Тема. З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.




Учитель: Суворова Н.А.

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 г

Тема. З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Дата проведения 18.05.2020 г.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством М. Пришвина; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание; формировать умение сравнивать прозаический и поэтический тексты.

Ход урока:

 

Ориентировочная часть Поспособствовать умению осмыслять литературные произведения, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.
Информационная часть Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями на одну и ту же тему. - Прочитайте на слайде имя автора стихотворения и его название. Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930-1931 годах. Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг — как отдельных стихов, так и сборников. Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. Время брало свое. В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать — рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны. Прочитать стихотворение на с. 145. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно создает? - Какие чувства оно у вас вызывает? -Что случилось с одуванчиком?   Поработаем со следующим стихотворением.   Ольга Ивановна Высотская - советская детская поэтесса, переводчица, драматург. Родилась 19 июля 1903 года. Первая книга "Старушкины игрушки" вышла в 1930 году. Написала много стихов, песенок, сказок, сказочных пьес. Она была большой труженицей и всю свою жизнь без остатка посвятила исключительно писательскому делу. Но, несмотря на обилие хороших стихов, большой славы у Ольги Ивановны Высотской так никогда и не было.   Прочитайте стихотворение О. Высотской «Одуванчик» - Понравилось ли вам стихотворение? - Что объединяет эти два стихотворения? - Чем они отличаются? - Как вы думаете, какие строки в каждом стихотворении помогают представить одуванчик похожим на человека? — Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали в учебнике или самостоятельно. — Что вы можете сказать об этих произведениях? {Они интересны, написаны доступным языком, из них мы узнаем о жизни природы.) Рассказ учителя о М.М. Пришвине. С детства Михаил Михайлович Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты ещё маленький, не поймёшь!» Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в … Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба Миши Пришвина, если бы к ним в гости не приехал из Сибири богатый дядюшка, который и увёз мальчика в эту самую Азию, только не сказочную, а настоящую. Здесь Михаил окончил гимназию, где был одним из лучших учеников. Михаил Пришвин — учёный, агроном, и путешественник, и охотник, и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились его детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло, их будут читать дети.   — Прочитайте на с. 146 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Прочитать рассказ. — Какие чувства вы испытываете после чтения? — Удалось ли автору поразить вас? — Что вас привлекло в этом рассказе? — Подходит ли тексту его название? — Прочитаем текст еще раз по частям. (Чтение первой части.) — От чьего лица ведется повествование? — Можно ли сказать, что автор и рассказчик — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, рассказчик — мальчик.) — Кто был старше из братьев? Почему? — Как это — идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь.) — Что такое промысел? (Занятие, ремесло, источник существования.) — Что такое забава? (Игра, развлечение, шутка.) — Заметили ли вы детскую словесную изобретательность? (Фукну, фукнет.) — Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? — Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны.) — Как можно озаглавить первую часть? («Цветы для забавы», «Постоянная забава».) (Чтение второй части.) — Что заставило мальчика заняться наблюдением? — Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? — С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) — В чем основная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг.) — Как озаглавим вторую часть? («Тайна золотого луга». «Секрет одуванчиков».) (Чтение третьей части.) — Это заключение. В нем содержится вывод, подтверждение основной мысли всего текста. В чем же состоит основная мысль текста? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка — тайна, которую надо только увидеть.) — Как теперь называет одуванчики рассказчик? — Как озаглавим эту часть? («Одни из самых интересных цветов».) (Выразительное чтение по цепочке.) — Почему рассказ называется «Золотой луг»? Как вы понимаете это выражение? (Золотой луг — желтый от одуванчиков.) — Что означает здесь слово золотой? (Желтый, цвет золота.)  
Домашнее задание Отправить выразительное чтение стихотворений на с.145 аудиозаписью 18.05. 20г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: