Ход урока.
- Организация класса. Мотивационная беседа. Слайд №1
Учитель поёт:
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас ещё судьбы безвестные ждут.
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя борьбы всех народов на свете
За лучший мир, за святую свободу.
Наш урок я начала строками революционного гимна того периода времени, о котором мы сегодня будем говорить. Слайд №2
Тема нашего урока: «Октябрьская революция в России». Вам предстоит быть не просто учащимися, а исследователями данной проблемы. Необходимо выяснить:
- положение в стране накануне Октября;
- большевики в канун Октября;
- причины Октябрьской революции;
- ход революции и её политические итоги;
- первые декреты;
- Октябрь глазами современников и историков;
Слайд №3
Цели нашего занятия: 1)Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме.
2)Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.
3) Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла следующие строки:
Слайд №4
“Ураган времени - революция,
корабль бытия
пляшет на волнах,
летит в грозовой мрак.
Трещат и падают устои,
рвутся в клочья паруса сознания…” -
Так, с одной стороны, невольно воскрешая образы библейского потопа, апокалипсической катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, рождения света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году. Что это – предисловие, громкий эпиграф к эпохе, сложное нравственное обязательство? Трудно сказать. Но образ революции – корабля, впечатляющая картина неизведанного мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева племени”, бездн оказались не просто символическими, но и пророческими.
2. Актуализация знаний предыдущего урока. Слайд №5
Тест «От октября 1905 –го к октябрю 1917-го»
Учащимся розданы тестовые задания. Контроль качества выполнения идёт способом взаимопроверки по эталону ответов на доске
1. «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:
а) 8-го рабочего дня;
б) уничтожение помещичьего землевладения;
в) создание в стране органов народного представительства.
2. Под давлением вооружённого восстания в Москве «прославился»
гвардейский полк:
а) Волынский;
б) Семёновский;
в) Преображенский.
3. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были
удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:
а) создание в стране органов народного представительства;
б) введение демократических прав и свобод;
в) всеобщее обязательное бесплатное образование;
г) отделение церкви от государства;
д) отмена выкупных платежей;
е) 8-часовой рабочий день.
4. Аграрная реформа П. А. Столыпина была направлена на:
а) разрушение общинной психологии русского крестьянства;
б) формирование широкого слоя мелких собственников в деревне как опоры
царской власти;
в) ликвидацию крупных земельных собственников.
5. Льготы для крестьян-переселенцев составляли:
а) освобождение от воинского призыва;
б) денежное пособие;
в) бесплатное предоставление техники;
г) право беспошлинной торговли на внешнем рынке.
6. Террористический акт против П. А. Столыпина совершил:
а) Е. Ф. Азеф;
б) Д. Г. Богров;
в) Б. В. Савинков.
7. Назовите основную причину Февральской революции:
а) падение престижа императорской власти;
б) дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества;
в) революционная агитация большевиков.
8. Председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г. был:
а) И. Г. Церетели;
б) Л. Д. Троцкий;
в) Н. С. Чхеидзе.
9. При отречении Николая II присутствовали члены Временного комитета
Государственной думы:
а) А. И. Гучков и В. В. Шульгин;
б) П. Н. Милюков и А. Ф. Керенский;
в) М. В. Родзянко и Д. Н. Набоков.
10. «Кругом измена, и трусость, и обман...» - эти слова принадлежат:
а) Л. Г. Корнилову;
б) А. Ф. Керенскому;
в) Николаю П.
11. В1917г. один из лидеров российской социал-демократии писал: «Если капитализм еще не достиг в данной стране той высшей ступени, на которой он делается препятствием развития ее производительных сил, то нелепо звать рабочих, городских и сельских, беднейшую часть крестьянства к его ниспровержению». Это был:
а) Г. В. Плеханов;
б) В. И. Ленин;
в) Л. Д. Троцкий.
12. Главное содержание изданного Петроградским Советом в марте 1917 г. «Приказа № 1» заключалось:
а) во введении 8-часового рабочего дня;
б) в провозглашении России республикой;
в) в демократизации армии.
Слайд №6