Murtazaeva Elmaz Zaidovna




УДК 376.42

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абибуллаева Лилия Шевкетовна

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

Муртазаева Эльмаз Заидовна

студентка 3 курса специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

г. Симферополь, Россия

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Проанализированы методы и приемы используемые педагогами, при помощи которых можно получить положительные результаты в формировании навыков учебной деятельности.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая деятельность, умственная отсталость, навыки учебной деятельности, методы, психолого-диагностические принципы.

 

ANALYSIS THE DIRECTION OF THE CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK ON FORMATION OF SKILLS TRAINING ACTIVITIES OF MENTALLY RETARDED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Abibullaeva Liliya Shevketovna

Murtazaeva Elmaz Zaidovna

Abstract: This article deals with the direction of the correctional and pedagogical work on formation of skills training activities of mentally retarded children of primary school age. The methods and techniques used by the teachers, with the help of which you can get positive results in the formation of skills training activities.

Key words: correctional and pedagogical activity, mental retardation, the skills training activities, methods, psycho-diagnostic principles.

Для начала необходимо отметить, что формирование навыков учебной деятельности является очень важным в воспитании и обучении умственно отсталых детей, поскольку владение особыми умственными действиями облегчают решение учебных задач [1].

«Коррекционно-педагогическая деятельность – составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач, в частности, формирования навыков учебной деятельности» [4, с. 19].

В специальной психолого-педагогической литературе, такие авторы как В. А. Сластенин, А. Д. Гонеев выделяют следующие направления коррекционно-педагогической деятельности: устранение недостатков в обшем развитии, направление работы ребенка в область «интересного дела»; нормализация отношений школьника с окружающей средой, ближайшим окружением; формирование навыков правильных привычек и нравственного поведения в обществе; стимуляция, со стороны педагога, процесса обучения, посредством объективного оценивания и многое другое [?].

Необходимо учесть, что одним из главных компонентов коррекционно-педагогического процесса в любом специальном образовательном учреждении является диагностика. Она позволяет составить групповые или индивидуальные коррекционно-образовательные программы, которые могут повысить эффективность процесса обучения, в частности, поспособствовать более успешному формированию навыка учебной деятельности. Диагностическая работа основывается на следующих психолого-диагностических принципах.

1. Принцип комплексного подхода основывается на взаимодействии различных специалистов в области педагогики, психологии и медицины. Они рассматривают механизмы сущности и структуры нарушений интеллектуального развития ребенка.

2. Принцип системного подхода к изучению ребенка предполагает определение структуры дефекта, а также рассмотрение не только нарушенных психических процессов, но и наличие сохранных функций.

3. Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования предполагает рассмотрение процесса деятельности школьника в процессе обучения. В него входит отношение умственно отсталых школьников к учению; реакция на похвалу либо замечания взрослого; выявление качественных особенностей психических процессов, а также уровень их развития и др.

4. Принцип структурно-динамического подхода основывается на изучении особенностей в развитии умственно отсталых школьников, сопоставлении их с возрастными нормативами. Вследствие чего выявляется специфика развития психики ребенка.

5. Принцип единства диагностики и коррекции позволяет результативно использовать итоги диагностической работы, для составления программ обучения [2].

Вследствие отставания в развитии познавательной деятельности и нарушений в личностной сфере ребенка с умственно отсталостью наблюдается замедление процесса формирования навыков учебной деятельности. В связи с чем, специалисту необходимо знать особенности психики и психического развития школьника, для правильного подбора методов и приемов по формированию навыков учебной деятельности, а также успешного результата обучения.

В специальной (коррекционной) школе используются такие же методы, приемы и средства, как и в массовых школах, но с добавлением некоторых специфических. Н. Ю. Борякова рекомендует с умственно отсталыми школьниками не проводить лекции, диспуты, а также учебные дискуссии, в силу недоразвития их познавательной деятельности [2].

Также следует отметить, что у умственно отсталых детей, во время поступления в школу, наблюдается плохая подготовленность к учебной деятельности. Из-за нарушения когнитивных процессов, детей с интеллектуальными нарушениями намного сложнее включить в процесс обучения, чем их нормально развивающихся школьников. В связи с чем В. В. Воронкова указывает значение применения различных познавательных игр, создавать занимательные ситуации в процессе формирования учебной деятельности [3].

В процессе обучения, во время игровых действий, дети способны овладеть навыками последовательного выполнения нескольких действий, что позволяет развить сюжетно-ролевую игру. В возрасте 10-12 лет, умственно отсталые школьники способны в процессе самостоятельных игр воспроизводить некоторые игровые действия, которые имеют развернутый характер. Что позволяет сказать нам о том, что игра оказывает коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталых детей, в том числе, на развитие навыков учебной деятельности [5].

В процессе обучения, для получения знаний умений и формирования навыков учебной деятельности используются словесные, наглядные и практические методы обучения. В. В. Воронкова описывает, что их применение зависит от особенностей познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Автор отмечает, что ученики не в состоянии усвоить большой объем материала сразу, необходимо расчленение его на отдельные, небольшие части. Так же материал, подаваемый только в словесной форме, не подкрепляемый наглядностью и практическими действиями плохо понимается, не сохраняется в памяти, следовательно, необходимо применять методы обучения в комплексе. Выбор приемов учения так же зависит от состава класса, особенности психики умственно отсталых школьников требуют корректного сочетания различных методов, для успешного овладения знаниями всех учеников класса [3].

Наглядность в обучении умственно отсталых школьников положительно влияет на формирование навыков учебной деятельности, поскольку учение строится не на отвлеченных представлениях и словах, которые у детей, в силу дефекта, могут быть ошибочными, а на конкретных образах, воспринятых школьником под непосредственным влиянием учителя либо при самостоятельном наблюдении за явлением. Однако их использование требует соблюдения ряда условий. Наглядность не только содействует успешному протеканию всех когнитивных процессов, но и на их основании способствует активизации учебной деятельности, что имеет немаловажное значение в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталого школьника [3].

«Метод наблюдения определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира», указывает В. В. Воронкова. Чаще всего этот метод необходим для обучения дошкольников и младших школьников находить изменения в окружающем мире, умения анализировать факты и явления, а также их обобщать. Применение данного метода позволяет развить у учеников наглядно-образное мышление, а также развить у учащихся интерес к учению. Однако для его успешного использования следует провести с ребенком специальную работу. Руководить наблюдениями детей необходимо с помощью системы определенных вопросов, которые должны постепенно уменьшатся по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике предметов, характерных признаках наблюдаемых явлений, выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения [3].

Действенным методом формирования навыков учебной деятельности является упражнение, так как оно применяется для закрепления полученных знаний. По мере сформированности определенных навыков и умений следует повышать уровень трудности заданий и самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Данный метод способствует выработке «автоматического» выполнения различных заданий, что существенно облегчает учебную деятельность ребенка.

Таким образом можно сделать вывод о том, что используя методы, приемы и средства, в обучении умственно отсталых младших школьников, учителя повышают уровень сформированности психических процессов, способствуют исправлению недостатков познавательной деятельности, формируют навыки учебной деятельности а так же вызывают интерес к процессу обучения.

 

Список литературы

 

1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. – 937 с.

2. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова – М.: Астрель, 2008. – 200 с.

3. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. Ин-тов / В. В. Воронкова. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

4. Толстикова, О. Н. Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида // Специальное образование. 2011. - № 3. – С. 76–83.

5. Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Федосеева // Молодой ученый. – 2012. - №11. – с. 489–491.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: