (защитные сооружения): Сооружения, построенные для защиты земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов.

3.18 защитный слой: Специально сформированный верхний слой земполотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земполотна.

3.19 земляное полотно: Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.

3.20 искусственные сооружения: Сооружения, возводимые на пересечениях, с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.

3.21 карст: Комплексный геологический процесс, обусловленный растворением подземными и (или) поверхностными водами горных пород, проявляющийся в их ослаблении, разрушении, образовании пустот и пещер, изменении напряженного состояния пород, динамики, химического состава и режима подземных и поверхностных вод, в развитии суффозии (механической и химической), эрозий, оседаний, обрушений и провалов грунтов и земной поверхности (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.4).

3.22 комплекс сооружений земляного полотна (комплекс сооружений): Комплекс сооружений, включающий собственно земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения.

3.23 минеральное дно: Основание торфяных отложений болота, сложенное минеральными грунтами.

3.24 модернизация железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с заменой отдельных элементов конструкции на иные, улучшающие показатели функционирования.

3.25 мониторинг: В геотехнике - единая система, включающая:

комплексные наблюдения за инженерно-геологическими процессами, эффективностью инженерной защиты, состоянием сооружений и территорий в периоды строительства и эксплуатации объекта;

анализ результатов наблюдений, расчетов и моделирования, рекомендаций по усилению инженерной защиты, совершенствованию конструкций сооружений и т.п.;

проектирование дополнительных мероприятий по обеспечению надежности сооружений и эффективности инженерной защиты, по предотвращению социально-экологических последствий;

осуществление дополнительных мероприятий при активном геотехническом надзоре (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.7).

3.26 морозное (криогенное) пучение (морозное пучение): Процесс, вызванный промерзанием грунта, миграцией влаги, образованием ледяных прослоев, деформацией скелета грунта, приводящих к увеличению объема грунта и поднятию его поверхности (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.6).

3.27 наледь: Слоистый ледяной массив на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, образовавшийся при замерзании периодически изливающихся подземных или речных вод (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.8).

3.28 несущая способность основной площадки земляного полотна: Способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки, воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода.

3.29 обвалы: Отрыв масс горных пород склонов, бортов и их падение вниз под влиянием силы тяжести с опрокидыванием и перекатыванием без воздействия воды (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.10).

3.30 обочина земляного полотна (обочина): Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна.

3.31 опасные природные процессы и явления: Землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения (Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 2).

3.32 оползни: Смещение горных пород со склонов, бортов карьеров, строительных выемок под действием веса грунта и объемных и поверхностных сил. Различают оползни скольжения, оползни выдавливания, вязкопластические оползни, оползни внезапного разжижения, оползни гидродинамического разрушения (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.12).

3.33 основная площадка земполотна: Верх земполотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земполотна, а также обочины.

3.34 ось пути: Линия, проходящая посередине рельсовой колеи в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от осей симметрии рельсов, образующих данную колею, и предназначенная для построения проектных показателей железнодорожного пути и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примечание - Положение оси пути определяется для каждого пути в пространстве в высокоточной координатной системе, а при ее отсутствии - в заданной системе координат.

3.35 откосы земляного полотна: Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью.

3.36 перегон: Часть ж.-д. линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами (Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", статья 2).

3.37 подрельсовое основание: Опоры для рельсов железнодорожного пути, предназначенные для восприятия нагрузок от рельсов и передачи их на балластный слой или искусственные сооружения.

3.38 полный комплект рабочей документации (рабочая документация): Совокупность основных комплектов рабочих чертежей по видам строительных и монтажных работ, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами и необходимых для строительства здания или сооружения (ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации, пункт 3.6).

3.39 полоса отвода железных дорог: Земельные участки, прилегающие к ж.-д. путям, земельные участки, предназначенные для размещения ж.-д. станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2).

3.40 проектирование: Процесс разработки и выпуска проектной и рабочей документации, необходимой для строительства объекта.

3.41 проектная документация: Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (Градостроительный кодекс РФ (с изменениями на 20 апреля 2014 года) от 22 декабря 2004 года).

3.42 противодеформационные сооружения: Сооружения, устраиваемые для предупреждения появления деформаций земполотна или стабилизации деформирующегося земполотна.

3.43 промежуточн.рельсовое скрепление: Конструкция, прикрепляющая рельсы к опоре.

3.44 прочность грунтов земляного полотна: Способность грунтов земляного полотна и его основания воспринимать действующие нагрузки без разрушения.

3.45 реконструкция железнодорожного пути: Комплекс строительных работ железнодорожного пути и организационно- технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей или его назначения.

3.46 рельсовый стык: Место соединения рельсов в рельсовую нить сваркой или с помощью стыковых накладок и болтов.

3.47 рельсошпальная решетка: Рельсы и шпалы, соединенные между собой с помощью промежуточных рельсовых скреплений.

3.48 ремонт железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технических показателей железнодорожного пути или его назначения.

3.49 ремонтопригодная конструкция: Конструкция, обеспечивающая возможность устранения неисправностей техническим обслуживанием и ремонтом.

3.50 сели: Процесс изливания с огромной скоростью грязекаменных потоков, насыщенных твердым материалом, возникающих при выпадении обильных дождей или интенсивном таянии снега в предгорных и горных районах. Различают связные и текучие сели (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.17).

3.51 слабое основание земляного полотна: Основание земполотна, сложенное грунтами, в которых под воздействием поездной нагрузки, веса верхнего строения пути и земляного полотна могут возникать остаточные деформации, а земляное полотно терять устойчивость.

3.52 сложные природные условия: Наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения (Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 2).

3.53 сложные инженерно-геологические условия: Наличие в земляном полотне или его основании специфических грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных геологических процессов и явлений на территории, по которой проходит железнодорожная линия.

3.54 сложные топографические условия: Участки железнодорожной линии, где по условиям рельефа имеются рабочие отметки земляного полотна, превышающие 12 м, либо участки, расположенные на склонах с крутизной, превышающей 1:5.

3.55 снежные лавины: Сосредоточенное движение больших масс снега, падающих или соскальзывающих с горных склонов в виде сплошного тела (мокрые лавины) или распыленного снега (сухие лавины) (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.18).

3.56 солифлюкция: Смещение (течение, оползание, соскальзывание, сплывы, оплывины) оттаивающего переувлажненного тонкодисперсного грунта на склонах в теплое время суток года, обусловленное сезонным промерзанием и оттаиванием (СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах, пункт А.14).

3.57 специфические грунты: Грунты, обладающие специфическими свойствами, которые под действием природных факторов или динамической нагрузки изменяют свои прочностные или деформационные характеристики.

3.58 сплавина: Твердая корка на поверхности болота из корневищ растений.

3.59 стабильность ширины колеи: Нахождение численных значений параметров геометрии рельсовой колеи в заданных границах.

3.60 стыковые накладки, стыковые болты: Элементы верхнего строения железнодорожного пути, предназначенные для скрепления рельсов в местах их соединения (стыкования).

3.61 старогодные элементы верхнего строения пути: Рельсы, шпалы, стрелочные переводы, скрепления и балласт, изъятые из железнодорожного пути и отвечающие требованиям критериев годности, устанавливаемым Федеральным органом исполнительной власти.

3.62 стрелочные переводы: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.

3.63 суффозия: Разрушение и вынос потоком подземных вод отдельных компонентов и крупных масс дисперсных и сцементированных обломочных пород, в том числе слагающих структурные элементы скальных массивов (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.21).

3.64 термокарст: Процесс оттаивания льдистых грунтов, подземного льда, сопровождающийся их осадкой и образованием понижений рельефа (СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.22).

3.65 трудные условия: Сложные топографические, инженерно-геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных норм проектирования вызывает значительное увеличение объема строительно-монтажных работ, а на существующих линиях - необходимость переустройства земляного полотна, станционных путей и искусственных сооружений, сноса капитальных строений.

3.66 укрепительные сооружения (устройства) земляного полотна: Сооружения (устройства), предназначенные для защиты поверхностей земляного полотна и его сооружений от водной и ветровой эрозии, в том числе их размыва поверхностными водами.

3.67 уравнительный стык: Рельсовый стык особой конструкции, допускающей значительные продольные перемещения конца одного рельса относительно другого.

3.68 устойчивость земляного полотна: Способность конструкции земляного полотна сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил.

Общие положения

4.1 По функциональному назначению конструкция жел-дор. пути разделяется на:

- верхнее строение пути;

- земляное полотно, его водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения, расположенные в полосе отвода;

- искусственные сооружения.

4.2 Конструкция верхнего строения пути должна обеспечивать равномерное распределение на земляное полотно и искусственные сооружения нагрузки от жел-дор. подвижного состава, стабильность геометрических параметров рельсовой колеи, прочность и надежность всех составных элементов, а также устойчивость рельсошпальной решетки от сдвига в горизонтальной и вертикальной плоскостях под воздействием внешних и внутренних сил.

4.3 Конструкции верхнего строения пути и земляного полотна рассчитываются по нормам воздействия на жел-дор. путь железнодорожного подвижного состава в соответствии с ГОСТ Р 55050 при указанных в разделе 1 настоящего свода правил скоростях движения.

4.4 Статические осевые и погонные по осям сцепления, а также динамические нагрузки от тележки для расчета воздействия железнодорожного подвижного состава на земляное полотно при проектировании вновь строящихся жел-дор. линий для скоростного и пассажирского движения поездов, а также реконструкции жел-дор. пути устанавливаются в техническом задании на проектирование, но не менее 245 кН/ось (25 тс/ось), погонные по осям сцепления до 102,9 кН/м (10,5 тс/ м) и динамические от тележки до 167,6 кН/м (17,1 тс/м).

4.5 Конструкцию верхн. строен. пути вновь строящихся жел-дор. линий выбирают, исходя из потребной пропускной способности жел-дор. линии на расчетный срок не менее 10 лет.

4.6 Срок службы верхнего строения пути реконструируемых железнодорожных линий устанавливают в техническом задании на проектирование.

4.7 При проектировании вновь строящихся железнодорожных путей, а также реконструкции существующих железнодорожных путей, сооружений и устройств необходимо соблюдать габариты приближения строений С и С в соответствии с ГОСТ 9238 и правила устройства пересечений в соответствии с СП 227.1326000.

4.8 Конструкции верхн. строения пути и земполотна должны быть ремонтопригодными.

4.9 Выбор конструктивных решений проводится на основе технико-экономической оценки альтернативных вариантов с учетом стоимости жизненного цикла конструкции пути в целом в конкретных условиях эксплуатации.

4.10 Проектирование, строительство и реконструкция железнодорожного пути должны осуществляться в высокоточной системе координат, а при ее отсутствии - в системе координат, обеспечивающей единое координатное пространство и заданную точность измерений.

Требования к конструкции и элементам верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого железнодорожного пути

5.1 Конструкция верхнего строения вновь строящегося железнодорожного пути общего пользования должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Табл. 1 - Требования к конструкции и элементам верхн. строен. вновь строящегося ж-д. пути

Элемент Главные железнодорожные пути (категории линий) Приемо-отправочные пути Прочие станционные пути
Скоростные, особо грузонапряженные Пассажирские, I-IV категорий
Верхнее строение пути Бесстыковой путь на железобетонных шпалах1) Бесстыковой или звеньевой путь
Рельсы Р 65 новые термоупрочненные Рельсы Р 65, новые или старогодные, термоупрочненные Р 65, старогодные
Рельсовые скрепления Новые, с упругой клеммой Новые или старогодные Старогодные
Шпалы Железобетонные, новые. 1 сорта2) Железобетонные новые или старогодные2) Железобетонные старогодные2)  
Эпюра шпал Эпюра шпал3) в прямых 1840 шт./км (в кривых радиусом 1200 м и менее - 2000 шт./км) 1840 шт./км 1600 шт./км  
Балласт Щебень 1-й категории Щебень 1-й или 2-й категории Щебень 2-й категории Гравийно-песчаный
Балластная призма В соответствии с 5.16
Стрелочные переводы Р65 марки не круче 1/11, рельсовые элементы закаленные, новые. Брусья железобетонные, новые 4) Для пассажирского движения Р65 марки не круче 1/11-1/9. Для грузового движения Р65 марки не круче 1/9, симметричных крестовин - не круче 1/6 Р65 марки не круче 1/85), симметричные крестовины -1/4,5 на деревянных или старогодных железобетонных брусьях
           

1) Допускается применение звеньевого пути с соответствующими конструкциями скреплений и шпал при обосновании технико-экономическими расчетами.

2) Допускается применение шпал из другого материала при обосновании технико-экономическими расчетами с учетом стоимости жизненного цикла.

3) На участках обращения поездов повышенного веса и длины с годовыми амплитудами температуры рельсов более 110°C, а также на спусках с уклонами 12 и более эпюра шпал должна составлять 2000 шт. на 1 км.

4) Допускается применение брусьев из другого материала при обосновании технико-экономическими расчетами с учетом стоимости жизненного цикла верхнего строения пути.

5) На станционных путях с установленной скоростью движения 25 км/ч и более применяют стрелочные переводы марки не круче 1/9.

Применение иных конструкций и элементов верхнего строения пути (в т.ч. старогодных) во вновь строящемся и реконструируемом железнодорожном пути обосновывается технико-экономическими расчетами с учетом стоимости жизненного цикла верхнего строения пути.

Требования к конструкции и элементам верхнего строения реконструируемого железнодорожного пути устанавливаются в соответствии с правилами [2].

Требования к конструкции верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого ж.-д. пути необщего пользования устанавливаются в соответствии с СП 37.13330.

5.2 Конструкция бесстыкового пути должна соответствовать климатическим и эксплуатационным условиям его работы.

В проекте бесстыкового пути должны устанавливаться границы укладки, конструкция бесстыкового пути, длины плетей, способы их стыкования, оптимальная температура и расчетный температурный интервал закрепления на постоянный режим работы.

В проекте предусматриваются требования к устройству и укладке бесстыкового пути. Промежуточные рельсовые скрепления, применяемые на бесстыковом пути, должны обеспечивать нагрузки, действующие на узел скрепления:

- горизонтальных продольных сил, - 14 кН;

- боковых сил в прямых и в кривых радиусами 500 м и более - не менее - 50 кН, в кривых радиусами менее 500 м - не менее 100 кН.

Плечо балластной призмы должно быть не менее 45 см.

При проектировании в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, с годовыми амплитудами температуры рельсов более 110°C необходимо предусматривать дополнительные требования к конструкции бесстыкового пути:

- рельсовые плети должны быть сварены преимущественно из рельсов низкотемпературной надежности;

- промежуточные рельсовые скрепления должны обеспечивать сопротивление сдвигу рельсов по шпале не менее 16,5 кН на узел скрепления.

При проектировании в сложных эксплуатационных условиях необходимо предусматривать дополнительные требования к конструкции бесстыкового пути:

- промежуточные рельсовые скрепления долж<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: