ребенка посредством музыкального воспитания




Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания

 

Музыка выступает одним из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Она есть во всем, что нас окружает. Даже в собственном дыхании можно услышать мелодичные напевы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать...

Я видел одну из важных задач воспитания детей в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки-тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжанья пчел и шмелей. Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию».

Тот источник, из которого рождается эмоциональная отзывчивость на музыку - центр и основа музыкальности ребенка, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Психофизиологическими показателями переживания эмоций выступают следующие экспрессивные реакции: выразительные движения (мимика, пантомимика), дыхание, интонирование. Всё это зарождается ещё с младенчества, когда происходит первое знакомство с колыбельной песнью матери.

В психологии под эмоциональной отзывчивостью понимается:

- свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д.;

- эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание, сочувствие;

- показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Отметим, что у детей младшего школьного возраста эмоциональная отзывчивость является характерной возрастно-психологической особенностью. Эмоциональную отзывчивость можно рассматривать как сопоставление и осознание собственных переживаний.
Простым примером является просмотр мультфильмов, где одним из главных героев является ребенок. На эмоциональную сферу помогает влиять музыкальное сопровождение: низкая медленная мелодия для создания чувства опасности, подвижная мелодия с игривыми мотивами может передавать волнительное ожидание события, резкие громкие звуки пугают. В мультфильмах сочетаются наглядные образы с музыкальными, что способствует отложению воспринимаемого в долгосрочную память.

Поскольку отзывчивость включает в себя сопереживание и сочувствие, как непременные условия для понимания переживаний другого человека, наиболее синтетической формой развития этих качеств в музыкально-художественной деятельности детей является эмоциональное уподобление.

Известный педагог, музыкальный деятель О.П. Радынова предложила методы «уподобления характеру музыки». Они способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, осознанному восприятию, осмыслению выразительных средств музыки в процессе активной творческой деятельности. Таким образом, педагог должен постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента.

Существуют следующие, наиболее часто используемые в музыкальной деятельности виды эмоционального уподобления:

1. Словесное уподобление характеру музыки. Для углубления эмоциональных переживаний необходимо в процессе занятия под звучание музыкального произведения создать определенный эмоциональный настрой с помощью беседы, художественного слова.

В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

2. Мимическое и интонационное уподобление. Педагог уподобляет звучанию музыки свою мимику и интонацию.

3. Тактильное уподобление. Нежное прикосновение к руке ребенка в соответствии с характером звучащего произведения.

4. Двигательное, ритмопластическое уподобление. Побуждение выразить характер музыки в музыкально-ритмических движениях, ритмопластикой.

5. Темброво-инструментальное уподобление. Педагог помогает детям выбрать инструмент и с помощью оркестровки передать настроение и образы музыкального произведения.

6. Вокальное уподобление. Пропевание мелодии голосом динамически ярко выразительно.

7. Полихудожественное уподобление. Беспредметное (пятном, точками, линиями) и предметное, сюжетно-образное рисование музыки.

Выразительное исполнение песен с включением методов эмоционального уподобления помогает более ярко и глубоко переживать содержание музыки, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности.

Ведь, как говорил В.А.Сухомлинский, «детское видение мира - это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Дети переживают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя к ним что-нибудь от фантазии. Эмоциональна насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества. Я глубоко убежден, что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга. С эмоциональностью связаны и физиологические процессы, которые происходят в детском мозгу: в моменты напряженности, подъема, увлеченности происходит усиленное питание клеток коры полушарий. Клетки в эти периоды расходуют много энергии, но в то же время и много получают ее от организма. Наблюдая в течение многих лет умственный труд учеников начальных классов, я убедился, что в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Эти наблюдения по-новому осветили процесс обучения детей. Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод.

Музыка оказывает огромное влияние на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, формирует ценностное отношение к окружающему его миру, способствует воспитанию таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: