Пояснительная записка к содержанию
Учебного материала семинара № 2
Вопрос 1.Философия как тип мировоззрения. Философское мировоззрение это рационально-теоретический уровень мировоззрения, система взглядов на мир и место человека в нем.
В центре внимания философии находятся природа, общество, человек и его мышление относительно бытия.
Основные проблемы философии обозначил И. Кант:
«Поприще философии в широком значении можно подвести под следующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
4. Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия, на четвертый – антропология. В сущности, все это можно было свести к антропологии, ибо три первых вопроса сводятся к последнему»
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия.
В отличие от философии конкретные науки часто не занимаются универсальными связями. В отличие от конкретных наук философия не занимается экспериментами.
Предмет философии – это отношение мышления к бытию. При этом имеется ввиду, что Бытие – это весь мир в целом, включая как материальные, так и духовные явления.
Вопрос 2. Главные философские направления. Материализм и идеализм. Исходя из понимания предмета философии, в озникают два вопроса: Что первично: материя или сознание? Вторая сторона этого вопроса: познаваем ли мир? Ответы на эти вопросы неоднозначны. Поэтому мылящие люди могут принадлежать как к лагерю материалистов, так и к лагерю идеалистов, как к лагерю гносеологических оптимистов, так и к лагерю гносеологических пессимистов (агностиков).
Вопрос 2. Главные философские направления: материализм и идеализм.
Материализм утверждает, что в основе мышления о мире должно лежать убеждение в том, что природа, человек и общество – продукты естественно - исторического развития и усложнения различных форм и уровней материи. В своем развитии материя не знает пределов, она продолжает развиваться, находиться в движении.
Идеализм представляет собой неоднородное явление.
-объективный идеализм утверждает, что сознание первично: мир был создан при помощи высшего сознания, божественного сознания, мирового разума. Высшее сознание, божественное сознание, то есть Мировой разум существовал и существует независимо от человека
Субъективный идеализмутверждает, что весь мир, вся реальность, все свойства мира зависят от состояния сознания и идей, находящихся внутри человека, а Мир таков, каким его способен осмыслить человек.
Философия дает целостное представление о природе и ее законах на данном этапе научного знания, создает картину мира. Картина мира может быть может быть мифологической, религиозной, научной. Философия вбирает в себя все знания, приобретенные человечеством за тысячелетия его существования, опирается на достижения современной науки, опыт жизнедеятельности общества, вникает в особенности миропонимания великих мыслителей прошлого.
Философия – это система взглядов, учение о наиболее общих законах развития материи, мышления и общества, взаимосвязи материальной и духовной сфер жизнедеятельности обществ в целом и отдельной личности.
Вместе с тем современная философия не изгоняет из своего поля религиозную философию. По своей природе религиозная философия очень близка к объективному идеализму. В современной религиозной философии очень сильны позиции креационизма.
В современной философии значительное место уделяется герменевтике.
Темы сообщений, докладов, рефератов, авторских презентаций
1. Философия и биология: материалистические концепции в биологии
2. Философия и химия: материалистические основания химии
3. Креационизм и современная философия
4. Религиозная философия как опыт тысячелетий
Задания для самостоятельной работы
1.Выписать в рабочую тетрадь все понятия, выделенные этим шрифтом.
2. Подготовить самостоятельные презентации по предложенным темам.
3. Подобрать в Интернете, пользуясь сайтом dolit.net, философский текст, заинтересовавший Вас
4. Провести герменевтический анализ текста М. Хайдеггера «Что значит мыслить?»
«Почему преклоняешся ты, о блаженный Сократ, Перед юношей этим? Неужели на свете благороднее Нету его? Почему же с любовью, как на бога, На него ты взираешь?»
Ответ: «Лишь тот, кто глубины помыслил, полюбит живое,
Высокую юность поймет лишь тогда, когда свет поглядишь.
И часто к исходу склоняется мудрый к прекрасному.»
К нам имеет отношение строка: «Лишь тот, кто глубины помыслил, полюбит живое». Но мы слишком легко можем пропустить в этой строчке по настоящему сказывающие и потому главные слова. Сказывающие слова это глаголы. Мы можем их услышать, если сделаем на них ударение иным, не обычным для слуха образом: непосредственная близость глаголов «мыслит» и «любит» образует середину строки. Следовательно, любовь основана на том, что мы помыслили глубочайше. Такая помысленность происходит, вероятно, из той памяти, на мышлении которой основывается даже поэзия, а вместе с ней и все искусства. Однако, что же значит мыслить? Что значит плавать, мы узнаем не из руководства по плаванию. Что значит плавать, нам скажет прыжок в реку. Только так мы впервые и узнаем стихию, в которой должно происходить плавание. Но какова же та стихия, где происходит мышление?»