ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
КЛАСС.
1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу. Всего 10 баллов
1.1 Точка зрения, согласно которой объективное знание возможно, но всегда относительно, называется скептицизмом.
1.2 На рынке совершенной конкуренции продавцы предлагают только однородную продукцию.
1.3 Понятия «сознание» и «мышление» являются синонимами.
1.4 А. Маслоу изобразил сумму потребностей в виде треугольника, в основании которого находятся потребности в развитии и осуществлении своих способностей и талантов.
1.5 С возникновением государств племена стали превращаться в этносы – более крупные общности, характеризующиеся единством языка, территории, экономических и культурных связей.
1.6 При высоких темпах инфляции выгодный способ размещения сбережений – приобретение недвижимости.
1.7 Человек создает «вторую природу» – культуру.
1.8 Несовершеннолетний может быть привлечен к ночным работам, при наличии заключения врача об отсутствии угрозы его здоровью и согласия его законных представителей.
1.9 В конституционной монархии носителями суверенитета помимо монарха выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства.
1.10 Существуют блага, доступные для всех без исключения нуждающихся в них, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 |
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Всего 4 балла.
2.1 Избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.
Ответ: _______________________________________________________________________________________
2.2 Достижение 18 лет, дееспособность, проживание на территории РФ в течение пяти лет, наличие законного источника средств к существованию, знание русского языка, обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.
Ответ: ________________________________________________________________________________________
Выберите соответствие элементов из двух перечней. Всего 8 баллов.
3.1 Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.
Сферы научного знания | Имена ученых |
1. История 2. Психология 3. Социология 4. Философия | А. В.О. Ключевский Б. Н.М. Пржевальский В. И. Кант Г. Дж. Гэллап Д. К.Г. Юнг |
Ответ:
3.2 Приведите в соответствие название трудов и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем работ.
Понятия, категории, идеи | Имена мыслителей, ученых |
1. «Город Солнца» 2. «О граде божьем» 3. «Происхождение человека и половой отбор» 4. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» | А. Т. Мор Б. Ч. Дарвин В. А. Августин Г. К. Маркс Д. Т. Кампанелла Е. Ф. Энгельс |
Ответ:
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Всего 12 баллов.
4.1 Рецессия, оживление, инфляция, бум, депрессия.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________
4.2 Мировоззрение, социальные установки, фантазии, убеждения, интересы, влечения.
Ответ: ________________________________________________________________________________________
4.3 Территория, суверенитет, обязательная идеология, публичная власть.
Ответ: ________________________________________________________________________________________
4.4 Общеобязательный характер, связь с государством, субъективность толкования, формальная определенность.
Ответ: _____________________________________________________________________________________________
Решить задачи. Всего 17 баллов
5.1 Алексей, молодой человек 25 лет, решил трудоустроиться в магазин «Башмачок» в качестве продавца обуви. Такое решение во многом было связано с тем, что старший брат Алексея уже работал в системе торговли.
Заключив трудовой договор 1 февраля, Алексей приступил к работе. Однако в канун 8 марта вместо него на работу пришёл его брат. Брат объяснил, что готов отработать день, так как Алексей сегодня занят. Работодатель уволил Алексея. Насколько правомерны поведение Алексея и действия администрации магазина.
Ответ: _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2 В образовательном учреждении трудятся 60 работников. Средняя заработная плата составляет 40 000 руб. без учёта налога на доходы физических лиц. В ходе реорганизации количество сотрудников было сокращено до 48. Какой будет средняя заработная плата сотрудников с учётом вычета налога на доходы физических лиц (13%), притом, что фонд оплаты труда остался прежним.
Приведите расчеты, обосновывающие ваш ответ.
Ответ: _____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжите, завершите определение или вставьте в него пропущенное слово или словосочетание. Всего 10 баллов.
6.1 Государство, построенное на принципе верховенства закона, гарантии прав и свобод личности, разделении властей, принято называть _______________________________________________________________________
6.2 Сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества, принято называть __________________________________________
6.3 Тип мировоззрения, а также социальный институт, основанный на вере в наличие сверхъестественных сил принято называть_______________________________________________________________________________
6.4 Совокупность ценностей и норм, объединяющая и регулирующая поведение какой-либо общности, не совпадающая с ценностями основной культуры данного общества, но находящаяся внутри данной культуры, принято называть ______________________________________________________________________________
6.5 Перемещение из одной социальной группы в другую, сопровождающееся приобретением или утратой статуса и социальных благ, принято называть________________________________________________________________
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Всего 11 баллов.
Во второй половине _А_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _Б_. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _В_ или накопил наибольшие _Г_, а тот, кто владеет большими объемами _Д_. Меняется и сам тип _Е_ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _Ж_. Ключевые _З_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _И_, _К_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, Л_, стилей жизни.
Список терминов:
1. ХХ в. | 6. власть | 11. XIX в. | 16. Знание |
2. неправительственные | 8. государственный | 12. Политический | 17. правительственные |
3. массовый | 9. земля | 13. СМИ | 18. информационный |
4. индустриальный | 10. насилие | 14. убеждение | 19. военная сила |
5. информация | 10.Общение | 15. богатства | 20. ценность |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |