ЗОЛОТОЙ ВЕК АФИН.
5 век до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов – время Перикла, правившего в Афинах с 449г.до н.э.
Ансамбль Акрополя – общественного и культурного центра Афинского государства. Центральный вход в который проходил через Пропилеи – сооружение, состоящее из трёх частей. В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь проходили шествия горожан, колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала Пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. С юга Пропилеи уравновешивал лёгкий и изящный храм Ники Аптерос(Бескрылой) - богини Победы, образ которой находился и в самом храме.
Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная статуя Афины Промахос(Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. По всей вероятности скульптором статуи был Фидий, который и руководил строительством архитектурных сооружений.
Чуть правее От Пропилей находится и главный храм Акрополя – Парфенон, посвящённый богине Афине. Сооружён в период 447 по 438г.до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (8 на 17 колонн высотой в 10,5м). Дорические колонны.Использованы также колонны ионического ордера. Строительный материал – белоснежный мрамор. По приданию, в святилище Парфенона находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинами.
|
Фриз Парфенона – выполнен Фидием (нач. 5 в.до н.э. – ок. 432/431гг. до н.э.) и скульпторами его круга. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах все боги, изображены все подвиги героев мифов. Среди богов изображались и рядовые граждане: конные всадники, девушки и юноши праздничных шествий и ведущих жертвенных животных, музыканты.
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона.Особенность - сложная асимметричность планировки. Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняют конструктивную роль, заменяя колонны.
На южном склоне Акрополя располагается театр Деониса. Вместимость театра – 17 000 человек. Перед спектаклем в алтаре перед статуей бога Деониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.
Искусство вазописи.
Греческая живопись представлена главным образом вазописью. Греки к вазописи относились и как к искусству. Древнейшие из сохранившихся относятся 8 в.до н.э.. Огромные вазы (до 1,5 м.) устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность покрыты меандром – геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками. Абстрактные фигуры воинов, колесниц, мужчин и женщин, птиц, животные.
Амфора из Дипилона – простая благородная форма, художник лаконично воплотил свой замысел. Преобладает меандр. В самой широкой части изображена сцена оплакивания умершего в окружении плакальщиков с воздетыми к небу руками.
|
Стремление художника к более точной передаче образов и сюжетов реального мира во многом определило появление чернофигурной и краснофигурной вазописи. Орнаментальные узоры сменяют многофигурные сцены, размещённые на стенках сосудов.
Крупнейшим мастером чёрнофигурной вазописи был Эксекий (третья четверть 6 в.до н.э.) Сюжеты – мифы и особенно подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады». Подлинный шедевр среди творений Эксекия – ваза с изображением Ахилла и Аякса.
В краснофигурной росписи свободные от изображений части вазы покрывались чёрным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой наносились линии, передающие складки одежды, мускулы тела, черты лица. При обжиге лак приобретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом. На смену мифологическим сюжетам пришли жанровые и бытовые сцены.
На пелике «Прилёт первой ласточки» мастер Евфроний запечатлел разговор зрелого мужчины юноши и мальчика. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке – вестнице весны. Изображения сопровождаются текстом персонажей и мастер добавляет от себя реплику: «Наступает весна».
Выдающиеся скульпторы Древней Греции.
Куросы и коры архаики.
В истории мировой культуры Древней Греции вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры. Сохранилось очень мало именно греческих подлинников..Большинство известных нам скульптур – это копии, выполненные позднее римскими мастерами. Некогда скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений.
|
Наиболее ранние и дошедшие до нашего времени произведения – КУРОСЫи КОРЫ, созданные в эпоху архаики. Куросы- (юноши) устанавливались в общественных местах, особенно вблизи храмов. Эти изображения получили название «архаических Аполлонов», воплощавших идеал мужской красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже позы одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперёд ногой, руки с жатыми лодонями вытянуты вдоль тела.. Черты лица лишены индивидуальности.. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.
Коры(девушки) – воплощение изысканности и утончённости. Их позы также однообразны и статичны. Крутые локоны, длинные хитоны и плащи, загадочная улыбка на лицах.
Скульптурные каноны Поликлета и Мирона.
Произведения Поликлета (вторая половина 5-го века до н. э.) Излюбленный образ античного мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи»все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего. Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор». В этой скульптуре использован ХИАЗМ – основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Известнол, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые результаты его математических вычислений, которые будут использованы художниками будущих поколений. Голова человека должна составлять1/7 ВСЕГО РОСТА, лицо и кисть -1/10, ступня -1/6. Свои мысли и расчёты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина 5-го века до н.э.).Егопроизведения дошли до нас в римских копиях, но и в них можно судить о высоком мастерстве этого художника. «Дискобол» - воплощение прекрасного и гармонично развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством.Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
Скульптурные творения Скопаса и Праксителя.
Характерные черты скульптуры 4-го века до н.э. отразились в произведениях великих мастеров –Скопаса и Праксителя. Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – мира чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюблённость, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся объектом творчества этих художников.
Скопас (420-ок.355гг.до н. э.) Именно с мрамором работал мастер.Его работы свидетельствуют о высоком художественном мастерстве и виртуозной технике обработке мрамора. Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоением боем. Статуя Минады – нимфы, воспитавшей юного Диониса. Ему принадлежат многочисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура.
Пракситель (ок. 390-330гг. до н.э.) был уроженцем Афин, вошёл в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. Образцы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника. Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчёркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. «Гермес и Деонис», «Отдыхающий Сатир» и «Аполлон Сауроктона» (или «Аполлон, убивающий Ящерицу»).
Но особую известность Праксителю принесли женские образы в скульптуре, и в частности знаменитая «Афродита Книдская». Её красота проста и естественна.Мастеру удалось передать удивительную жизненность образа.Статуя была тонирована восковыми красками нежных и тёплых тонов.. Моделью послужила красавица Фрина.
Лисипп и Леохар
Лисипп ( 370-300гг.до н. э.) создал около 1500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов. Запечатлел образ Александра Македонского. Новаторство Лисиппа состояло в том,что он стремился максимально приблизить свои образы к действительности, показать их в конкретных, динамических ситуациях., стремился запечатлеть их в мимолётном, сиюминутном порыве. Он стремился к лёгкости и динамичности её пропорций.
«Геракл, борющийся со львом». В ней с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не а жизнь, а на смерть. Запечатлен решающий момент этой борьбы. Эту скульптуру можно рассматривать с разных точек зрения, только в этом случае можно в полной мере ощутить напряжённость мышц Геракла.
Леохар (середина 4-го в.до н.э.) – ег творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты Человека. Лучшее его произведение – статуя Аполлона Бельведерского – совершенство образа, мастерство техники исполнения.
Скульптура Эллинизма.
В скульптуре эпохи Эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов, совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий. Напряжённость лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – вот главное в скульптурных произведениях этого периода.
Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего назовём «Венеру Милосскую Агесандра,
«Ника Самофракийская» богиня победы - дно из самых совершенных скульптурных произведений античности. Предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.
Автор неизвестен и ему удалось мастерски передать естественный порыв движения.
Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Леокоон с сыновьями», выполненная Агесандром, Афинодором и Полидором. Сюжет заимствован легендарных сказаний о падении Трои. В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощающая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами.