К сведению: задания выполнять здесь (в листке-рекомендации), прикреплять в контакте.
Информация для осмысления.
В школьном курсе русского языка (в программе) имеется и собственно развитие речи (развитие речи (устной и письменной), развитие связной речи ( изложения и сочинения), развитие видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
Кроме того, в методике русского языка вычленяются определенные разделы работы по развитию речи – в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе русского языка.
· звук;
· части слова;
· слово;
· словоформа;
· словосочетание;
· предложение;
· текст.
Задание 1.
В учебнике (Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.) изучить таблицу: единицы языка и коммуникативный план их усвоения.
Информация для осмысления.
Овладение нормами литературного языка – одно из направлений развития речи учащихся, которое заключается в систематической работе по устранению в их речи диалектизмов и жаргонизмов, сознательному анализу своей речи и речи окружающих в соответствии с нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими и др.).
Задание 2.
Языковая норма – это речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная. (Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.)
Направления работы по формированию правильной речи учащихся (см. учебники по методике русского языка):
Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи?
1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.
2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т.д. и осмысление определенной конкретной нормы. В тех случаях, когда это возможно, необходимо объяснить суть ошибки, например: " Яблоко в русском языке среднего рода, поэтому нужно говорить Спелое яблоко висело прямо надо мной, а не "спелый яблок висел...", или почему ошибочно построение предложений с деепричастным оборотом типа: "Подъезжая к дому, у него слетела шляпа" и т.д. В других случаях учитель, опираясь на введенное понятие нормы, замечает: "Так не говорят по-русски", "Это нарушает принятые нормы (правила) русского языка".
3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т.д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т.д. Как показывают специальные исследования, при наличии у школьников сознательной установки на усвоение нормы таких повторений может быть от 5-7 до 50-70 и 100-150 раз (последнее - если речь идет о преодолении произносительной ошибки, которая давно вошла в речь ученика). Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса - важно, в чем оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик будет сам заинтересован в достижении цели.
4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков.
Основные из этих упражнений и задач:
· - анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
· - выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
· - замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
· - устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными. Так, например, в пересказе отрывка из "Трех толстяков" Ю. Олеши о проделках мыши опорным словом (которое нельзя не употребить)является слово мышь (мышь прогрызла, открыла, исчезла и т.д.).Этот отрывок целесообразно использовать, если дети ошибочно употребляют слово мышь как существительное мужского рода (т. е.говорят "мышь прогрыз", "он открыл", "нет мыша" и т.д.). Пересказывая текст, ученики контролируют свою речь, что способствует успешному усвоению языковой нормы;
· - свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова или конструкции;
· - составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить.
Опыт показывает, что особо эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикуются:
1. Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается, например ударение в глаголе звонит (звонят):
...Придут домой ученики -
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит! Ученики,
Такие же мальчишки.
Или дальше:
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
(А.Барто.)
Или форма род. пад. мн. числа существительного грамм:
Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы, -
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм.
(А. Барто.)
2. Проговаривание вслух по слогам тех слов, словоформ, произношение или употребление которых следует запомнить. Для лучшего запоминания слова объединяются в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д., например существительные с нулевым окончанием в род. пад. мн. числа, обозначающие фрукты: (много) яб-локи. Или глаголы в форме прошедшего времени женского рода с ударением на окончание -а:
Эффективность этого приема увеличивается, если используются цветные мелки (на доске) и карандаши (в тетради); рисунки, обозначающие предметы, наименования которых следует запомнить; игровые формы работы; различного рода мнемонические приемы. Так, если ученикам сказать, что у длинных чулок нулевое окончание в род. пад. мн. числа (много чулок), а у коротких носков - большое окончание - ов, которое "выглядывает" из носков, "не влезает" в них, и показать соответствующий рисунок1, то ученики с первого же разъяснения запоминают словоформы: (много) чулок, но (много) носков. Смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, выразительной, но, главное, воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, развить навыки самооценки.
Литература
1. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1991.
2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т.Д. Ладыженской. - М., 1980.
3. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. - СПб., 1994.
4. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М., 1993.
5. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. - М., 1988.