Тема. Письменные приёмы деления на однозначное число вида 478:2, 216:3




Учитель: Суворова Наталья Андреевна.

Предмет: математика

Класс: 3 г

Тема. Письменные приёмы деления на однозначное число вида 478:2, 216:3

Дата проведения 12.05.2020 г.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: ознакомление с приемом деления на однозначное число вида 478:2, 216:3 Ход урока:

 

Информационная часть Изучить материал на стр.119, 121 Сегодня мы займёмся делением. Вам предстоит научиться выполнять деление трёхзначных чисел в столбик. Вы справитесь с этим без проблем, если хорошо знаете таблицу умножения. Три математических действия - сложение, вычитание и умножение в столбик вы уже умеете выполнять. Осталось одно, но самое сложное. Помните, чем сложнее – тем интереснее! Деленье нам служит на деле, Оно нам поможет всегда. Кто поровну трудности делит, Разделит успехи труда.   Мы уже выяснили, что невозможно быстро и точно делить без знания таблицы умножения. Но не только. Надо ещё хорошо знать компоненты деления и взаимосвязь между ними, быстро и точно выполнять вычитание и конечно уметь работать с разрядами. Вспомним компоненты деления: число, которое делим – делимое, число на которое делим – делитель, результат деления – значение частного. В тех случаях, когда деление выполнить устно сложно, выручает умение делить в столбик, или уголком. Это название придумали не случайно. Привычный знак деления заменён на уголок. Записываем делимое, рядом чертим уголок. В верхнем углу записываем делитель, а в нижний угол вписываем цифры частного. Обратите внимание, цифры делимого и частного имеют названия в зависимости от разряда, который обозначают. Кроме этого, делимое придётся раскладывать на неполные делимые – первое, второе, третье. Это те числа, которые делим на делитель, пока не разделим всё число. Рассмотрим пример 938: 7 Шаг 1. Записываем числа, разделив их «уголком». Шаг 2. Сколько раз число 7 может содержаться в числе 9? Правильно, только один раз. Поэтому первым записанными нами результатом будет 1. Шаг 3. Умножаем делитель 7 ∙ 1 и получаем 7. Полученный результат записываем под первым числом нашего делимого 938 и вычитаем, как обычно, в столбик. То есть из 9 мы вычитаем 7 и получаем 2. Записываем результат. Шаг 4. Число, которое мы видим, меньше делителя, поэтому его надо увеличить. Для этого объединим его со следующим неиспользованным числом нашего делимого – это будет 3. Приписываем 3 к полученному числу 2. Шаг 5. Анализируем, сколько раз наш делитель 7 содержится в полученном числе 23? Правильно, три раза. Фиксируем число 3 в частном. А результат произведения – 21 (7 ∙ 3) записываем внизу под числом 23 в столбик. Шаг.6 Теперь осталось найти последнее число нашего частного. Используя уже знакомый алгоритм, продолжаем делать вычисления в столбике. Путём вычитания в столбике (23 - 21) получаем разницу. Она равняется 2. Из делимого у нас осталось неиспользованным одно число – 8. Объединяем его с полученным в результате вычитания числом 2, получаем – 28. Шаг.7 Анализируем, сколько раз наш делитель 7 содержится в полученном числе? Правильно, 4 раза. Записываем полученную цифру в результат. Итак, мы полученное в результате деления столбиком частное = 134. Рассмотрим ещё деление в столбик на примере 512: 8. 1 шаг. Запишем делимое и делитель следующим образом: Частное будет записано в итоге под делителем, а расчеты под делимым. 2 шаг. Деление начинаем слева направо. Сначала берем цифру 5 3 шаг. Цифра 5 меньше цифры 8, а значит поделить не удастся. Поэтому берем еще одну цифру делимого: Теперь 51 больше 8. Это неполное частное. 4 шаг. Ставим точку под делителем. 5 шаг. После 51 стоит еще цифра 2, а значит в ответе будет еще одно число, то есть.частное – двузначное число. Ставим вторую точку: 6 шаг. Начинаем операцию деления. Наибольшее число, делимое без остатка на 8 до 51 – 48. Поделив 48 на 8,получаем 6. Записываем число 6 вместо первой точки под делителем: 7 шаг. Затем записываем число ровно под числом 51 и ставим знак «-»: 8 шаг. Затем из 51 вычитаем 48 и получаем ответ 3. 9 шаг. Сносим цифру 2 и записываем рядом с цифрой 3: 10шаг Получившееся число 32 делим на 8 и получаем вторую цифру ответа – 4. Ответ: 64 Как и в остальных случаях выполнения письменных приёмов вычислений, при делении очень важно не отступать от алгоритма. Запомните:
  1. Когда число цифр разряда меньше делителя, надо добавить к нему число цифр следующего разряда.
  2. Если при делении неполного делимого остался остаток, спускаем его под черту и к нему приписываем цифру следующего разряда.
3.Остаток не может быть больше делителя! 4. Если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном пишем 0. Вы сегодня получили ключ к успеху в математике. Смело открывайте им замки любой сложности. Выполните деление: 536:4 726:3 825:3 861:7 972:4 471:3    
Диагностическая часть стр.119 № 4,5,6
Домашнее задание Выполнить и прислать всю классную работу по ватсапу.12.05.20. Стр.121 №7, стр.122 № 9

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: