Тема. Новгородская земля.
Цели:
- Показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика.
- Привнести в сознание учащихся понимание
- Продолжить развитие умения учащихся работать с картой и атласами, понятиями, находить ответы на вопросы в учебнике, с документом, работать в группах.
Оборудование:
· учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, с.90,91,95
· документ в учебнике с.95
· карта «Новгородская земля в 12-13 веках»
· Карта «Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв.»
· Атласы
· Меловые чертежи «Система управления в Новгородской земле»
· Карточки-задания по группам
· Иллюстрация в учебнике «Новгородский торг»
План:
1. Географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
2. Система управления.
Задача: 1.определить территорию, природные условия данного края. 2. рассказать о роли князя в Новгородской земле.
Ход урока
Орг. Момент. Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.
Проверка д.з.
фронтальный опрос
· Что такое раздробленность?
· Какие основные феодальные центры во второй половине XII–XIII веков появились на карте? (Работа с картой и атласами)
· Каковы причины раздробленности Древнерусского государства.
Индивидуальный опрос
Карточки. 1.заполнить таблицу «Любечский съезд русских князей». 2. объясните значение слов – удел, экономика, эксплуатация.
Актуализация.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся ближе с очень важным, крупным, и необычным политическим центром Древнерусского государства – Новгородской землёй. В чём заключается важность, и необычность этой земли мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке. План нашего занятия состоит из 2-х вопросов:
· Географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
· Система управления.
Также на доске представлены задачи, на которые вы сегодня найдёте вопросы в ходе урока.
Центр Новгородской земли – Великий Новгород. Возник ещё в середине 9 века как объединение трёх племенных посёлков: славянского, мерянского, чудского.
Давайте, с вами, определим по карте, где находится Новгородская земля.
К доске вызывается учащийся, а все остальные работают на местах с атласом или картой на доске.
Ø Покажите территорию Новгородской земли.
Ø Какими морями омывается Новгородская земля?
Ø Покажите на карте центр Новгородской земли.
Природные условия Северо-запада были суровы: холодный климат, бедные почвы и обилие болот.
Ставим перед учащимися задачу: (работа по группам) проанализировать тексты художественных и документальных источников (приложение 1,2.) и выяснить:
Ø Чем занимались жители Новгорода?
Ø С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
Ø Какими товарами торговали?
Ø Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?
Приложение 1.
“… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись… обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из Угры, Печоры… Двины., везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито… мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.
… Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…”
Приложение 2.
“ В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали- 152 вида, дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявших в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке …”
Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает рассмотреть картину художника А.Васнецова “Новгородский торг” в учебнике на с. 90
Ø Расскажите, что вы видите на этой картине?
(на картине изображена торговая площадь в Новгороде в период расцвета его политического и торгового могущества).
Природные условия Северо-запада были суровы, поэтому не позволяли хлебопашеству стать основой хозяйства. Более успешно в этих краях развивалось огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством. Очень хорошо развивалось ремесло. Здешние ткачи и литейщики, кожевники и ювелиры, стеклодувы и гончары, сапожники и оружейники славились по всей Русской земле. Новгород вел активную торговлю. Иностранцы везли в Новгород металлы, сукно, ремесленные изделия, соль, пиво, сельдь. Покупали они меха, воск, сало, лен, коноплю, хлеб, драгоценные камни и другое. Из крестьянских селений на торг поступали продукты питания, хлеб.
Используя карту и атласы, вместе с учащимися рассматриваются важнейшие торговые пути, связывающие Новгород с Европой и с различными русскими землями и делается соответствующий вывод: Новгород стал крупным торгово-ремесленным центром.
Новгород стоял на пути "из варяг в греки" - важнейшем торговом пути древней Руси. По Волхову плыли, причаливая к пристаням, многочисленные "заморские" суда. Торговля велась с немецкими, датскими купцами, а также Византией и странами Востока. Также Новгородская земля вела торговлю с другими крупными политическими центрами Руси – Владимиро-Суздальским и Галицко-Волынским княжествами, с которыми мы с вами познакомимся на следующем занятии.