Цель: Формировать умение составлять собственный описательный рассказ о домашних животных на основе личных впечатлений, используя план.
Воспитание любви и бережного отношения к животным, знакомство с условиями содержания домашних животных.
Задачи:
-развивать память, словесно-логическое мышление, внимание;
-способствовать развитию творческих способностей детей;
- воспитывать доброжелательные отношения к домашним животным и ответственность за них.
Друзья!
Сегодня на нашем занятии мы с вами еще раз докажем, что без домашних любимцев жить нельзя! Недаром это утверждали такие великие мудрецы как:
- Даниель Дефо, он говорил, что у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества.
- Артур Шопенгауэр: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
- Дейл Карнеги: Только собака живет, не давая ничего, кроме любви.
-Уинстон Черчилль: Поразительные существа эти домашние животные. Собаки смотрят на нас снизу вверх, кошки — сверху вниз, и только свинья — как на равных.
А вот буддийская мудрость гласит, что человек находится выше всех других существ, не потому, что он сильнее их или умнее, а потому, что сострадает всему живому.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ - описание о наших друзьях, любимых животных, о тех, кто живет рядом с нами, кого мы любим, за кем ухаживаем, кто доставляет нам радость. Вы попробуете описать животного на основе личных наблюдений.
Такое занятие проводится в осенние дни, ведь именно осенью отмечаются главные праздники животных – Международный день защиты животных и Международный день домашних животных.
|
Я уверена, что вы любите животных; у многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составит особого труда.
А вам известно, когда появились первые домашние животные и кто это был? Первым спутником человека стал волк, «прибившись» к нему в каменном веке (10-15 тыс. лет назад). Генетики установили, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака. Почти так же долго (не менее 10 тыс. лет) длится дружба человека с овцами и козами. Предком овец был горный баран — муфлон, обитавший в Южной Европе и Передней Азии.
Общение с животными всегда оставляет позитивный след в душе человека. Равнодушными к ним быть нельзя. Животные – наши друзья. Они нас любят, верят нам. Мы не должны предавать их. Именно с такими чувствами мы и настроимся на составление своего рассказа.
С чего же начать?
Конечно, с плана.
Подумайте, о каком именно животном вы будете рассказывать. Делать это нужно по вашим личным наблюдениям и впечатлениям.
Найдите такое название, которое отражало бы что – то важное в вашем сочинении.
Приступайте к составлению примерного плана.
- Из каких частей состоит сочинение?
- О чём можно рассказать во вступлении (как животное попало в дом, рассказать об интересном случае из жизни животного). Вступление должно составлять 1/3 часть от всей работы.
- Основная часть (рассказать об особенностях вашего любимого животного - внешний вид, повадки, как вы ухаживаете за ним).
|
- Заключение.
Словарно – лексическая работа.
Обратите внимание на слова, которые употребляются в описании животных (в том числе и птиц). У животных – морда, а не лицо, причём, принято говорить, что у одних животных морда тупая (кошачья), удлинённая (собачья). О цвете шерсти говорят - масть. У птиц клюв, а не нос.
И еще. Хочу сделать вам несколько предложений.
-Во-первых, избегайте неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.
Послушайте предложение. Что режет нам слух? «Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».
Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?
-Во-вторых, избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.
И напоследок совет:
«Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми глазами»: мало ли, что ты видел все это вчера, в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново».
В качестве образца используем сочинение вашего сверстника «Малыш», взятое из пособия Ладыженской Т.А, автора учебника русского языка.
Малыш – это красивая болонка. Она небольшого роста. Шерсть у нее снежно-белая, завивается и висит на боках и мордочке, как у барашка. Даже длинные уши, коротенький хвостик совсем теряется в ней. Шерсть между ушек приходится закалывать брошкой, чтобы не лезла в глаза.
|
Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик, выразительные глаза, большие и теплые. Ножки у малыша коротенькие, маленькие. Во время бега он забавно семенит ими. Если малыш увидит яркую бумажку, то встает на задние лапки и, глядя на вас, просит ее. Не дашь: отвернется и недовольно зарычит. Так показывает свой характер.
Любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам. Становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.
Малыш любит мыться. Его нельзя вытащить из воды. Он барахтается и визжит. Но не любит причесываться, может быть, ему больно. Охотно идет гулять. Стоит показать поводок, и он бежит к двери.
Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре. Начинает лаять и царапать дверь.
Вот такой небольшой рассказ составлен о любимой собаке. Но здесь есть все – и описание животного, и ее повадки, характер, а главное, огромное чувство любви, с которым описывается этот Малыш.
Попробуйте и вы выразить свою любовь к питомцу также искренне и интересно, составив свой рассказ.
Удачи!