Предмет: литературное чтение
Класс: 3 г
Тема. Сергей Есенин «С добрым утром!»,Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».
Дата проведения 15.05.2020 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина «С добрым утром!» познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Весенняя гроза», учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности.
Ход урока:
Ориентировочная часть | Дети научатся анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности. |
Информационная часть | Изучи теоретический материал: Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 2, с. 142-143 Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы уже читали и учили наизусть? - Догадайтесь, что он особенно любил? (Русскую природу, Родину) -А знаете почему? Родился Сергей в живописных окрестностях старинного села Константинова Рязанской области. С самого детства он умел видеть красоту родного края, окружающей природы, умел удивляться и восхищаться увиденным. К сожалению, Есенин погиб рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений. - И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина «С добрым утром». Мы попробуем открыть для себя мир этого поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова. Чтение и анализ стихотворения. -Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями. -Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт? -Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова. Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь. Брезжить—слабо светиться, светать. Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением Румянить—покрываться розово-красным цветом. Небосклон—часть неба над горизонтом. Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с пере-ливчатой окраской. По этимологическому словарю перл-(старинное значение) жемчуг. Слово немецкое Perle-жемчужина+ Mutter-мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет—серебристо-розовый. Разберём первое четверостишие.«Задремали звёзды золотые»--Звёзды могут задремать? Это литературный приём—олицетворение. Что такое олицетворение? Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? (Слова—близкие по значению, разные по звучанию). Затон—з алив, заводь. Брезжит— рассветает, светится. Разберём второе четверостишие. Каждая строка—олицетворение и развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова. В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Третье четверостишие. Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом). Поэзия образная, даже крапива шепчет «С добрым утром!» Часто в своих стихах Сергей Есенин описывает очень красивое дерево. Какое? (Берёзу) Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму: Белый цвет— белые берёзки. Красный, малиновый— румянит сетку небосклона. Жёлтый, золотой— звёзды золотые. Зелёный— серёжки, крапива. Серебряный— росы. Перламутр— серебристо-розовый. 8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками, а также звуками наполнены стихи (тишина, шелест, шёпот) -Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (В названии—общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только Крапива, это вся Природа говорит человеку: «С добрым утром!» Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое) - Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину? - Какие звуки «живут» в этом стихотворении? (Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат) - А какие запахи «живут»? (после дождя пахнет свежестью, веет прохладой, цветы пахнут) - Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова. РЕЗВЯСЯ - резвый - подвижный, веселый. ПЕРЛЫ— жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг. ПРОВОРНЫЙ — быстрый, торопливый. ГАМ — нестройный гул голосов. НАГОРНЫЙ— находящийся, расположенный на горе, на горах. Анализ произведения. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку. А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения. Какие слова об этом говорят? - А что значит молодые раскаты? - Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? Какие картины вы себе представили? Опишите вторую картину. Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым. Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами. Получается? (нет) Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно) Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора) Прочитаем третью строфу. – Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»? Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним. Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? Что значит "Гам лесной"? Как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным. Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии. |
Домашнее задание | Выучить одно из стихотворений наизусть, отправить снятое видео до 19 мая в контакте. Или Сергей Есенин «С добрым утром!», или Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». |
|