Беседа о хореографическом искусстве




Альметьевск 2021

Содержание

1.Танец первобытного общества………………………………………………...3

2. Танцевальная культура древнего Китая, Египта, Индии, Греции, Рима………………………………………………………………….....................5

3. Танец эпохи средневековья…………………………………………………..18

4. Танцевальная культура эпохи возрождения………………………………...21

5.Балет Франции XVII века……………………………………………………..23

6. Балетный театр эпохи Французской буржуазной революции……………..27

7. Балетный театр XVIII века до реформы Новерра…………………………..29

8. Ж.Ж.Новерр и его реформа…………………………………………………..31

9. Танцевальная культура Англии XVI – XVII веков………….……………...33

10. Романтизм в балете………………………………………………………….35

11. Основные черты русского балета…………………………………………..37

12. Народные истоки русского балета………………………………………….39

13. Возникновение и становление балетного театра в России до конца XVIII века……………………………………………………….....................................40

14. Балетный театр в России начала XIX века…………………………………42

15. Романтизм в русском балете………………………………………………..43

16. Кризис балетного романтизма, русский балетный театр 60 – х годов……………………………………………………………………...............50

17. Русский балет второй половины XIX века…………………………………53

18. Балетный театр первых после революционных лет 1917 – 1927 г.г………………………………………………………………………………….56

19. Балетный театр 30 – х г.г……………………………………………………59

20. Балет Великой Отечественной войны……………………………...............60

21. Балет в послевоенные годы до 60 – го года………………………………..65

22. Балетный театр 60 – 80 г.г…………………………………………………..67

 

I раздел

Зарубежный балетный театр.

Танец первобытного общества.

У всех народов находящихся как в диком состоянии, так и достигнувших высокой степени цивилизации, вместе с природными элементами пластики замечается склонность к танцам и пению. Танец живёт в природе самого человека.

Шаг - вот начальный элемент танца, это - естественный способ передвижения. Из обыденной ходьбы развился и танец.

Танец должен «говорить», обязан быть выразительным, и каждое движение должно изображать как живую природу, так и человеческие чувства и страсти.

Танец это последовательная цепь разных механических, телесных движений, согласованных с настроением человека и подчинённых музыкальному ритму.

Находясь долгое время в диком состоянии, человек довольствовался самыми скромными потребностями. Удовлетворение его надобностей вызывало в нём чувство радости или досады. Эти ощущения выражались резкими возгласами радости и удовольствия или ужаса и отчаяния. Возгласы сопровождались жестами, определявшими произведённое на человека впечатление. Происхождение танца неразрывно связано с мимикой. Из мимических движений развилась и человеческая речь. Мимические движения лица, по смыслу их, у всех народов одинаковы и сходны между собою. Движения же корпуса и его конечностей проявляются у разных народов в различных формах, сообразно климатическим и другим условиям жизни. Так же, и прогресс танца находился в зависимости от рода питания и климатических условий. Вообще, можно сделать заключение, что у народов, живущих в средних широтах нашей планеты, танцы большей частью однообразны и заунывны. Однотонный барабан и несколько мало гармоничных, мрачного колорита песен, служат единственным возбуждающим средством для регулирования движения.

Чем более приближаемся к тропикам, тем заметнее сказывается в танцах горящий темперамент народностей, живущих в тёплом и жарком климатах. Танцы и музыка выражались как средство развлечения. У дикарей Африки и Австралии танцы служат исключительно как забава. Очень распространены там танцы мимические, подражающие окружающей природе. У них существуют пляски, подражающие движениям голубей и свиней и пр. По другому их называют тотемические танцы.

Танцы служили развитию общения между людьми. Люди инстинктивно брали друг друга за руки, за плечи и в порыве радости производили разные движения ногами. Жажда собираться обществом, для обмена мыслей и для веселья присуща всем ныне живущим дикарям. У всех замечается одна общая черта – становится в круг и двигаться по окружности.

Дух каждого народа сказывается в исполняемом им танце. Жестокие, крутые нравы племён создали у них и дикие движения. У землепашцев же, движения спокойны, редко переходящие в разнузданность.

По мере того, как люди совершенствовались, развивалось и искусство. Этому отчасти способствовало то, что танцы сделались необходимым элементом в ритуале едва ли не всех первобытных религий. У всех народов, каким бы кумирам они не поклонялись, танцы сделались существенным спутником их культа.

Религиозная идея легла в основание танца у египтян. За ними у греков, римлян и др., которые упражнялись в этом искусстве, как в храмах, так и дома, и на улицах.

Индия и Египет считаются первыми странами, где танцам придан строгий и величественный характер. Из Египта танцы перешли в Грецию и нашли для себя благоприятную почву.

Вообще следует заметить, что у древних народов, вкусивших уже плодов цивилизации, независимо от религиозных танцев, приуроченные к разным случаям жизни. Были танцы торжественные, были танцы медленные, оживлённые, девственно-скромные и разнузданные.

В почёте были и воинственные танцы, изобретённые с целью, чтобы и в мирное время возбуждать в воине чувства, заставлявшие его стремиться к воинской славе. В воинственных танцах рисунок танца была колонна, шеренга.

Танец это непреодолимая и естественная наклонность человека к подражательным движениям. В первобытные времена хотя и не существовало «искусство танцев», но люди только прыгали и скакали, принимая разные позы, посредством которых в грубой форме выражалось душевное настроение танцующих. Веселье и радость преимущественно служили главными элементами танца. Такова была первая стадия «танца». Подобно тому, как танцует ребёнок, так наивно танцевали и первобытные народы. Затем уже, религиозное чувство при помощи пения и звука инструментов, преобразило чисто механические движения в «танец», подчинённый уже известным правилам. Положен был фундамент для нарождавшегося искусства хореографии, неразрывно связанного с жизнью всего человечества.

Танцевальная культура древнего Китая, Египта, Индии, Евреев, Греции, Рима.

Китай.

Китайские историки свидетельствуют, что музыка и танцы были в употреблении в длинный период тянувшийся в продолжении 2450 лет. При развитии предстояла блестящая будущность. Но этого не случилось. На древнекитайских танцах лежала тяжёлая печать религиозных верований Серединной Империи.

Спокойствие духа, отсутствие сильных страстных движений составляли идеал нравственных стремлений китайца. Основою китайской морали почитается сдержанность душевных проявлений, а также и сдержанность чувственных наслаждений.

При таких условиях образовался особый, чисто материальный взгляд на мир и на жизнь; взгляд который не дал развиться искусствам в их истинном смысле. Все поучения китайской морали отзываются бездушной расчётливостью и чисто внешними формальными требованиями. Это, конечно, отразилось и на характере китайской хореографии.

Музыка китайцев одинаково монотонна, как однообразен и взгляд китайца на весь мир. Поэзия у него почти отсутствует. При отсутствии же этих главных элементов, составляющих душу танцевального искусства, очевидно, что и хореография у китайцев была лишена всяких страстных движений и ограничивалась чисто внешними, показными, мало жизненными формами.

У них танец, посредством жестов, приседаний и разных поклонов, составлял способ выражения разнообразных чувств, волнующих сердце человеческое. Серьёзно, величественно двигались то вправо, то влево танцоры, опуская голову или возводя глаза к небу. Позы, жесты, и движения должны были давать зрителю понятие о сущности действия. Не было никакого веселья во время исполнения. Это была «ходячая» мимическая мораль, преклоняющая перед «силою». Поэтому, и темп музыки, регулировавшие движения танцоров, были всегда медленны и величавы, что конечно находилось, отчасти, в зависимости от связывающего быстрые движения неудобного национального костюма, а особенно от неудобной обуви.

Для правильного познания искусства пения и танца, в стенах Императорского дворца была учреждена Академия, начальниками которой были два «великих, музыкальных мандарина».

Императоры старались использовать танцы для укрепления своего могущества. Для всей китайской знати, для всей императорской семьи, танцы были предметом обязательного обучения.

В течении трёх лет, от тринадцати и до шестнадцатилетнего возраста, учеников-мальчиков обучали поклонам, добрым манерам и приседаниям. Затем, ученики переходили в следующий класс, где им преподавали усовершенствованную мимику и движения, смысл которых заключался в развитии чувства преданности к императору и покорности его велениям.

Такая система обучения имела чисто политическую окраску.

Ученики собирались в класс по барабанному бою. Опоздавший подвергался странному наказанию. Его стоя, заставляли залпом выпить полную чашку вина. Ленивых же имели право бить плетью. Из музыкальных инструментов во время танцев были в употреблении барабан, флейта, колокольчики привешенные к бубну, и инструменты в форме цифры 2.

Присущая китайцам строгая иерархия сказалась и в танцевальном искусстве. Императорскими указами было определено число танцоров, присвоенных каждому рангу. Указами в точности руководствовались особенно во время церемоний в память предков.

Труды по земледелию, радость жатвы, тяготы войны, блага мира – составляли смысл и значение танцев. До нас дошли описания только восьми танцев.

Кроме того, у китайцев было ещё шесть танцев, которые составляли предмет обучения с детского возраста. Их называли «малыми танцами».

Китайцы были очень искусны в сочинении и постановке цельных балетов. Описание двух балетов сохранилось. Первый - исторический балет состоял из шести действий и предназначен был для прославления восшествия на престол автора этого представления. Второй - пантомимный балет который был очень оригинален и отличался своим символизмом. В этом балете был изображён брак земли с океаном, а также признание этими стихиями всемогущество императора. С течением времени подобного рода мимические представления с танцами постепенно забывались; они были заменены медленными, малоосмысленными движениями в такт музыке.

Древнего китайского балета теперь нет и в помине. Он отошёл в область преданий.

Молодёжь городская и деревенская не собирается для игр и плясок. Собственно национального танца у китайцев не существует.

Религиозных и гражданских праздников в Китае очень много, никаких танцев, однако, ни во время процессий по улицам, ни в домах не бывает.

Особенно же шумен и пышен бывает в январе ежегодный «Праздник фонарей». Это чисто народное торжество, свято соблюдающееся в Китае в течении многих десятков веков. Это праздник в честь «Солнца». Торжествуется в течении 3 дней. Хижины, дворцы, храмы, тюрьмы украшаются фонарями. Принимают участие и стар и млад. Специальных танцев не бывает на улицах, но скачут и бесятся, делая из фонарей разнообразные фигуры.

Из всего сказанного можно сделать заключение, что Китай с его своеобразною цивилизацией, хотя и считается древнейшим в мире культурным государством, но в развитие хореографии страна мандаринов почти никакой услуги этому искусству не оказала. Причина этого явления кроется в духе китайского народа, издревле воспитанного на религиозной, чисто внешней доктрине спокойного, материального труда, при чём в общественной жизни китайца каждый шаг его заранее рассчитан и обставлен, церемониями с условными приличиями.

 

Египет

Танцевальное искусство было известно в Египте с самой глубины древности, от колыбели гражданина до его могилы, как в тихой семейной, так и в общественной и духовной жизни, танцы играли громадную роль. Египетские танцы служили главною основою египетского культа.

Пение с танцами было необходимою принадлежностью как при исполнении разных обрядов, так и в разных событиях общественной жизни- женитьбе, похоронах. Пение и танцы составляли самый естественный способ проявлять свою радость. Вознося молитвы божествам, египтяне танцевали: точно также плясали они и по окончании полевых работ. Были ли у них собственно народные танцы осталось неизвестным. Только один подобный танец увековечен.

У египтян замечалось особое уважение к небесным светилам. Особенною известностью пользовался так называемый «Астрономический»- «Астральный» танец. Египетский «Астрономический» танец создан был для изображения движений различных светил. Он был очень искусно составлен; в нём сказались наблюдательность и богатство фантазии египтян.

Большинство религиозных праздневств было обставлено сложными символами, где танцы, с неразрывно связанными жестами занимали видное место. Танцевали на праздневстве в честь божества Пта-Озириса. Танцевали обрядовый танец воздавая хвалу Изиде. Украшенные венками танцевали также во время праздника Жатвы и праздника в честь богини «Радости».

Исследованиями установлено, что танцы составляли принадлежность богослужений, поэтому вполне вероятно, что в Египте существовала большая потребность на танцовщиц-жриц. Есть исторические указания, что при храме Аммона была учреждена хореографическая школа, откуда выпускались жрицы-танцовщицы, пользовавшиеся большим почётом у народа. Их считали «наложницами божеств». Чему обучали и каким способом шло преподавание в этих школах, осталось невыясненным.

Известно только, что у египтян было два рода танцев: первый мимический, в котором позы и жесты служили для выражения мыслей, второй состоял из колебательных движений корпуса и упражнений в ловкости, гибкости и грации. Это был уже настоящий танец, как мы его теперь понимаем с разными «па» и позициями.

Оба этих танцев входили в обиход религиозных торжеств и были, очевидно, подчинены строгости и дисциплине.

Интересны сохранившиеся барельефы, трактующие праздневства перед изображениями мёртвых. В память усопших пели и водили хороводы, танцуя с закинутыми за голову руками. То не был танец печали, а при его исполнении плясуньи напоминали умершему о тех часах радости, которые он испытывал при жизни.

Костюм египетских танцовщиков был очень не сложный. Одеянием им служили коротенькие панталоны или фартуки. Танцовщицы же нередко изображены в очень длинном, сквозном платье до пяток. Платье по талии связывалось тонким поясом в роде чёток. Встречаются одетые и в короткие юбки, похожие на тюники современных балерин. Преимущественно же все встречаются совершенно обнажёнными. При этом, как бы откровенен не был костюм, но танцовщицы любили украшать себя кольцами на руках и ногах, ожерельями и венками на головах.

По иероглифам видно, что древние египетские танцы не были бессвязными движениями. Видно, что танцы были подчинены известным правилам и законам, от которых исполнители не смели отступать, благодаря тесной связи этого искусства с религией.

Религиозные праздневства составляли едва ли не единственное развлечение для народа. Публичных игр и зрелищ в Египте не было. За отсутствием сценических представлений, где танцы могли быть связаны с драматическим действием, искусство танцевальное в стране Фараонов не могло получить дальнейшего развития.

 

Индия.

Индия может быть названа страною вечных религиозных праздневств и процессий, во славу разнообразных божеств. Уличные шествия сопровождаются прыгающею и скачущею толпою, но собственно танцев с определёнными названиями, составляющих принадлежность культа, не существует. У индусов, во все времена, танцы почитались одним из лучших даров, ниспосланных небом.

Первыми профессиональными танцовщицами были «девадаси» – что означает «рабыня бога» и существовали они с древних времён. В Европе этих танцовщиц, служительниц алтаря, назвали баядерками в переводе означает танцовщица. В Индии в баядерки жертвуются в храмы с самого нежного возраста. Родители приводят дочерей когда им минет пять лет от роду. Их помещают в отдельные здания - монастыри и тут происходит их обучение, под руководством старых баядерок. Преподаётся чтение, письмо, пение и главное - танцы. Из всех женщин Индии, баядерки едва ли не единственные, которые умеют читать, писать, петь и танцевать. Некоторые из них настолько образованные, что говорят на трёх, четырёх языках.

На правильность и корректность постановки ног не обращается никакого внимания. Заботятся только о развитии гибкости корпуса и обучают разным манипуляциям руками, эластичность которых доводится до виртуозности. Благодаря непрерывным с раннего возраста упражнениям, руки и пальцы баядерок превращаются в гуттаперчевые. Скромность и изысканность поз составляют отличительный характер танцев, которые баядерки с гуслями в руках и в совершенно закрытых костюмах исполняют в храмах.

Баядерки играют роль и во время свадеб. Они возливают на плечи новобрачной шафран, посвящённый Лакмэ, богине веселья, при чём, танцуя взывают к богине с мольбою о ниспослании молодой паре счастья и радости.

Не смотря затворническую жизнь баядерок, им разрешается посещать частные дома, куда их приглашают для танцев. Тут они пользуются вознаграждением, часть которого поступает в их пользу.

Кроме «священных баядерок», причисленных к храмам, в больших городах существуют труппы танцовщиц, за деньги показывающих своё искусство. Есть и оседлые, и странствующие труппы.

Костюм баядерок состоит из широких панталон, стянутых до талии. На плечи накинуто нечто вроде мантильи из лёгкой и прозрачной материи, ниспадающей на спине. Они не носят ни рубашки, ни чулок, но поверх мантилии, с большим искусством, изящно перекидывают большой шарф, которым они делая разнообразные складки, слегка прикрывают полуобнажённую грудь и спину. Большею же частью, костюм их, особенно при священнодействиях, состоит из довольно длинной, особого покроя, юбки си складками. В руках неизменный шарф и по щиколоткам ног браслеты с погремушками, для обозначения музыкального ритма.

Искусство нравиться составляет всё счастье, всю жизнь баядерок.

Мимика у баядерок очень выразительна. Лексикон мимических жестов очень обширен; жестами и условными знаками выражают не только чувства и страсти, но и самые разнообразные предметы и понятия - гору, реку, лошадь, корову и пр.,

Как в старину, так и до настоящего времени, танцы баядерок составляют необходимую принадлежность каждого праздника.

По окончании духовных, ритуальных действий, баядерки из храмов собираются во дворец, где танцуют для развлечения Раджи и придворных.

Дух древнего танца сохранился в Индии до настоящего времени, почти в первобытной его простоте.

По иссечённым на камнях, облицовывающих входы в разные храмы, изображениям можно сделать заключение, что техника индусских танцовщиц в старину совсем не была развита. Ног своих артистки от пола почти не поднимали, плясали без страсти, без увлечения. Танцы были лишены энергии, но позы их отличались своеобразным изяществом и своеобразною красотою линий.

 

Евреи.

Исторические источники об еврейских танцах очень скудны. Путь формирования израильского народного танца извилист и самобытен. Причиной тому послужила разрозненность еврейских общин, несущее самостоятельное культурное наследие, оторванность от родной земли, влияние танцевальных традиций тех стран, на территории которых располагались диаспоры.

В древности еврейский танец включал в себя основные разновидности танцевального фольклора. Победные танцы обычно исполнялись женщинами и сочетались с пением. Судя по описаниям в Библии, такой танец начинала солистка, сопровождая его пением, затем песню подхватывал хор женщин, которые одновременно плясали и аккомпанировали себе на музыкальных инструментах. Такова была пляска Мирьям после переправы израильтян через море. Подобные изображения женщин с бубнами и тимпанами, пляшущих во время религиозных церемоний или официальных праздневств, найдены во многих археологических раскопках в Египте.

Первый из упоминаемых в Библии культовых танцев - это пляски вокруг золотого тельца.

Наиболее яркий пример сольного мужского танца - исполненная религиозного экстаза пляска Давида перед Ковчегом Завета.

Танцы у евреев служили исключительно, для выражения радости и восторга, по поводу какого либо события или торжества, причём, конечно, воздавалась и хвала Богу. Несомненно, что танцы существовали ещё до выхода евреев из Египта. Кроме публичных плясок во время торжеств, развлекались танцами и молодые еврейские девицы.

Появились присяжные артистки-танцовщицы. Это можно заключить из того, что у проживающих в Марокко евреев и до сих пор существует обычай танцевать во время свадьбы. Пляшут однако только одни танцовщицы, наёмницы.

Вообще в Палестине, также как и в Египте, пиры у знатных и богатых часто сопровождались представлениями красивых, молодых танцовщиц, одетых в роскошный костюм.

Особенно насыщен элементами хореографии был праздник Суккот, связанный со сбором урожая. В храме ежедневно устраивали шествия вокруг алтаря после жертвоприношения. На второй день праздника в женском дворе происходило шествие женщин, которые держали в руках ветви и пальмы, мирта и ивы и распевали гимны.

Из обрядовых танцев, связанных со сбором урожая и заключением брака, в Библии сообщается о хороводах девушек в виноградниках.

Наибольшим разнообразием отличались свадебные танцы. На протяжении веков в различных общинах сохранялся унаследованный с древности танец-заповедь для увеселения жениха и невесты.

Когда евреи должны были покинуть родину, то они рассеялись чуть не по всем странам мира и нигде не сохранили даже признаков национальных танцев. Очевидно, что общих национальных танцев у них не могло сформироваться. В каждой стране, где поселялись евреи, создавался особый род их развлечений, в основе которых всё-таки лежали древние, ветхозаветные традиции.

 

Греция.

Греция была колыбелью искусств. Из числа государств древнего мира, только в одной Греции особенно ярко определилось, что танец в его разнообразных формах, был наружным выразителем любви, радости и веселья народа.

В кратких, бесчисленных, отрывочных, случайных заметках всюду сквозит преклонение перед этой отраслью искусства, достигнувшей в Греции недосягаемой красоты.

Греки называли «ритмом» порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движениях тела. Тот же самый порядок и пропорциональность в отношении звуков, назывались у них «гармонией». Единение же ритма с гармонией выражалось у греков словом которого нет ни на одном языке, потому что слово «танец» не выражает двойной идеи, т.е. совместного понятия музыки с танцами. Музыка, поэзия и танцы первоначально составляли одно неделимое, целое. Затем постепенно, отделяясь друг от друга, каждая из этих отраслей вылилось в особое самостоятельное искусство.

Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Они приобрели значение не только бытовое, но и государственное. Разные уличные процессии, торжества, наконец, мистерии и таинства были, в сущности, хореографическими представлениями, где роль искусных режиссёров принадлежала жрецам. Первенство же при распределении ролей было отведено женщине танцовщице, как лучшей представительнице подвижной живописи и пластике.

В доисторические времена, танцы были уже в большом ходу в Греции, где они, по видимому, служили только средством для развлечения для молодёжи. Певшие и плясавшие ради забавы.

Несомненно, что в первой своей стадии, танцевальное искусство не заключало в себе никакой стройной системы. Механические телодвижения не были подчинены никаким правилам. Но искусство совершенствовалось и установились законы гармонии, мимики и пластики. Во всех греческих танцах главенствовала мимика. Она была неразрывно связана с механическими телодвижениями.

До седьмого столетия у греков замечается влияние египетской и восточно - азиатской культуры.

Греческий танец был подражательным. Кисть руки, как необходимый помощник, была в постоянном движении. Она чудным образом дополняла направление всей руки, как бы подтверждая изяществом жеста то положение корпуса, которое она должна была изобразить.

Искусство это было настолько развито у греков, что в одних Афинах насчитывалось несколько школ где преподавались танцы. В спарте был издан закон, в силу которого все граждане с семилетнего возраста обязаны были заниматься физическими упражнениями, в том числе и танцами. Упражнения состояли из танцев с оружием в руках, так что, уже с раннего детства, молодёжь приучалась к военному делу.

Значительную часть воспитания юношества составляли телесные упражнения. По мнению греков, человек созданный из тела и души, одинаково должен заботиться об укреплении и развитии этих двух неразрывно связанных элементов жизни.

Развитию танцевального искусства много способствовал философ Платон. Философ утверждал, что танцы - лучший способ для отдохновения разума и для укрепления телесных сил. Он настаивал на всеобщем обучении музыке и танцам, придающим гражданину благородство движений, подвижность и грацию.

Такое поощрение, в лице лучших умов, создало из Греции классическую страну хореографии.

Танцевали не только в храмах в честь богов, не только на улицах, во время торжественных процессий, но и дома, по случаю каждого радостного в обыденной жизни события. Затем, танцы перешли и на сцену, где они сделались необходимою принадлежностью театральных представлений.

Центром красивых танцев, не смотря на некоторые их уклонения в сторону нескромности, следует считать Афины, где танцевальное искусство было лишено грубости и отличалось изысканностью и утончённостью форм. В Афины народ стекался отовсюду. Этот город был общим храмом всех искусств, был оракулом философии и всемирным театром вкуса и изящества. Тут были сосредоточены дивные произведения живописи скульптуры, имевшие несомненное сродство с хореографией.

Женщины греческие, в подражание восточным обычаям, выходили на улицу не иначе, как с покрывалами. Вполне естественно, что эта часть одежды, находившаяся у них постоянно под руками, служила красивейшим аксессуаром для танцев. Поэтому, неудивительно разнообразие танца с покрывалами и вуалями, изображённых на терракотовых фигурках.

Античные греческие танцы делятся на 4 большие группы:

1.Священные, исполнявшиеся в храмах и во время религиозных процессий.

2.Общественные, воинственные, исполнявшиеся публично на улицах, с религиозным оттенком и учреждённые греческими законодателями.

3.Домашние, сельские, пиршественные, исполнявшиеся в домах, на полях, в селениях, и во время пиров.

4.Сценические, то есть та форма благородного искусства, где профессиональные артисты танцевали не ради собственного удовольствия, а для развлечения толпы и для того, чтобы блеснуть своим талантом.

Кроме того, в разных местностях, танцевали свои собственные танцы, которые можно назвать «народными бытовыми», имевшими характер данной местности.

 

Священные танцы.

Священные танцы происходили во время священнодействия в храмах, в жилищах первоклассных богов. Тут находился жертвенный алтарь, вокруг которого жрец со слугами правил культ: одетый в неопаясанный, пурпуровый хитон, с длинными волосами, жрец «танцевал» вокруг алтаря, то есть медленно двигался, делая величественные жесты, и принимал разные позы. Храм строился не как место сборища верующих, а как жилище божества, в честь которого он созидался. Назначение священных танцев заключалось в чествовании божества посредством внешних проявлений, состоявших из ритмичных телодвижений.

 

Общественные танцы.

В числе общественных танцев, на первом месте должны быть поставлены воинственные. Благодаря гимнастическим упражнениям в школах, греки с раннего детства приобретали ловкость гибкость в движениях, потому исполнявшиеся публично танцы, воинственным пошибом, были красивым и любимым их развлечением.

Таких танцев было очень много. Большинству из них было присвоено название Пиррических.

Все греческие юноши обязаны были обучаться военным танцам. Для пиррического танца, танцовщики одевались в костюмы воинов, короткую куртку до колен, перетянутую по талии двойным кушаком. В руках-лук, щит, стрелы или другое оружие.

К числу общественных танцев, публично исполняемых танцев причисляется танец «Гормос». Гормос исполнялся совсем раздетыми мужчинами и женщинами. Мелодия под которую танцевали была одна и та же для мужчин и для женщин. Разница заключалась только в исполнении и в быстроте темпов.

В почёте был танец «Гимнопедия». Танец исполнялся на площадях, в праздничные дни и без всяких, в честь каких либо богов, символических атрибутов. Танец танцевали под хоровое пение. Украшенные венками из пальмовых ветвей, танцевали старики, взрослые с детьми, собравшимися на площадях.

В почёте был исполняемый в городах и полях танец Геранос - Журавль. Такое название ему дано благодаря исполняемым фигурам, напоминающим стадо летящим друг за другом журавлей.

Во всех сельских праздниках, водили преимущественно хороводы и исполняли танцы, движением по окружности.

 

Домашние.

Каждое событие обыденной жизни греков ознаменовывалось торжеством, соединённым танцами. День рождения хозяина дома, появление на свет ребёнка, свадьба, чествование именитого гостя, возвращение с поля битвы и даже похороны сопровождались соответствующими данному случаю танцами.

Домашние танцы можно разделить на 2 категории: на семейные, имевшие торжественный характер и на чисто увеселительные, служившие для развлечения.

В обеих категориях, не смотря на их исполнение в замкнутой, домашней обстановке, всё таки сохранился отпечаток «священных танцев».

Из числа многочисленных домашних танцев видное место должно было быть отведено танцу Гименея, который исполнялся в домах, при бракосочетаниях.

При перенесении покойников к месту их вечного упокоения, существовали похоронные танцы «Гингра».

Сценические.

На греческом театре исполняли четыре категории танцев:1) Трагические, 2) Комические, 3) Сатирические, 4) Лирические.

 

Рим.

Таинственная, образная религия греков была почти полностью перенесена в Рим с тою только разницей, что греческие боги получили в Риме другие названия. Танцевальное искусство древних греков также оказало большое влияние на римлян. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же более грубые и приземлённые, видели в искусстве лишь развлечение.

По природе своей римляне не созданные для развития искусств, приспособили танцы к своим нравам и к своему государственному духу. Из завоёванных ими стран, они изобильно перенимали всё подходящее к их воинственному нраву.

Древние римляне знали и чтили имя своего первого танцора, ведь им считался Ромул- один из основателей Рима. Предание рассказывает, что в племени не было женщин и, чтобы продолжить род, Ромул приказал похитить девушек-сабинянок из соседнего племени в то время, когда те предавались беззаботным танцам на поляне. В память этого события, которое дало начало истории Рима, Ромул приказал ежегодно исполнять воинственные дикие пляски. Эти пляски под звуки оружия, ударов щитов и мечей чаще всего и исполнялись Древнем Риме.

Долгое время римляне знали только одни священные пляски в честь божеств. Самыми знаменитыми были пляски салийских жрецов в честь бога войны Марса. Двенадцать жрецов из самых благородных мужей Рима, облачённые в богатые платья, расшитые золотом, вооружённые железными латами с копьём в одной руке и щитом в другой, плясали в храме Марса во время жертвоприношений и в торжественных шествиях.

К танцам обращались и во время страшных событий. Когда Рим настигла ужасная эпидемия чумы, которая почти опустошила весь город, сенаторы, чтобы умилостивить богов и развлечь народ, приказали устраивать на улицах и площадях театральные представления и пригласили бродячих артистов из других стран. Бродячие артисты и познакомили римлян с новым, незнакомым для них искусством – пантомимой. В пантомиме без слов, только с помощью мимики, танца и жеста рассказывалась удивительная история, понятная всем, кто смотрел представление.

Искусство пантомимы у древних римлян достигло высшей степени совершенства. Артисты в живых и выразительных движениях могли передавать и поэзию, и историю, и легенды, и самые сокровенные, глубокие чувства и ощущения. Зрители прекрасно понимали этот язык.

Каждый религиозный и государственный праздник сопровождался театральными представлениями, в том числе и пантомимными, торжественными шествиями, иллюминацией и раздачей подарков. Число праздничных дней в году, отмеченных различными зрелищами, во времена расцвета Римской империи достигало 100. Представления устраивались в огромных амфитеатрах и цирках, вмещавших до 100 тыс.зрителей. самым знаменитым таким театром считается Колизей – спектакли могли смотреть одновременно90 тыс.человек. Сюжетами служили мифологические или аллегорические сюжеты, изображались приключения богов, прославлялись деяния императоров.

Иногда пантомимы соединялись с цирковыми представлениями и гладиаторскими боями, бывшими излюбленными зрелищами древних римлян.

Во времена упадка Римской империи пантомимы превратились в безнравственные зрелища. Римляне всё больше жаждали острых ощущений- исполнителей в сценах гибели подменяли настоящими преступниками, осуждёнными на смерть. Приговорённый, одетый так же, как актёр, умирал на подмостках.

Актёров пантомимы почитали не меньше, чем великих полководцев, при жизни им ставили памятники. Самыми известными пантомимными артистами того времени считались Пилад и Бафил. На их совместные представления толпами стекались зрители. Когда рухнула Римская империя, а с нею и античный театр, мимы расселились по Западной и Восточной Европе. В Византии они продолжали существовать в качестве придворных танцовщиков, акробатов, шутов и музыкантов, выступающих на пышных приёмах и пирах императоров. В Западной Европе, после падения Римской Империи, танцы и пантомима почти исчезли, и артисты-мимы подвергались жестоким преследованиям со стороны христианской церкви, считавшей танец «дьявольским наваждением», самым греховным и богохульным действием.

 

 

Танец эпохи средневековья.

В продолжение целого ряда столетий, почти все народные праздники справлялись в церквах, то есть «в месте принадлежавшем всему народу». Даже, чуть ли не до XV века, в храмах играли в мяч, танцевали для развлечений и даже пировали. В Париже на папертях продавались пасхальные яства, которые тут же поедались, при чём после богослужения танцевали.

Церковь любила свой народ и долго смотрела сквозь пальцы на эти скромные и невинные развлечения.

Накануне больших праздников народ собирался по ночам перед дверьми храмов, где в ожидании утреннего богослужения, как бы в подражание ангелам, проводили время в пении и скромных танцах. Так было в начале; затем эти ночные, религиозные бдения, превращались в места любовных свиданий, где танцы утратили свой благочестивый характер.

Излишества собиравшихся перед храмами сделались явлением общим для всех народностей, населявших Европу. Танцы начали переходить из храмов на улицу и стали изменять свой прежний, степенный характер, скромность была отодвинута на задний план. Так нарушались старые традиции. Мужчины и женщины танцевали уже не врознь, как прежде, а совме<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: