инструмент косвенного эколого-экономич регулирования. Экологич страхование выступает преимущественно в виде обязательного страхования экономич объектов, эксплуатация которых связана с высоким риском аварий и катастроф. Размер страхового платежа зависит от потенц ущерба, а также от оценки вероятности неблагоприятного события. Фирмы, осуществляющие инвестиции в повышение экологич безопасности, могут освобождаться от части выплат. В то же время деят-ть фирм, которые игнорируют такое инвестирование, может быть ограничена или запрещена. Существует также страхование от стихийных бедствий, которые могут сопровождаться загрязнением окр среды.
28. Залоговая цена.
Еще одним инструментом системы экологического кредитования является залоговая цена. Она является альтернативой экологическому налогообложению, и служит для устранения разрыва между частными и общественными издержками ненадлежащего обращения с отходами. В целом залоговая система предполагает внесение аванса за возможное загрязнение окружающей среды, гарантируя его возврат, если загрязнение было предотвращено.
30. Понятие управления природопользованием и его функции.
Управление природопользованием и экологической безопасностью представляет собой процесс, посредством которого осуществляется организация, регулирование и координация природопользования в совокупности с социально-экономической сферой, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как общественное благо. Механизм управления любой областью экономической деятельности предполагает реализацию следующих основных функций: организация, планирование, прогнозирование, регулирование, учет и контроль.
31. Специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды в РБ и их функции.
1)Президент РБ, явл. главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией РБ издает декреты, указы, распоряжения, в том числе и по вопросам охраны окр. среды, а также осущ. контроль за соблюдением природоохр. законодательства.
2)Парламент – Нац. собрание РБ – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.
3)Правительство – Совет Министров РБ – явл. центральным органом государственного управления. осуществляет исполнительную власть в РБ: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение гос. экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов гос. управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
4)Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение гос. экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.
32. Система экологического планирования и прогнозирования.
Экологическое планирование – это расчет потенциально возможной эксплуатации природных ресурсов и объектов окружающей среды без заметного ухудшения существующих экологических параметров и без нанесения ущерба одной отраслью экономики другим отраслям.
Экологич мониторинг.
экологич мониторинг - постоянно действующая система наблюдения за загр-ем окр среды. Осн задача: обеспечение органов экологич политики достоверной инф-ей, необходимой для принятия соответствующих мер регулирования. В рамках мониторинга атмосферного воздуха производится отбор проб на основные и специфич загрязн вещества. Мониторинг гидросферы проводится по гидрохимич и гидробиологич показателям в соответствии с установленными стандартами. Мониторинг земель включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными промышленными отходами. Радиационный мониторинг позволяет контролировать уровень загрязнения радионуклидами атмосф воздуха, вод, а также почвы. Для оценки состояния атм воздуха, качества воды и почвы уст-ся нормативы предельно допустимых концентраций загрязн вещ-в (ПДК) - это максимальное содержание вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, не вызывающая при длительном и ежедн воздействии патологич изменений в организме человека, животных и растений. предельно допустимая нормы нагрузка на окр среду (ПДН) - представляет собой допустимую степень загр-я окр среды в конкр регионе. Предельно допустимый выброс(пдв) производная от пдк,позволяет дать оценку конкретного стационарного источника загрязнения атмосф воздуха. В совр условиях важным элементом контроля загр-я окр среды на уровне субъектов экономики является экологич аудит - независимая проверка, направл на сбор инф-и о загр-и и ее оценку с точки зрения экологич стандартов. Целью экологич аудита является опр-е способов и путей экологизации пр-ва.