Пояснительная записка
В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной деятельности является преобразованная, инновационная, творческая деятельность специалиста. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры. Сфере услуг нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения обучающиеся должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
Данная методическая разработка являет собой один из альтернативных способов сдачи зачета по дисциплине ОП.11«Этика и этикет» для студентов группы специальностей СПО.
Исследовательская деятельность дает в возможность оценить уровень сформированности ключевых компетенций студентов: компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение студентами собственных проблем средствами проекта, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует студент не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы над проектом.
|
Проектная деятельность имеет большое значение в формировании и оценивании у студентов общих компетенций (ОК) в системе новых ФГОС. Это такие ОК как
OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины «Этика»: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - обобщить и углубить этические знания, полученные в предшествующем опыте; - формировать ответственное отношение к своему поведению; - побуждать их к нравственному самовоспитанию и сознательному выбору профессии; - развивать умения анализировать и оценивать нравственные поступки; - закреплять навыки культуры поведения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные этапы, представителей этической мысли, их идеи, определившие направление нравственности в целом; - специфику морали, историю ее развития; - понятия, как нравственный поступок, ответственность, высшие нравственные ценности, их значение в жизни каждого человека и общества в целом; - этические принципы и нормы деловых людей культуру делового общения, партнерских отношений. Этапы проведения проекта 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) o Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). o Определение цели, формулирование задач. o Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации и т.д.) o Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов. o Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления 2. Поисково-исследовательский этап o Определение источников информации o Планирование способов сбора и анализа информации. o Подготовка к исследованию и его планирование. o Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов, соц.опросов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций, фотографий. o Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты студентов, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Трансляционно-оформительский этап o Предзащита проекта o Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. o Подготовка к публичной защите проекта: § определение даты и места защиты § определение программы и сценария публичной защиты, стендовая информации о проекте 4. Заключительный этап o Публичная защита проекта. o Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Общая структура исследовательского проекта: 1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор методов (методик) проведения исследования. 5. Описание процесса исследования. 6. Обобщение результатов исследования. 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 1. Титульный лист (слайд) содержит: · название учебного заведения; · название темы проекта; · место проведения, год; · сведения об авторе (Ф.И.О, специальность, группа); · сведения о научных руководителях (Ф.И.О., ученая степень, должность); 2. Введение Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса и с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении всегда требуется отразить следующие пункты: · определение темы работы; · обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики; · определение границ исследования (предмет, объект, хронологические или географические рамки); · определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач; · определение теоретических основ, этапов и методов исследования. Объем введения – не более 2 страниц печатного текста (2-х слайдов). 3. Основное содержание В основной части работы также можно выделить стандартные разделы (главы). В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В практической части описываются используемые методики и результаты эксперимента. Объем основного содержания – не более 5-12 страниц (слайдов). 4. Выводы (заключение) Выводы или заключение – неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а также определяются направления для дальнейших исследований в данной сфере. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного – трех пунктов. Объем заключения – не более 1-2 страниц (слайдов). 5. Список источников Работа завершается списком используемой литературы. Возможно размещение литературных источников по мере их использования в работе. Наиболее распространенным вариантом оформления списка является алфавитный способ группировки литературных источников. Библиографическое описание литературного источника включает имя автора, название работы, издательство, год, число страниц. Например: Манолов К. Великие ученые. – М.: "Мир", 2015. – 214 с. Тезисы – это основное содержание исследовательской работы, изложенное по пунктам. Объем тезисов не должен превышать 1-2 страницы. Текст тезисов должен содержать следующие требования: · название работы; · сведения об авторе; · актуальность; · новизну; · практическую значимость; · краткое содержание проведенного исследования. Примерные темы исследовательских проектов. 1. Античная этика 2. Этика средневековья 3. Моральные концепции Нового времени 4. Восточные мудрецы о проблемах морали 5. Этика Китая 6. Этика и этикет Японии 7. Эпоха Возрождения и ценности гуманизма. 8. Нравственная философия русских мыслителей 9. Нравственные ценности Европы 10. Арабо-мусульманская этика 11. Профессиональная этика 12. Категории морали: добро и зло 13. Принципы этической жизни: аскетизм и гедонизм 14. Принципы этики: альтруизм и эгоизм 15. Категории морали: долг и совесть 16. Справедливость. Теория справедливости 17. Современные проблемы этики: эвтаназия, клонирование и т.д. 18. Этико-психологический портрет работника гостиничной сферы 19. Этико-психологический портрет администратора 20. Этико-психологический портрет руководителя организации 21. Дресс код в гостиничной индустрии |
Критерии оценивания исследовательского проекта.
|
|
I.Содержание проекта
1.1. Оформление (0-2 балла)
* Соответствие требованиям
* Эстетичность оформления
*Творческий подход
1.2. Теоретическая часть (0-2 балла)
* Качество формулировки темы
* Обоснование актуальности темы, связь с современностью, практическое применение
*Наличие социально значимой проблемы
*Качество постановки цели, задач, гипотезы, соответствие им собранного материала
*Соответствие вывода цели и задач
*Целостность, логичность, систематизация материала
1.3. Исследовательская часть (0-3 баллов)
* Предмет исследования
*Качество исследовательской деятельности
*Этапы работы над проектом
*Рациональность оформления результатов
*Наличие, описание и качество создаваемого продукта
II. Публичная защита исследовательского проекта (0-3 балла)
*Понимание проблемы и глубина ее раскрытия
* Представление собственных результатов исследования
* Структурированность и логичность сообщения, которая обеспечивает понимание и доступность содержания
* Культура выступления (эмоциональный и деловой контакт)
*Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении *Наличие и целесообразность использования наглядности, уровень ее представления.
*Ответы на вопросы
Студент, набравший 9-10 баллов получает оценку «Отлично»;
оценку «Хорошо» - при 7-8 баллах;
оценку «Удовлетворительно» - при 5-6 баллах;
оценка «Неудовлетворительно» предполагает менее 4-х баллов.
Для допуска к защите работы обучающимся следует представить аннотацию.
Аннотация
Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе и включает следующую информацию:
• Цель и задачи работы;
• Актуальность исследуемой проблемы;
• Краткое содержание глав, полученные результаты;
• Выводы.
Аннотация печатается на одной странице формата А4 в следующем порядке:
первая строка – фамилия, имя, отчество автора (-ов);
вторая строка – полное наименование образовательного учреждения, возрастная номинация;
третья строка – полное название работы;
четвертая строка – руководитель: Ф.И.О., должность; пятая строка – научный руководитель (если есть): Ф.И.О.
шестая строка и ниже – текст.
Краткое описание работы объемом одной печатной страницы формата А4.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов // Народное образование. - М.: 2010
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА-М, 2008
3. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2010
4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Минск, 2010
5. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007
6. Кондрашов В.А. Этика. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009
7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 2010
8. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009
9. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2007.
10. Литвин А.Н. Деловой этикет. - Ростов-на-Дону, «Феникс». 2011
11. Полная энциклопедия этикета / В.И. Южин. - М.: РИПОЛ классик, 2008
12. Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
13. Пструшт Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М., 2010
14. Разин А.В. Основы этики: учебник. - М.: ИД «Форум»: НФРА-М, 2010
15. Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. - М., 2008
16. Этикет и стиль: большая энциклопедия. - М.: Эксмо; Саратов: Фаворит Букс, 2010
Дополнительные источники:
1. Аристотель. Большая этика // Собр. соч.: В 4 т. - М., 1983
2. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. - М.,1994
3. Войтыла К.(папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии.- 1991. - № 1
4. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М., 2004
5. Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М., 1974
6. Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 4. Ч. 1
7. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1990
8. Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М., 2003
Интернет-ресурсы:
1. https://iph.ras.ru - сайт «Институт Философии Российской академии наук»
2. https://www.prosv.ru/ - сайт «Издательство Просвещение»
3.https://hotelstop.ru/style.htm