После постановки целей определяются критерии развития личности и показатели.




Эстетическое воспитание

«По свидетельству искусствоведа Я. Варшавского у картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, привезённой из Дрезденской галереи в Москву, произошёл такой разговор:

– А по-моему, она не такая уж красивая...

- Зачем ей быть красивой? Она прекрасная.

Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день – это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффективных, но другой такой прекрасной мадонны мы не увидим.

Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии – вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.

Моя цель, как учителя русского языка и литературы ввести в этот мир учеников, учить постигать его, познавать его законы, переживать чарующую власть высокого. Учить сопереживать, поднимая ребёнка на высоту гениальности произведения. Воспитывать то, что мы называем хорошим вкусом, который позволит человеку проникать в глубокую суть прекрасного». Балова Нина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Задачи эстетического воспитания:

ü овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры,

ü развитие способности к художественно-эстетическому творчеству,

ü развитие эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания,

ü воспитание эстетического вкуса (формирование эстетического идеала).

 

Эстетическое воспитание ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разносторонних условий её развития, реализации её природных потенциалов.

Искусство является важным средством воспитания личности. Дисциплины гуманитарного цикла призваны не только помочь учащимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.

После постановки целей определяются критерии развития личности и показатели.

Например, среди критериев развития эстетической культуры можно выделить:

· полноту и разносторонность эстетических знаний;

· эстетические интересы и потребности;

· потребности в общении с искусством;

· проявление эстетических чувств при общении с прекрасным;

· глубина восприятия произведения искусства;

· способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.

 

Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень эстетического развития предполагает:

· фрагментарные эстетические знания;

· описательность и перечисляемость в ответах;

· случайность наблюдений;

· неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь;

· неумение сформулировать свое отношение к действительности;

· отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится – не нравится, без каких-либо нюансов;

· наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства;

· отсутствие или неразвитость творческого воображения;

· неразвитость эстетических чувств и вкуса;

· связь с массовой культурой эстетических чувств и вкуса;

· увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.

 

Средний уровень предполагает:

· владение определенными понятиями об эстетических ценностях;

· стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них;

· анализировать свое отношение к действительности;

· не всегда устойчивые эстетические вкусы;

· связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными её достижениями;

· восприятие искусства преимущественно как занимательные игры мыслей, наглядное оформление тех или иных социальных проблем;

· заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).

 

Высокий уровень предполагает:

· целостность восприятия искусства и окружающей действительности;

· умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности творчества художника);

· потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности;

· разносторонние эстетические интересы и потребности;

· развитый эстетический вкус;

· ярко выраженную индивидуальность в определении интересов и идеалов.

 

В результате применения данных приемов Педагогической диагностики преподаватель может не только выявить уровень эстетического развития учащихся, но и подобрать наиболее подходящие для данной группы пути его совершенствования.

Произведения искусства оказывают широкое и многогранное воздействие на человека. В духовную работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память и воображение. При восприятии искусств человек находится в состоянии напряженной духовной деятельности, в которой участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Воздействуя эмоционально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение живописи надолго остается в памяти и тем самым содействует формированию личности в определенном социальном плане.

Известно, что демонстрация картин на уроках развивает в учащихся наблюдательность, критическое чутье, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать эти явления. Работая с репродукциями, ученики не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент. Этому способствует то, что картина, действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формирования мыслительных и речевых процессов.

Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи, театра, музыки, размышления над эстетическими понятиями.

Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное в них предмет передает в дидактическом материале - в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка

Следует обращать внимание школьников на

· богатство средств выражения в русском языке,

· его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка,

· уместность употребления языковых средств в разных стилях речи.

Задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников, стоящие перед учителем русского языка:

1. познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи),

2. развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства,

3. развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи,

4. воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал).

 

1. Ознакомление учащихся с прекрасным в языке и речи.

Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. В процессе изучения языковых единиц необходимо специально показывать те их свойства, которые вызывают чувство прекрасного; в фонетике - звучность и мелодичность звуковой системы русского языка (в ней на сто звуков любого отрезка текста приходится восемьдесят с голосом - гласных и звонких согласных); в лексике - неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов; в словообразовании – богатство словообразовательных средств; в морфологии - богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе - разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли (богатство синтаксических синонимов). При изучении стилей необходимо показывать выразительные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок и недочетов.

Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов:

ü анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства и литературы о русском языке,

ü подбор учащимися высказываний о русском языке,

ü беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об эстетических свойствах русского языка.

 

2. Развитие языкового эстетического чувства.

Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальных упражнений.

Формированию представления о богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языка способствует применение упражнений следующих видов:

ü анализ словарных статей в словарях синонимов, а также синонимических рядов, помещенных на полях учебников.

ü анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников).

ü подбор грамматических синонимов и выявление условий их употребления,

ü выражение экстралингвистических значений (например, временных, пространственных, целевых и т.п.) разными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими),

ü подбор слов на ту или иную смысловую тему.

Для развития эстетического отношения к языку и речи используются следующие виды упражнений:

ü анализ образцовых текстов разных стилей,

ü сравнение словаря и синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему (привлекаются изложения и сочинения учащихся),

ü переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.

Чувство нормы и антинормы имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками в своих высказываниях (фонетическими - в устной речи, лексическими и грамматическими - и в устной, и в письменной речи), а также над текстами упражнений учебников, в которых имеются ошибки.

Формированию чувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:

ü выбор нормативного варианта,

ü сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками,

ü нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.

Развитие чувства выразительности речи опирается на знание школьниками богатства языка и экспрессивных возможностей языковых средств, и формируется оно с помощью упражнений следующих видов:

ü анализ выразительных средств образцового текста (прозаического и поэтического),

ü сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту же тему,

ü наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами; использованными в метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций,

ü выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в художественных произведениях,

ü сравнение окончательных и черновых редакций произведений известных писателей, публицистов.

Чувство уместности употребления языковых средств – одно из сложнейших элементов структуры языкового эстетического чувства. Оно формируется в связи с ознакомлением учащихся с вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими разные сферы его применения, с функциональными стилями. В результате этой работы учащиеся должны знать о том, что в своей речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).

Формируется это чувство у школьников при выполнении упражнений следующих видов:

ü анализ текстов разных функциональных стилей.

ü нахождение стилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста,

ü нахождение в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность,

ü стилистический эксперимент,

ü нахождение в детском тексте "красивостей" и их исправление.

 

3. Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи.

Эстетическое чувство действенно. Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями).

Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, тем самым создается теоретическая база для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.

 

4. Языковой эстетический вкус формируется постепенно всей указанной выше системой работы. Учащиеся должны сознательно "воспитывать в себе вкус к хорошему языку" (А.П.Чехов).

 

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: