ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ МЯСА ИНДЕЙКИ МЕЛКИМИ ФЕРМЕРСКИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН




 

Р. Г. Файзрахманов

Казанский национальный исследовательский технологический университет
г. Казань, fayzrusgab@rambler.ru

 

Индейка – одна из самых крупных сельскохозяйственных птиц. Кроме того, индейка имеет при переработке достаточно высокий выход продукции. Согласно статье [1] в индюшатине в большом количестве присутствует такой необходимый для человеческого организма элемент как фосфор. Кроме того, мясо индейки является весьма низкокалорийным, диетическим, а кроме этого и гипоаллергенным продуктом питания, что может явиться стимулом для увеличения спроса у населения в связи с популяризацией здорового образа жизни.

В Республике Татарстан производством и переработкой мяса индейки занимаются не только крупные компании, но и мелкие частные фермерские хозяйства. Несмотря на более значительные, по сравнению с разведением кур, трудности в выращивании птенцов, рентабельность разведения индейки обычно составляет более 50% и при этом не опускается ниже отметки 20% [2]. Дополнительную пользу птица приносит на выгуле в приусадебном участке, где индейки поедают многочисленных насекомых, очищая приствольные круги. Наличие хороших пастбищ позволяет сэкономить на корме. Зачастую любое частное фермерское хозяйство не ограничивается разведением только одного вида птиц. Индюшки являются прекрасными наседками и способны высиживать не только свои яйца, но и яйца кур, уток и даже гусей. Кроме того самки отлично занимаются воспитанием молодняка.

Наибольшую популярность в мелких фермерских хозяйствах Татарстана получили такие породы индеек как белая широкогрудая и хайбрид конвертер. Поскольку Татарстан не является южным регионом Российской Федерации, то распространённость именно этих пород можно связать с относительной выносливостью, приспосабливаемостью и непритязательностью этих пород. Отличительной особенностью этих пород является также высокая скорость набора веса.

Согласно данным официальной статистики [3] в Республике Татарстан при увеличении цен на все виды мясной продукции, цены на мясо индейки растут наиболее медленными темпами. Сравним рост цен на основные виды мясной продукции в Республике Татарстан и представим для наглядности имеющиеся данные в Таблице 1.

Таблица 1 – рост цен на основные виды мясной продукции в Республике Татарстан в сравнении октябрь 2018 года и январь 2019 года

Вид продукции Цена в октябре 2018 года за кг, руб. Цена в январе 2019 года за кг, руб. Рост цен в рублях Рост цен в процентах
Мясо индейки 251,47 251,93 0,46 0,18
Куры охлаждённые и мороженные 130,06 138,40 8,34 6,41
Окорочка куриные 152,50 160,32 7,82 5,13
Свинина бескостная 331,04 332,92 1,88 0,57
Говядина бескостная 448,81 455,81 7,00 1,56

 

Из таблицы видно, что цены на мясо индейки растут в разы медленнее цен на иные виды мяса. Причём этот рост мал как в абсолютных значениях (рубли), так и в относительных (проценты). Рост цен на альтернативную продукцию может привести к более широкому распространению продукции из мяса индейки. Кроме того, незначительное увеличение спроса не сильно сказывается на крупных промышленных предприятиях, а вот для мелких хозяйств может послужить сильным толчком к наращиванию объёмов производства и продаж.

Фермеров, начинающих разведение индеек, могут отпугнуть сложности, связанные с начальной стадией жизни птицы. Ведь именно на этой стадии птица наиболее чувствительна к окружающей среде и требовательна к корму и условиям содержания. Крупные компании, среди которых следует выделить Татптицепром, ООО АФ «Залесный», КФХ «Марс», готовы поставлять в частные хозяйства птиц любого возраста. А наличие большого количества таких производителей позволяет фермерам иметь богатый выбор в плане ассортимента и цен.

Следует отметить, что, несмотря на ежегодно увеличивающееся количество фермерских хозяйств и разрастания крупных компаний [4], в Республике Татарстан сохранилось много свободных ниш для производства и переработки индюшачьего мяса. Индюшачьи инкубаторы имеются в Атнинском, Кукморском, Лаишевском, Мензелинском, Тетюшском, Тукаевском и Чистопольском районах. Список на самом деле крайне мал, так как согласно Конституции Республики Татарстан в Республике имеется 43 района и 14 городов республиканского значения [5].

Кроме того в Татарстане гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение молодняка птицы. Так согласно официальным документам [6] на одну голову индейки выделяется субсидия в 100 рублей. Для сравнения на одну голову утки выделяется 80 рублей, а на одну голову цыплёнка-бройлера – всего 30 рублей. Эта внушительная помощь правительства республики является мощным дополнительным стимулом к развитию частных хозяйств.

Также немаловажным фактом, играющим роль в развитии мелких фермерских хозяйств в целом, является достаточно регулярная организация сельскохозяйственных ярмарок в городах и районах Татарстана. Так по данным на 2018 год [7] только в Казани было организовано 16 ярмарочных площадок, при общем количестве площадок более двухсот. При этом ярмарки проводятся регулярно, а многие площадки функционируют еженедельно по субботам или воскресеньям. При этом общее количество проведённых ярмарок по республике превысило две с половиной тысячи. Стоит отметить и то обстоятельство, что при проведении подобных мероприятий предусмотрено предоставление бесплатных торговых мест.

Мясо индейки, как в принципе и большинство видов мяса и мясной продукции, является скоропортящемся продуктом. Проведение регулярных ярмарок позволяет быстро реализовать товар конечному потребителю без дополнительных издержек. Это особенно важно для мелких фермерских хозяйств, которые в отличие от крупных промышленных компаний не имеют возможности длительно хранить мясную продукцию по причине отсутствия дорогостоящего холодильного и упаковочного оборудования, а также не могут позволить себе дополнительные расходы, связанные с арендой складских помещений.

Косвенно на развитие фермерских хозяйств влияют и другие факторы. Так согласно приказу [8] агропромышленный комплекс республики ждёт массовая модернизация, внедрение инновационных технологий и развитие инфраструктуры. Согласно этому же документу в стратегию развития входят такие пункты как обеспечение миграционного прироста населения, развитие сельских территорий и кластерное развитие отраслей.

Прекрасные свойства индюшачьего мяса удачно вписываются в эпоху активной пропаганды здорового образа жизни. Для людей, ведущих подсобные хозяйства, при производстве и переработке мяса индейки крайне важна экономическая составляющая вопроса. Рентабельность, увеличение спроса, наличие свободных экономических ниш, возможностей закупки птиц, ну, и, разумеется, помощь со стороны правительства, выражающаяся как в субсидировании, так и в организации ярмарок и развитии агропромышленного комплекса – всё это даёт вкупе прекрасные перспективы для развития производства и переработки мяса индейки мелкими фермерскими хозяйствами в Республике Татарстан.

Литература

1. Соперница курицы / М. Г. Юлин [и др.] // Магнитогорский металл. – 2018. – Апрель.
2. Ленькова Р. К. Экономическая эффективность производства мяса птицы / Р. К. Ленькова. – Горки: Издательство БгоОРиТКЗса. – 2016. – 16 с.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1921001, свободный
4. Алиев М. Ш. Развитие птицеводства в России и Татарстане / М. Ш. Алиев, Д. А. Валиуллина // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2017. – Том 230 (II) С. 10-13.
5. Конституция Республики Татарстан от 30.11.92. (в ред. от 22.06.2012) ст. 65 ч. 2
6. О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счёт средств бюджета Республики Татарстан № 42 от 26.01.2018 // Постановление кабинета министров РТ. – 2018. – № 42. С. 63 – 66.
7. Сельскохозяйственные ярмарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://agro.tatarstan.ru/rus/selskohozyaystvennie-yarmarki.htm, свободный
8. Приказ об утверждении стратегии развитии АПК Республики Татарстан на период 2016 – 2021 годов с перспективой до 2030 года № 165/2 - пр от 21.07.2017 // Постановление кабинета министров РТ. – 2016. – № 529.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: