Тема: Окислительно-восстановительные реакции
Цель: Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях, важнейших окислителях и продуктах их восстановления.
Задачи занятия:
Образовательные (обучающие):
· систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации.
· Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
· Совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ, прогнозировать продукты реакций в зависимости от активности металлов, концентрации кислот и реакции среды раствора
· создать условия для развития логического мышления учащихся (таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Развивающие:
· Показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни
· Развивать умение использовать химическую терминологию
· Развитие познавательной деятельности и познавательной активности на учебном занятии по химии, путем применения наглядных средств обучения
· Прививать простейшие навыки химических исследований
· Способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы.
· Создать условия для развития коммуникативных способностей, творческой самореализации.
Воспитательные:
· Способствовать развитию у обучающихся интереса к химической науке
· Воспитывать у обучающихся химическую и экологическую грамотность
· Формировать мысли о том, что мир познаваем и един
· Способствовать формированию культуры дискуссии.
· Воспитывать чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.
· Воспитать чувство ответственности.
Оборудование: компьютер, проектор
План изложения лекции:
1.Окислительно-восстановительные реакции
2.Окисление, восстановление
3.Окислительно-восстановительные свойства вещества и степени окисления входящих в него атомов
4.Важнейшие восстановители и окислители
5.Составление уравнений ОВР
Окислительно-восстановительные реакции
Реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, входящих в состав реагирующих соединений называются окислительно - восстановительными.
2Mg0 + O20 → 2Mg+2O-2
2KCl+5O3-2 – t◦ →2KCl-1 + 3O20
2KI-1 + Cl20 → 2KCl-1 + I20
Mn+4O2 + 4HCl-1 → Mn+2Cl2 + Cl20 + 2H2O
Окисление, восстановление
В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов - окисление. При окислении степень окисления повышается:
H20 - 2ē → 2H+
S-2 - 2ē → S0
Al0 - 3ē → Al+3
Fe+2 - ē → Fe+3
Процесс присоединения электронов – восстановление. При восстановлении степень окисления понижается.
Mn+4 + 2ē → Mn+2
S0 + 2ē → S-2
Cr+6 +3ē → Cr+3
O20 + 4ē → 2O-2
Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны - восстановителями.
Окислительно-восстановительные свойства вещества и степени окисления входящих в него атомов
Соединения, содержащие атомы элементов с максимальной степенью окисления, могут быть только окислителями за счет этих атомов, т.к. они уже отдали все свои валентные электроны и способны только принимать электроны. Максимальная степень окисления атома элемента равна номеру группы в периодической таблице, к которой относится данный элемент.
Соединения, содержащие атомы элементов с минимальной степенью окисления могут служить только восстановителями, поскольку они способны лишь отдавать электроны, потому, что внешний энергетический уровень у таких атомов завершен восемью электронами. Минимальная степень окисления у атомов металлов равна 0, для неметаллов - (n–8) (где n- номер группы в периодической системе).
Соединения, содержащие атомы элементов с промежуточной степенью окисления, могут быть и окислителями и восстановителями, в зависимости от партнера, с которым взаимодействуют и от условий реакции.
Важнейшие восстановители и окислители
Восстановители
Окислители
Металлы,
водород,
уголь.
Окись углерода (II) (CO).
Сероводород (H2S);
оксид серы (IV) (SO2);
сернистая кислота H2SO3 и ее соли.
Галогеноводородные кислоты и их соли.
Катионы металлов в низших степенях окисления:SnCl2, FeCl2, MnSO4, Cr2(SO4)3.
Азотистая кислота HNO2;
аммиак NH3;
гидразин NH2NH2;
оксид азота(II) (NO).
Катод при электролизе.
Галогены.
Перманганат калия(KMnO4);
манганат калия (K2MnO4);
оксид марганца (IV) (MnO2).
Дихромат калия (K2Cr2O7);
хромат калия (K2CrO4).
Азотная кислота (HNO3).
Серная кислота (H2SO4) конц.
Оксид меди(II) (CuO);
оксид свинца(IV) (PbO2);
оксид серебра (Ag2O);
пероксид водорода (H2O2).
Хлорид железа(III) (FeCl3).
Бертоллетова соль (KClO3).
Анод при электролизе.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Электронный баланс - метод нахождения коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, в котором рассматривается обмен электронами между атомами элементов, изменяющих свою степень окисления. Число электронов, отданное восстановителем равно числу электронов, получаемых окислителем.
Уравнение составляется в несколько стадий:
1. Записывают схему реакции.
KMnO4 + HCl → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
2. Проставляют степени окисления над знаками элементов, которые меняются.
KMn+7O4 + HCl-1 → KCl + Mn+2Cl2 + Cl20 + H2O
3. Выделяют элементы, изменяющие степени окисления и определяют число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем.
Mn+7 + 5ē → Mn+2
2Cl-1 - 2ē → Cl20
4. Уравнивают число приобретенных и отдаваемых электронов, устанавливая тем самым коэффициенты для соединений, в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления.
Mn+7 + 5ē → Mn+2
2Cl-1 - 2ē → Cl20
––––––––––––––––––––––––
2Mn+7 + 10Cl-1 → 2Mn+2 + 5Cl20
5. Подбирают коэффициенты для всех остальных участников реакции.
2KMn+7O4 + 16HCl-1 → 2KCl + 2Mn+2Cl2 + 5Cl20 + 8H2O
Домашнее задание
Используя схемы, данные на уроке, закончите уравнения реакций и расставьте в них коэффициенты:
1. AI + H2SO4 (конц.) →
2. Ag + HNO3 (конц.) →
3. KBr + KMnO4 + H2SO4 → …….. + Br2 + K2SO4 + H2O
Информационные источники и литература
1. Сладков С. А, Остроумов И.Г, Габриелян О.С, Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. www.chem.msu.su
3. https://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/chemy.html
4. https://www.chemicool.com/