РЕ МАЖОР
2. Подпиши ступени в следующих тональностях. Закрась неустойчивые ступени.
ПОЁМ МЕЛОДИИ
- определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
- определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
- проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
- проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
- найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы
ДУДОЧКА М. Красев
а)
б)
Одна и та же мелодия может быть записана по разному:
а) для пения со словами в вокальной группировке;
Б) для исполнения на инструменте, в инструментальной группировке.
В инструментальной группировке восьмые записываются по две вместе: или.
В вокальной группировке для пения со словами восьмые записываются отдельно, если каждая из них поется на отдельный слог: или.
Если два или несколько звуков распеваются на один слог, то они соединяются в одну группу и отмечаются лигой:
Например:
На зелёном лугу (русская народная песня)
Повторяем ритмические упражнения (верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая):
РАЗМЕР 2/4
а)
б)
в)
РАЗМЕР 3/4
г)
Домашнее задание
1. Задания № 1 и 2 на стр. 2.
2. Мелодии песен «Дудочка» и «На зелёном лугу» ВЫУЧИ НАИЗУСТЬ, пой со словами и с названием нот, дирижируй или тактируй.
3. Мелодию «На зелёном лугу» запиши в инструментальной группировке.
1. Напиши и пой все построения в Си-бемоль мажоре.
СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР
|
2. Ступеневые «дорожки» ведут к тонике от любой ступени тональности. Быстро и уверенно играй и пой их в тональности Си-бемоль мажор:
3. Мелодию «На зелёном лугу» транспонируй в тональность Си-бемоль мажор и запиши по памяти (в инструментальной группировке):
4. Расставь тактовые черты в ритмическом рисунке в разных размерах; простучи ритм правой рукой, левой – метрический пульс (доли):
Пение по нотам незнакомых мелодий – ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.
А потом, работая над домашним заданием, пой эти мелодии уверенно, со словами и с названием нот, дирижируй; песню «По солнышку» пой в основной тональности
и в транспорте – в тональности Си-бемоль мажор.
а) В тёмном лесе (русская народная песня)
- в какой тональности песня начинается и в какой заканчивается?
- сравни 1-й и 2-й такты; как называется такой прием развития мелодии?
б) ПО СОЛНЫШКУ Н. Преображенский
- подпиши ступени, по которым движется мелодия
- выдели и подпиши движение мелодии по тоническому трезвучию
- отметь скачки в мелодии (скачок – движение мелодии по интервалам, которые больше терции)
- определи и подпиши интервалы и ступени этих скачков:
6. Перепиши мелодии примеров 5 а) и 5 б) в инструментальной группировке.
Песню «По солнышку» транспонируй при этом в тональность Си-бемоль мажор
Помни правило: ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО
Повторяем минорные тональности.
1. Ответь на вопросы:
Как называются тональности, у которых общие звуки (знаки), но разные тоники?
|
__________________________________________
__________
__________
_________
_________
2.
3. Проговори ритмослогами и простучи ритм следующих примеров:
а)
б)
в)
г) умей проговорить ритмослогами и простучать каждый голос:
4. Построй гамму ре минор трёх видов, выполни все построения, играй и пой:
5. Разучиваем новую песню:
В СЫРОМ БОРУ
Русская народная песня
2. По той тропе галка шла, По той тропе галка шла, Галка шла, галка шла, Галка шла, галка шла. | 3. За галицей соколик, За галицей соколик, Соколик, соколик, Соколик, соколик. | 4. Поймал галку за крыло, Поймал галку за крыло, За крыло, за крыло, За крыло, за крыло, |
- определи тональность
- отметь фразы ü, найди похожие, запиши латинскими буквами форму этой мелодии:
- проанализируй, как движется мелодия: плавно или скачками, вверх или вниз, на какие ступени опирается движение – устойчивые или неустойчивые
- умей петь со словами (все куплеты, выразительно!) и с названием нот, с тактированием или с дирижированием.
- запиши мелодию в инструментальной группировке, помни правило –
ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО
1. Повторяем интервалы:
а)
б)
в)
г)
2. Ритмический диктант
- определи размер, количество тактов, количество фраз;
- ритм каких фраз похож? полностью или частично?
- проговори ритм ритмослогами, запиши ритм под свою диктовку:
3. Новые песенки с ритмом пой со словами и с названием нот, дирижируй.
|
КАТАНИЕ НА ПОНИ
Муз. А. Жилинскиса, сл. В. Викторова
КАМЕРТОН
норвежская народная песня слова Я. Серпина
4. Исправь ошибки в мелодии, запиши правильно:
Латышская народная песня «Барабанщики лихие»
5. Транспонируй диктант на м.3â (правильно определи тональность!), запиши, пой с дирижированием:
ТОНАЛЬНОСТЬ Ля мажор
1. Напиши гамму и все построения в тональности Ля мажор,
играй и пой:
Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени |
I III V I VII II IV VI
Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней | Трезвучия главных ступеней |
VII II I III V Т53 S53 D53
I IV V
2. Умей петь в Ля мажоре такие последовательности ступеней:
а) I – III – II – I
б) I – âV – VI – V – IV – V – áI
в) I – II – VII – I – IV – III – I
3. Напиши эти ступени в Ля мажоре в заданном ритме. Узнай песню и подпиши её название:
______________________________________________________
Транспонируй песню в тональность Фа мажор, пой наизусть с названием нот:
4. Определи и подпиши ступени в тональности Ля мажор, неустойчивые – закрась и разреши.
Допой каждую ступень до тоники (в удобной октаве).
5. Повторяй устный диктант, над которым работали в классе. Выучи наизусть, пой со словами и с названием нот, дирижируй:
ШЁЛ ПАРЕНЁК
французская народная песня
6. Построй СЕКУНДЫи ТЕРЦИИ на всех ступенях Ля мажора, определи и подпиши их. Дома играй и пой все построенные интервалы.
7. Впиши в пустые клеточки нужные номера ступеней: