Практическое значение анализа эластичности




 

Большое влияние на поведение продавцов товаров и услуг оказывает эластичность спроса по цене. Основной целью продавцов является такое ценообразование, при котором достигается наибольшая выручка от реализации продукции. Рассмотрим пример.

1. функция спроса линейная – Q = a - b × P;

2. эластичность спроса по цене рассчитывается точечным методом.

Валовая выручка продавца (TR) (выручка от реализации, валовой доход) показывает объем денежных средств, полученный продавцом при реализации продукции, рассчитывается путем умножения цены товара (Р) на объем реализованного товара (Q). Единичная эластичность спроса по цене делит функцию спроса на две части: эластичного и неэластичного спроса. Поэтому для продавца выгодно:

1) снижать цену на участке эластичного спроса, так как процентное снижение цены дает большее процентное увеличение объема спроса, что приводит (рис. 5.17) к росту объема валовой выручки, и наоборот;

2) повышать цену на участке неэластичного спроса: процентное повышение цены меньше процентного снижения объема реализации, валовая выручка продавца увеличивается, и наоборот.

Р Р

Эластичный спрос

 

а/2b ЕD/P=-1 max TR

 

Неэластичный спрос TR

 

 

ED/P -1 0 a/2 Q TR = P × Q

Рис.5.17. Взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.

 

Отсюда вытекает, что продавец стремится сместить цену в зону эластичного спроса. В зоне неэластичного спроса, где цены низки, продавцу находиться невыгодно. Снижение цены может быть осуществлено только под давлением конкуренции или целенаправленных мер государства. Именно этим объясняется тот факт,что цены на социально значимые товары и вообще на товары первой необходимости в рыночной экономике и тем более в социально ориентированной рыночной экономике государство стремится удержать в зоне неэластичного спроса.

Исходя из эластичности спроса по цене, строят свою систему ценообразования и производители. При этом в качестве критерия эффективности они используют объем прибыли (в большинстве случаев основной целью предприятия является максимизация прибыли), которая исчисляется как разность между валовой выручкой и издержками производства (тем самым происходит соизмерение валовой выручки и издержек производства).

От величины эластичности спроса по цене зависит не только поведение фирмы-производителя с ее структурой издержек, но и государства при проведении им экономической политики. Это видно из следующих примеров.

1. Характер воздействия технологического прогресса на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса по цене на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое оборудование, сберегающее труд, что приводит к высвобождению 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Следовательно, воздействие снижения цен на объем продаж фирмы и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть от эластичности спроса по цене на продукт. Если спрос является высокоэластичным, то возникающая при этом возможность по расширению продаж, а, следовательно, и увеличению предложения (производства) продукции может привести не к сокращению, а к увеличению численности работающих. Неэластичный спрос приведет к тому, что лишь немногие (либо вообще никто) из высвобожденных рабочих могут быть трудоустроены на фирме, так как прирост объема продаж и производства будет невелик.

2. Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) в США однажды пришел к выводу, что руководство автомобильной промышленности должно повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании «Форд моторс» утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

3. Исследования, проведенные в США, показали, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

4. При выборе товаров и услуг, к которым можно применить налогообложение в форме акциза, государство должно принимать во внимание, какова у них величина эластичности спроса по цене. Предположим, что на какой-то продукт установлен акциз в 2 500 руб., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Тогда доход государства от налогообложения составит 25 млн руб. Если налог будет повышен до 3500 руб., то более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса по цене, а доход от налогообложения упадет до 17,5 млн руб. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Поэтому государство устанавливает акцизы на такие товары, спрос на которые неэластичен. Отсюда традиционно подакцизными товарами являются алкогольные напитки, сигареты, топливо, т. е. товары, имеющие неэластичный спрос.

При оценке целесообразности проведения той или иной государственной политики в сфере ценообразования при помощи косвенных методов (налогов, дотаций, субсидий, индексации) необходимо учитывать наклон функций спроса и предложения. Зачастую в книжках говорят об учете эластичности спроса и предложения при рассмотрении данного вопроса, хотя как мы разобрались выше, все-таки речь идет именно о наклоне, который при расчете оказывает соответствующее влияние.

При проведении налоговой политики:

1. Чем меньше наклон кривой спроса на товар наклона предложения, тем большая часть налогового бремени распределиться в сторону потребителей (рис. 5.18. а));

2. Чем больше наклон функции спроса на товар наклона предложения, тем большее влияние окажет налоговая политика на производителя (рис.5.18. б))

 

а) б)

 

S, ST – кривая предложения до и после введения налога;

D – кривая спроса.

Рис. 5.18. Распределение налогового бремени при разных наклонах кривых спроса и предложения.

 

При проведении дотационной политики (субсидий, индексации)

3. Если наклон функции предложения больше наклона кривой спроса, то большую часть выигрыш от дотаций государства получают потребители, (рис. 5.19. а));

4. Если наклон предложения меньше наклона функции спроса, то выигрыш перераспределяется в сторону производителей продукции (рис. 5.19.б).

а) б)

 

S, SC – кривая предложения до и после введения дотации;

D – кривая спроса.

Рис. 5.19 Распределение дотационного выигрыша на рынке при разных наклонах кривых спроса и предложения.

 

 

Основные выводы

1. Механизм функционирования рынка предполагает взаимодействие спроса, предложения и цены.

2. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, отображаемая кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

3. Функциональную зависимость между спросом и ценой можно выразить тремя способами: табличным, графическим и аналитическим.

4. Действие закона спроса может быть объяснено эффектом дохода и эффектом замещения.

5. Неценовые факторы, влияющие на спрос, смещают кривую спроса. Если же изменяется цена, т. е. увеличивается или уменьшается величина спроса, то это отражается движением вдоль кривой спроса.

6. Закон предложения утверждает, что величина (объем) предложения и цена связаны прямой зависимостью. Изменение объема предложения отражается движением вдоль кривой предложения, в то время как изменение самого предложения – сдвигом всей кривой предложения в ответ на изменение цен на ресурсы, технологию и т. д.

7. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы.

8. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества. Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством прямая.

9. Равновесие спроса и предложения имеет своим результатом получение обществом выгоды, которая состоит из излишка потребителя и излишка производителя.

10. Государство, реализуя экономическую политику, вмешивается в процесс рыночного ценообразования. При этом используются как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы.

11. Эластичность – безмерная величина, не связанная с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Эластичность показывает влияние относительного изменения одной величины на относительное изменение другой. Существуют два метода расчета эластичности: точечный и дуговой.

12. Эластичность спроса – это мера чувствительности величины спроса к изменениям какой-либо из детерминант спроса. Традиционно выделяют три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса.

13. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменился объем спроса при изменении цены на один процент. В зависимости от величины данного показателя выделяют: совершенно (абсолютно) эластичный спрос; совершенно (абсолютно) неэластичный спрос; эластичный спрос; спрос с единичной эластичностью; неэластичный спрос.

14. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода населения на один процент. В зависимости от значений эластичности спроса по доходу товары делятся на полноценные (первой необходимости, второй необходимости, роскоши) и неполноценные. На основе значений эластичности спроса по доходу строятся кривые Энгеля.

15. Перекрестная эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Этот показатель рассчитывается только для товаров-субститутов и комплементарных товаров.

16. Эластичность предложения показывает, на сколько изменится объем предложения на рынке при изменении цены на один процент. Выделяют эластичность предложения по цене, перекрестную эластичность предложения.

17. Эластичность предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товаропроизводителей при изменении цены на один процент. В зависимости от величины данного показателя выделяют: совершенно (абсолютно) эластичное предложение; совершенно (абсолютно) неэластичное предложение; эластичное предложение; неэластичное предложение. Фактором, оказывающим воздействие на эластичность предложения, является период времени (мгновенный, короткий, долгосрочный).

18. Перекрестная эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится предложение товара А, при изменении цены на товар В. Этот показатель рассчитывается только для товаров-субститутов и комплементарных товаров.

 


1 Эклунд, K. Эффективная экономика – шведская модель. – М., 1991. – С. 55–56.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: