Вышивали ли крестиком древние узоры?




В настоящее время наши женщины много вышивают крестиком. Это увлечение вышивкой с красивых печатных картинок, действительно, становится столь распространенным в России, что в интернете можно встретить в некоторых текстах такие слова: «В 17 веке Западные ветры приносят на нашу благодатную почву вышивку крестиком и она быстро и крепко приживается в русской традиции … и заимствованная техника становится неотъемлемой частью русской традиционной культуры ».

Что касается западных ветров и нашей благодатной почвы,обратимся к серьезным исследователям. Как пишет Маслова Г.С.: «Техника крестиком по счету нитей была двухсторонней (более древняя) и односторонней»* (стр.50). И далее, она пишет: «Вышивание крестиком по канве распространилось под городским влиянием во второй половине 19 – начала 20 в. Образцами для него служили разнообразные печатные узоры - альбомы, издававшиеся в Москве, Киеве, Одессе и других городах, приложения к журналам, узоры с оберток дешевого мыла фабрик Ралле, Брокар. Вышивки по этим образцам получили названия «мыльные», «брокаровские». Сухие натуралистические образцы, далекие от народного искусства, сыграли отрицательную роль в развитии русской, а также украинской вышивки. Они проникли в селения, наиболее связанные с городом, Ярославской, Владимирской, Нижегородской и других губерний, вытесняя местные оригинальные вышивки» [1] (стр. 54).

Вероятно, как пишет Маслова, «Техника крестиком по счету нитей была двухсторонней (более древняя)», не была техникой вышивки «крестиком», пришедшим к нам с запада, а была техникой вышивки крестика двухсторонним (досюльным) швом и существовала столько же, сколько и существует досюльный шов.

Маслова Г С. Пишет: «По мнению всех исследователей, занимавшихся вышивкой, а также самих вышивальщиц, - это один из древних швов. В Заонежье его называют досюльным, то есть давнишним, старинным, а в Новгородчине – ранним. В Заонежье его называли еще и русским швом. Наиболее ранние вышивки на одежде и полотенцах Олонецкой губернии и Онежского уезда Архангельской губернии выполнены двухсторонним швом.

Вышивали двухсторонним швом без пялец и в пяльцах. Как рассказывала вышивальщица 1891 г.р., она вышивала «в пельцах»: «Выстегаешь узор, выметаешь (контуры, Г.М.), а потом клеточками заполняешь». Когда выметаны контуры, начинали решетить, то есть заполнять пространство разделками. Поэтому эта техника называется еще по выметке (стр. 42)».

В данной работе сделана попытка рассмотрения этого шва насколько это возможно, всесторонне: техника, названия и множество вариантов (и их названий) узоров.

На схеме (рис. 1)показана техника вышиваниядвухсторонним швом). Причем, название шва в данной вышивке строго соответствует действительности, то есть изнанка представляет собой точно такой же рисунок без каких-либо изменений. Достигается это тем, что сначала вышивание идет в одну сторону швом вперед иголка, а затем обратным ходом закрываются пропущенные стежки. В соответствии с узором, стежки могут укладываться горизонтально, вертикально или по диагонали.

 

 

 

Рис.1

 

Как видно на рисунке, согласно технике вышивания точка начала вышивки является точкой ее окончания, что является главным правилом и сутью другого названия этого шва - «досюльный». На рис 2 показаны два узора, не сложных, но уже требующих строгого соблюдения правила - точка, из которой сделан первый укол иглой и начато вышивание, является точкой окончания вышивки «от сюля до сюля», как говорили наши предки. Это название шва наиболее правильное и в буквальном смысле, соответствует технике и особенно понятно и ценно для вышивальщиц. Ведь к двухсторонней вышивке относятся несколько швов (счетная гладь, набор и др.), но они не имеют такого же рисунка на изнанке. Например, на изнанке счетной глади стежки с наклоном, на изнанке набора рисунок выглядит негативно. А у досюльного шва именно из-за техники его выполнения абсолютная идентичность узора с обеих сторон.

 

 

Рис. 2

 

В настоящее время распространилось название этой вышивки как «роспись». Это емкое и красивое слово прижилось к исследуемой вышивке с легкой руки Владимира Васильевича Стасова(1824-1906) - крупного русского общественного деятеля, музыканта и художественного критика. Особый пласт его деятельности составляли исторические и археологические исследования, в том числе и народного орнамента.Он был восхищен вышивкой и сравнивал рассматриваемую нами вышивку с росписью. Не думаю, что он взял бы на себя смелость переименовать древний шов. И нам, а особенно специалистам - исследователям, по-видимому, не следует этого делать. Украшения досюльного шва действительно можно сравнить с росписью художников, но в вышивке они уже имеют свои названия.На рисунке 3 показаны некоторые из них.

 

звездочка жабье око розетка

 

куриный след завитки «бараньи рожки»

Рис.3

А есть еще «клетка», «чешуйки», «плетенка», «кустики», «полукрест», и др., но все это приемы досюльного шва, а не отдельная вышивка и ни один из них не отклоняется от техники вышивания именноэтим швом.

Мнение исследователей, что словом «досюльный» называется этот шов потому, что он пришел к нам из далеких эпох не выглядит убедительно.

Во-первых, потому, что из тех же эпох к нам пришли швы: набор, поддевчатый, белая счетная гладь и др., но они не называются «досюльными».Тем более, что и само название «досюльный» не сегодняшнее, а именно старинное и уже почти забытое. Когда этот шов так называли? Скорее всего, именно тогда, когда его и изобрели, так как это связано с самой техникой его выполнения.

Во-вторых, это стало бы понятным исследователю, если быон кроме теоретических знаний многих техник вышивания, имел бы и хорошую практику вышивания этим швом и в том числе сложных узоров.

Вышивка досюльным швом еще называлась «глухая вышивка», что соответствует ее названию «досюльный шов» так как вышивка этим швом абсолютно замкнута. Точкой начала вышивания может быть выбрана вышивальщицей любая, но правило ее окончания в этой же точке остается.

Сам шов прост, но вышивать сложные узоры довольно трудно, так как требуется математическое мышление для расчета правильных ходов и хорошее образное воображение, потому что предстоит выбор ходов для расположения стежков. При вышивании этим швом, чтобы получить одинаковый узор на лицевой стороне и на изнанке, нельзя переходить с места на место и делать двойные ходы, а следует идти по изначально выбранному варианту. Чтобы вышить даже простые узоры, как на рис. 2, 3, и тем более сложные узоры, как на фото (рис. 4),необходимо сначала обвестиосновной контур узора, например, тело птички в одну сторону и прийти в точку начала вышивания, то есть сомкнуть контур. И толькопосле этого начать прокладывать обратные стежки. При прокладывании обратных стежковмотив начинает вырисовываться и уже тогда следует выполнятьсоприкасающиеся с контуром украшения (веточки, птичьи хвостики,завитки «бараньи рожки»,решетки и другие отводки от контура). Выполнив полностью очередное украшение, продолжать прокладывать основной контур до нового украшения. И так пока весь узор не будет замкнут. Так как вышивать начинали девочки в раннем возрасте, то выполняя сначала простые узоры, они развивали стратегическое мышление, мастерство и другие необходимые качества для выполнения очень сложных мотивов, например таких, какой показан на фото (рис. 4).

 

Рис.4

 

Рассматривая древние русские вышитые узоры, которые пришли к нам из глубины тысячелетий, мы часто встречаем мотивы вышитые двухсторонним швом в сочетаниис крестиком. Но, техникой западного крестика нет возможности сделать крестик двухсторонним, его можно вышить только техникой двухстороннего (досюльного) шва. Если в древнем узоре мы видим на изнанке не двухстороннюю вышивку, значит, произошла замена шва в позднейшие времена. Древние узоры связаны с мировоззрением наших далеких предков, в них заложена магия плодородия, магияоберега, илимагия другого сакрального смысла, они являются неотъемлемой частью наших мифов, сказок, песен, заговоров, хороводов и др.

Вышитые обрядовые предметы не двухсторонним крестиком, по-видимому, теряют некую часть магической значимости древнего мотива, так как согласно мифологии связь «того Света» и «этого Света» неразрывны.

В любой вышивке особое значение придается изнаночной стороне, ее аккуратности, отсутствию узелков, правильности шва. Даже до нашего времени, возможно бессознательно, мастерицы обязательно рассматривают изнаночную сторону и судят о мастерстве вышивальщицы. А в древнемсакральном мотиве, тем более важна каждая черточка, особенно изнаночная сторона, так как считалось, что во время обрядовых действий предки присутствуют.

 

В январе 2017г. на выставку «Древние мотивы в русской вышивке» в музее Просвещения (г. Омск) поступила вышитая в 1916 г. Жуковой Ариной Гавриловной столешница, которая показана на фотографии (рис. 5).

 

 

 

Рис. 5

 

Вышита столешница двухсторонним (досюльным) швом и счетной гладью. Других швов здесь нет, то есть скатерть вышита так, как вышивали в древности – одним из приемов досюльного шва - двухсторонним крестиком и счетной гладью. Возможно, двухсторонний крестик имел и другое название, не дошедшее до нас, а возможно он так и назывался «крестик» и в последующем это название перешло на пришедший к нам односторонний «крестик».

На следующем фото (рис. 6), эта же столешница показана с лицевой стороны и с изнаночной. Что называется: «Найдите 10 отличий».

Рис. 6

Автор статьи выполнила фрагмент узора столешницы техникой двухстороннего шва и техникой одностороннего крестика. На следующем снимке приводится фото (рис. 7) этого фрагмента с изнаночной стороны. Как видим, изнанка, вышитая пришедшим к нам в 19 веке крестиком выглядит совсем не так же, как лицевая сторона.

Рис. 7

И, как сказано выше: «Сухие натуралистические образцы, далекие от народного искусства, сыграли отрицательную роль в развитии русской, а также украинской вышивки» и мы забыли наш древнейший шов, и стало возможным говорить: «… и заимствованная техника становится неотъемлемой частью русской традиционной культуры ».

Чтобы вышить двухсторонним крестиком небольшую полоску, надо выполнить двухсторонним швом диагональными стежками полоску и обратным ходом замкнуть ее (см. схему, рис. 8). Затем наложить на нее такую же полоску, располагая ее навстречу, как изображено на схеме. Звездочками показано начало одной и другой линий. Получается, что эта полоска крестиков вышивается в 4 приема, то есть одна линия в два приема (вперед и обратно) и вторая, встречная, тоже в два приема.

Рис. 8

Если по узору требуется вышить только один крестик, то надо сделать один наклонный стежок и замкнуть его, то есть, сделать изнаночный ход и вернуться в исходную точку. А затем перпендикулярно наложить на это такой же замкнутый стежок. Хорошая схема выполнения одиночных крестиков приводится в книге «Ручная и машинная вышивка»[2]. По этой схеме автором данной статьи «пошагово» сделаны образцы вышивки одиночных крестиков (Рис. 9- 15). Таким же приемом можно вышивать весь узор, а не только одиночные крестики. В любом случае при вышивке используютмся оба эти приема.

Рис. 9 Рис. 10

Рис. 11 Рис. 12

Рис. 13 Рис. 14

Рис. 15

Вышивали двухсторонним крестиком плотно, без просветов ткани и наклон верхних стежков не был направлен в одну сторону, но красота вышитого узора этим не приуменьшалась. Показанная на фотографии ниже работа выполнена автором статьи досюльным швом в варианте – двухсторонний крестик, лицевая и изнаночная сторона полотенца выглядит одинаково.

Автор данной статьи имеет богатый опыт вышивки, побывала во многих музеях страны, где изучала древние узоры и старинные швы,глубоко и внимательно изучала специальную литературу по культуре и мировоззрению народов России.

В музеях нашей Родины хранится огромное количество вышитых изделий. Этот пласт культуры является нашим достоянием и материалом для глубокого изучения,наряду с другими памятниками старины.

 

 

Литература:

1. Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки» Наука. М. 1978

2. Н.Т.Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В.Ривкина. Ручная и машинная вышивка. М. Легкая индустрия. 1980.

3. Иванова Л.И в методических рекомендациях «Описание вышитых изделий» (Тюмень 1995 г.)

4. Полякова Л.М. Древние узоры в русской вышивке. Новосибирск, 2016.

 

Новосибирск 2017 г.

 


Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки» Наука. М. 1978

 

Н.Т.Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В.Ривкина. Ручная и машинная вышивка. М. Легкая индустрия. 1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: