В Беларуси главным элементом экономич механизма природопользования является ценовое (налоговое) регулирование. Инструменты ценового регулирования делятся на: Поощрительные (субсидии и дотации), Принудительные (платежи за загрязнение окр среды, штрафы за превышение лимитов), Компенсационные (возмещение ущерба, создание экологических фондов и др.). Экологич налог в РБ включает плату: За пользование природными ресурсами, За загрязнение окр среды. В случае соблюдения установленных лимитов суммы экологич налога относятся на издержки пр-ва. При превышении лимитов – изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В целом экономич механизм стимулирования рационального природопользования и охраны природы находится в Беларуси в стадии становления. Экологич налоги и платежи выполняют преимущественно фискальную функцию (обеспечивают приток средств в экологические фонды), в то время как стимулирующая функция не получила должного развития.
36. Экологический аудит
Экологический аудит – это систематический документально оформленный процесс проверки экологических аспектов деятельности предприятия с целью выявления соответствия видов и условий экономической деятельности, а также системы управления нормативно-правовым требованиям и критериям экологической эффективности.
37. Экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды.
39 Трансграничные экологич проблемы и пути их решения.
Трансгр загр-е окр среды представляет собой отриц внешний эффект; субъектами загрязнения являются одна и более стран. интернализация в соответствии с подходом Пигу невозможна, поскольку не существует такого наднационального органа, в компетенции которого было бы взимать налоги с независимых стран. Поэтому осн подходом к интернализации здесь являются переговоры заинтересованных сторон. При некооп решении страны рассматриваются как обособленные единицы с собственными ф-циями предельных природоохр издержек и предельного эколого-экономич ущерба. загрязнение является односторонним. Кооп решение проблемы трансграничного загрязнения предполагает сущ-е компенсационных выплат. Такие платежи позволяют перераспределять выигрыш таким образом, что, по крайней мере, одна страна может достичь более высокого его уровня. Для этого страны стремятся к мин-ции суммарных экологич издержек. итоговым условием мин-ции суммарных издержек является превышение предельными природоохр издержками страны-эмитента предельных природоохр издержек страны-реципиента. в отличие от некооп решения от страны-эмитента потребуется больше усилий по предотвращению загр-ий. Этот рез-т соответствует подходу Коуза и равновесию по Нэшу (результат не может быть улучшен в пользу одной страны без уменьшения выигрыша другой).
|
Глобальные экологоч проблемы и пути их решения.
Проблема исп-я окр среды как глобального общ блага осложняется следующими факторами. Население разных стран может иметь неодинаковые предпочтения по отношению к глобальному общ благу. Степень остроты глобальных экологич проблем может быть различной. Уровень дохода варьируется, а значит, будет разной экономич оценка глобальных экологич благ. При некооп решении каждая страна минимизирует свои издержки на предотвращение загрязнений в других странах. Таким образом, в игре по Нэшу каждая страна уменьшает уровень загрязнений до точки, в которой ее предельный выигрыш становится равным предельным природоохр издержкам. кооп решение (эффективнее). с помощью компенсационных выплат. Целью совместной оптимизации является достижение мин сумм издержек обеих стран. Таким образом, равенство предельных природоохр издержек обеих стран означает эфф-ть, т. е. осущ-ние природоохр деят-ти с мин издержками. Несмотря на то, что кооп решение приносит странам больший выигрыш, у каждой страны есть возможность занять позицию «безбилетника». Одним из эффективных инструментов решения глобальных экологич проблем является рынок прав на загр-е окр среды. Поскольку обеспечение оптимального кач-ва окр среды в глобальном масштабе является долгосрочной проблемой, большое значение приобретает долговечность такого институционального устройства, как рынок прав на загр-е.
|