Как называются тональности, у которых общие звуки (знаки), но разные тоники?




РЕ МАЖОР

 


2. Подпиши ступени в следующих тональностях. Закрась неустойчивые ступени.

 

 
 

 


ПОЁМ МЕЛОДИИ

  • определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
  • определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
  • проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
  • проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
  • найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы

ДУДОЧКА М. Красев

а)

б)

Одна и та же мелодия может быть записана по разному:

а) для пения со словами в вокальной группировке;

Б) для исполнения на инструменте, в инструментальной группировке.

В инструментальной группировке восьмые записываются по две вместе: или.

В вокальной группировке для пения со словами восьмые записываются отдельно, если каждая из них поется на отдельный слог: или.

Если два или несколько звуков распеваются на один слог, то они соединяются в одну группу и отмечаются лигой:

Например:

 

 

На зелёном лугу (русская народная песня)

 
 


 

Повторяем ритмические упражнения (верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая):

РАЗМЕР 2/4

а)

б)

в)

 

РАЗМЕР 3/4

г)

Домашнее задание

1. Задания № 1 и 2 на стр. 2.

2. Мелодии песен «Дудочка» и «На зелёном лугу» ВЫУЧИ НАИЗУСТЬ, пой со словами и с названием нот, дирижируй или тактируй.

3. Мелодию «На зелёном лугу» запиши в инструментальной группировке.

 

1. Напиши и пой все построения в Си-бемоль мажоре.

СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

 
 

 


2. Ступеневые «дорожки» ведут к тонике от любой ступени тональности. Быстро и уверенно играй и пой их в тональности Си-бемоль мажор:

 

3. Мелодию «На зелёном лугу» транспонируй в тональность Си-бемоль мажор и запиши по памяти (в инструментальной группировке):

 

 

 

4. Расставь тактовые черты в ритмическом рисунке в разных размерах; простучи ритм правой рукой, левой – метрический пульс (доли):

 

 

 

Пение по нотам незнакомых мелодий – ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

А потом, работая над домашним заданием, пой эти мелодии уверенно, со словами и с названием нот, дирижируй; песню «По солнышку» пой в основной тональности

и в транспорте – в тональности Си-бемоль мажор.

а) В тёмном лесе (русская народная песня)

 

 


  • в какой тональности песня начинается и в какой заканчивается?
  • сравни 1-й и 2-й такты; как называется такой прием развития мелодии?

 

б) ПО СОЛНЫШКУ Н. Преображенский

   
 
 
 

 


  • подпиши ступени, по которым движется мелодия
  • выдели и подпиши движение мелодии по тоническому трезвучию
  • отметь скачки в мелодии (скачок – движение мелодии по интервалам, которые больше терции)
  • определи и подпиши интервалы и ступени этих скачков:

 

6. Перепиши мелодии примеров 5 а) и 5 б) в инструментальной группировке.

Песню «По солнышку» транспонируй при этом в тональность Си-бемоль мажор

Помни правило: ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО

 

 

 

 

Повторяем минорные тональности.

1. Ответь на вопросы:

Как называются тональности, у которых общие звуки (знаки), но разные тоники?

__________________________________________

 

­­­­ __________

 

__________

 

_________

 

_________

2.

 

 

 

 

3. Проговори ритмослогами и простучи ритм следующих примеров:

а)

 

 

б)

 

 

в)

 

 

г) умей проговорить ритмослогами и простучать каждый голос:

 

 

4. Построй гамму ре минор трёх видов, выполни все построения, играй и пой:

5. Разучиваем новую песню:

В СЫРОМ БОРУ

Русская народная песня

2. По той тропе галка шла, По той тропе галка шла, Галка шла, галка шла, Галка шла, галка шла. 3. За галицей соколик, За галицей соколик, Соколик, соколик, Соколик, соколик. 4. Поймал галку за крыло, Поймал галку за крыло, За крыло, за крыло, За крыло, за крыло,
  • определи тональность
  • отметь фразы ü, найди похожие, запиши латинскими буквами форму этой мелодии:
   
  • проанализируй, как движется мелодия: плавно или скачками, вверх или вниз, на какие ступени опирается движение – устойчивые или неустойчивые
  • умей петь со словами (все куплеты, выразительно!) и с названием нот, с тактированием или с дирижированием.
  • запиши мелодию в инструментальной группировке, помни правило –

ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО

 
 

 


1. Повторяем интервалы:

а)

 

б)

 

в)

 

 

г)

 

 

2. Ритмический диктант

  • определи размер, количество тактов, количество фраз;
  • ритм каких фраз похож? полностью или частично?
  • проговори ритм ритмослогами, запиши ритм под свою диктовку:

 

                 

 

 

3. Новые песенки с ритмом пой со словами и с названием нот, дирижируй.

КАТАНИЕ НА ПОНИ

Муз. А. Жилинскиса, сл. В. Викторова

 

 

КАМЕРТОН

норвежская народная песня слова Я. Серпина

 
 

 


4. Исправь ошибки в мелодии, запиши правильно:

 

Латышская народная песня «Барабанщики лихие»

 

 

 

 

 

 

5. Транспонируй диктант на м.3â (правильно определи тональность!), запиши, пой с дирижированием:

 

 

 

 

ТОНАЛЬНОСТЬ Ля мажор

 

1. Напиши гамму и все построения в тональности Ля мажор,

играй и пой:

Устойчивые ступени Неустойчивые ступени

 

I III V I VII II IV VI

 

Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней Трезвучия главных ступеней

 

VII II I III V Т53 S53 D53

I IV V

 

2. Умей петь в Ля мажоре такие последовательности ступеней:

а) I – III – II – I

б) I – âV – VI – V – IV – V – áI

в) I – II – VII – I – IV – III – I

 

3. Напиши эти ступени в Ля мажоре в заданном ритме. Узнай песню и подпиши её название:

 

______________________________________________________

 

Транспонируй песню в тональность Фа мажор, пой наизусть с названием нот:

 

 

 

4. Определи и подпиши ступени в тональности Ля мажор, неустойчивые – закрась и разреши.

Допой каждую ступень до тоники (в удобной октаве).

 

 

 

5. Повторяй устный диктант, над которым работали в классе. Выучи наизусть, пой со словами и с названием нот, дирижируй:

 

ШЁЛ ПАРЕНЁК

французская народная песня

 

6. Построй СЕКУНДЫи ТЕРЦИИ на всех ступенях Ля мажора, определи и подпиши их. Дома играй и пой все построенные интервалы.

 

 

 

 

7. Впиши в пустые клеточки нужные номера ступеней:

 
 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: