Педагогическая диагностика детей с ЗПР




Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка. Одной из важных составляющих при получении такой информации является педагогическая диагностика. Она представляет собой способы изучения характера усвоения программных знаний и навыков, особенностей сформированности важнейших для развития ребенка видов деятельностей, индивидуально – личностных особенностей.

Для диагностики сформированности учебных знаний могут быть использованы методы наблюдения за поведением ученика на уроке, анализа контрольных и самостоятельных письменных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу. Для того, чтобы в дальнейшем диагностические данные можно было использовать при отборе дифференцированных приемов педагогического воздействия, необходимо тщательно продумать критерии оценки материалов диагностики. Они могут включать в себя следующие показатели:

полнота усвоения знаний: полная, частичная, фрагментарная на уровне единичных сведений;

степень самостоятельности в изложении и применении знаний и навыков: полная, с помощью взрослого, на основе совместной со взрослым деятельности;

степень осознанности в применении и использовании знаний и навыков: полная, проявляющаяся в умении объяснять и доказывать правильность своих действий, частичная, выражающаяся в стремлении максимально подробно воспроизвести действия, которым обучили без их объяснения, отрывочная, связанная с механическим воспроизведением без понимания отдельных элементов деятельности.

На основе данных критериев разрабатываются уровни сформированности учебных знаний и навыков.

1 (высокий) – полное усвоение, полная самостоятельность изложения и применения, полная осознанность.

2 (выше среднего) – усвоение в целом при опущении отдельных важных деталей, потребность в направляющем руководстве педагога в процессе применения, осознанность в целом, выявляющаяся при использовании наводящих вопросов.

3 (средний) – частичное (примерно 50% от общего объема) усвоение, потребность в помощи педагога при использовании знаний, частичная осознанность со стремлением максимально точно воспроизвести информацию.

4 (ниже среднего) – фрагментарное усвоение, выполнение заданий лишь при условии совместной деятельности со взрослыми, низкая осознанность, проявляющаяся в неумении объяснить, привести примеры.

5 (низкий) – полное неусвоение знаний, малая эффективность помощи педагога, отсутствие осознанности.

Трудности усвоения учебных знаний и навыков могут быть вызваны различными причинами, которые необходимо выяснить и с учетом которых продумывается индивидуализация коррекционной поддержки для каждого ученика.

Выделяются несколько причин, вызывающих подобные трудности:

1 группа связана с недостатками формирования многоуровневых двигательных навыков.

2 группа включает в себя разнообразные нарушения в формировании познавательных процессов.

3 группа подразумевает различные недостатки процессов самоконтроля и саморегуляции.

4 группа определяется некоторыми индивидуально – личностными особенностями (замедленным темпом деятельности, повышенной утомляемостью и т.д.).

Результаты изучения особенностей усвоения учебных знаний и навыков могут быть оформлены в виде таблицы.

 

Диагностика сформированности программных знаний и навыков

Фамилия, имя ученика Уровень сформированности знаний и навыков по темам* Причины затруднения усвоения
     

* - данный раздел таблицы заполняется на основе определенных программой знаний и навыков по каждой теме в каждом классе.

В результате педагогической диагностики возможно выявить, какие именно темы и разделы учебной программы и в какой степени усвоены каждым ребенком, проанализировать, что является основной причиной затруднений при усвоении, разработать на основе этих сведений индивидуальную коррекционную программу для каждого ребенка, включающую в себя цели и задачи, этапы, оптимальные приемы организации коррекционно – развивающей работы как на уроке, так и во вне урочное время.

Так, высокий уровень овладения программными сведениями предполагает предоставление ребенку максимальной самостоятельности, индивидуальное усложнение заданий, побуждающее к оказанию объясняющей помощи другим детям.

Овладение программой в степени выше среднего ведет за собой анализ причин, не позволяющих справиться с учебными требованиями на более высоком уровне. В случае, если затруднения ребенка обусловлены сенсомоторными (1 группа причин) или познавательными (2 группа причин) нарушениями, психолого – педагогическая его поддержка должна быть направлена на создание специальной коррекционной среды, подбор таких дидактических игр и упражнений, которые на общих коррекционных занятиях и в свободное время позволяли бы ребенку преодолевать эти нарушения.

Если проблемы ребенка определяются недостаточной сформированностью самоконтроля (3 группа причин), основная коррекционная деятельность учителя должна быть направлена на разработку и применение по отношению к нему косвенных, направляющих деятельность приемов воздействия, способов активизации речевого сопровождения учебной работы.

В случае проявления индивидуально – личностных особенностей, затрудняющих полное овладение знаниями и навыками (4 группа причин), педагог должен продумать возможности для создания ситуации успеха, формирования эмоционально – положительного опыта обучения, разработки способов эмоциональной поддержки ребенка.

Средний уровень овладения учебным содержанием также может быть обусловлен различными причинами и требовать особых коррекционных мер. При выявлении значительных нарушений в двигательной или познавательных сферах (1,2 группа причин) в зависимости от характера проблемной области, необходимо разработать обоснованную последовательность применения коррекционных упражнений, которые должны применяться не только на индивидуально – коррекционных занятиях, но и включаться в содержание учебной деятельности на уроке, побуждать ребенка к самостоятельному использованию соответствующих игр и упражнений. Нарушения саморегуляции как ведущая причина трудностей обучения (3 группа причин) требует создания системы наглядно – практических опор, развивающих самоконтроль и самооценку, которые ребенок может применять на уроке и во внеурочное время.

Общее снижение работоспособности, замедленный темп деятельности и т.п. причины как определяющие затруднения при обучении (4 группа причин) диктуют разработку такого индивидуального подхода, который направлен на снижение нагрузок, объема знаний, предотвращение переутомления за счет создания специального режима смены деятельности, коррекции эмоционально – волевой сферы.

Овладение учебным материалом на уровне ниже среднего, обусловленное нарушениями движений и сформированности познавательных процессов (1 и 2 группа причин), предполагает разработку индивидуальных программ, направленных на коррекцию соответствующих дефектов за счет совместной со взрослым деятельности, предваряющий учебный процесс и повторное использование коррекционных материалов на уроке.

Несформированность самоконтроля как определяющая причина (3 группа причин) подразумевает продумывание таких педагогических мер, которые позволяли бы работать ребенку на уроке совместно с учителем, а также разработку коррекционной программы по всем основным компонентам саморегуляции – мотивационному, операционному, оценочному.

Индивидуально – личностные проблемы развития (4 группа причин) предполагают продумывание сферы для позитивного проявления ребенка, поддержку его положительной мотивации к обучению.

Дети с низким уровнем овладения учебной программой требуют максимальной индивидуализации педагогической деятельности, поиска такого образовательного содержания, которое было бы доступно ребенку, разработки системы пошагового индивидуального обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: