ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫСБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ
Социология возникает в претензии на изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом. Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений. Она должна была также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.
Со временем стало понятным, что социологи могут: - либо изучать общество как целостную систему, и тогда они вынуждены широко применять умозрительный подход; - либо изучать общество строго научными средствами – и тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы.
На проблему “раздвоения цели”: что сохранить? Либо предмет изучения (общество как целостная система). Либо метод (научный анализ и верификация, т.е. практическое подтверждение научных выводов). Ответ: возникают две социологии. Одна – академическая. Другая – эмпирическая. Обывателю чаще всего известна вторая (анкеты и социологические опросы).
Эти две социологии обособленно развиваются до сих пор, и только во второй половине нашего века стали предприниматься попытки их объединения. Относительно успешная попытка – создание теорий среднего уровня. Теории, которые описывают развитие локальных социальных объектов, отдельных процессов и явлений методом теоретического обобщения накопленных точных фактов. Впрочем, эти теории тоже не являются строго индуктивными и вынуждены обращаться к академическому уровню.
Эмпирические методы сбора информации в социологии.
|
1. Метод анализа документов. Информация, нужная социологу, может быть уже где- то документирована. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитофонной ленте, на фото- или кинопленке. Это понятие «документа» шире, чем в юриспруденции, где «документ» - специально составленная по определенной форме и с обязательными атрибутами бумага, но уже, чем у археологов, где «документ» - любая изготовленная людьми вещь.
Анализ документов используется в социологии давно. Так еще Ф. Энгельс писал свою книгу о положении рабочего класса в Англии, опираясь на официальные документы парламентских комиссий и прямое наблюдение условий жизни рабочих.
Метод анализа документов бывает 1) качественный (“проблемный поиск”, тематические обобщения) и 2) количественный (контент-анализ, основанный на идентификации “поисковых образцов” и их подсчете).
Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей ее статистической обработкой.
Анализ документов – один из самых дешевых методов в социологии. Он также масштабен по охватываемым в исследовании социальным фактам. Используется как самостоятельный метод исследования, но также и нередко предваряет массовые опросы, дополняет наблюдения и т.д.
2. Опрос. Это самый распространенный из социологических методов.
Предназначен для изучения общественного мнения. Масштабен, но относительно дорогой метод.
Различают опросы – письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Интервью бывает формализованное (по заготовленному списку вопросов) и свободное (заранее оговаривается только тема беседы).
|
В зависимости от компетентности респондентов (опрашиваемых представителей разных социальных групп) различаются обычный и экспертный. Экспертный – опрашиваются специалисты в данной сфере деятельности.
Опрос бывает также сплошным и выборочным. Сплошной опрос - опрашивается вся генеральная совокупность. Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах данного исследования.
Сплошной опрос проводится при переписях населения и при изучении маленьких групп.
Обычно опрашивается только часть генеральной совокупности – выборочный опрос.
Для того чтобы нивелировать случайные отклонения в совокупности получаемых оценок и мнений, социологи предварительно рассчитывают, какое количество высказываний может достаточно точно отразить реальную общую картину. Для этого рассчитываются генеральная совокупность и выборка.
Выборка – часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов. Основное условие – должна отражать генеральную совокупность, быть ее уменьшенной копией. Выборка, отвечающая данным требованиям, называется репрезентативной. Лучшими выборками считаются случайные и квотные.
Чаще всего прибегают к выборочному анкетированию. Считается, что позиция опрашиваемого зависит от его положения и принадлежности к группе, поэтому заранее определяют пропорции, в которых должны соотноситься количества опрошенных представителей разных групп. Возможны ошибки, если группы носят неявный характер и неизвестны исследователю. Недостатки случайных и квотных выборок.
|
С помощью статистических и других математических методов результаты массовых опросов превращаются в группировки и распределения типичных позиций.
Институт Гэллапа (США) ежегодно опрашивает одну стотысячную часть своего населения с ошибкой относительно позиции генеральной совокупности всего в несколько процентов. Большинство опросов подтверждается с высокой точностью. Однако, такое возможно только для относительно стабильных и притом уже хорошо изученных обществ.
Одной из “идеальных моделей” опроса считается «модель Гэллапа» (Американский институт общественного мнения основан Джэ. Гэллапом в 1935г). Для типичного “гэллаповского” опроса характерны следующие признаки:
1. Общенациональный характер;
2. Отбор из генеральной совокупности всех лиц, достигших избирательного возраста;
3. Максимальная приближенность времени проведения опроса ко времени выборов или референдумов;
4. Среднее число респондентов в выборке - 2000 человек;
5. Случайный или квотный характер выборки;
6. Использование стандартных вопросников и личное интервьюирование каждого респондента по месту выборки;
7. “Закрытый” характер вопросов. (Вопросы бывают: «открытыми» - респондент пишет ответ своими словами на свободных строчках; «закрытыми» - респондент выбирает из предложенного списка ответов нужный и «полузакрытыми» - есть набор ответов и свободная строка, куда можно дописать отсутствующий в списке ответ).
8. Сбор индивидуальных, неагрегированных данных (каждое наблюдение может быть соотнесено с конкретным индивидуумом в выборке).
3. Наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем. Может проводиться как специальная визуальная процедура. Она создает возможность квалифицированной регистрации социального факта в момент его совершения, следовательно, помогает не упускать детали и учитывать контекст события. В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах и дневниках по определенной системе; г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение может быть включенным (внедрение исследователя в группу) и невключенным, внешним, со стороны. Члены группы могут знать о статусе социолога или не знать о нем. В первом случае они могут вести себя скованно. Во втором случае возможны этические проблемы. В любом случае личность социолога изменяет ситуацию. Невозможно также исключить эмоциональное отношение исследователя, которое отражается при интерпретации собранного материала.
Невключенное наблюдение проводится с соблюдением большей социальной и эмоциональной дистанции от объекта.
Непосредственное наблюдение – дорогостоящая социологическая процедура, поскольку требует использования квалифицированных специалистов и по возможности такой техники документирования, как видео- и аудиозапись.
Кроме того, эта процедура предъявляет высокие требования к личности социолога, возможной смены образа жизни, места проживания, может потребовать годы для своего осуществления. Это маломасштабный метод, так как человек не может удерживать в поле зрения большое количество объектов.
Так классическим является исследование У. Уайта. Автор (сотрудник Гарвардского университета) изучалметодом тайного включенного наблюдения этнокультурные процессы в итальянском гетто, расположенном в большом итальянском городе на восточном побережье США (1936-1939). Район был известен как опасные для чужаков трущобы, полное подозрительных банд. Автор на три года внедрился в эту общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение этого района. Его интересовали обычаи мигрантов, оказавшихся в условиях чужой культуры.
Он изучил особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Он подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев прожил в одной эмигрантской семье и был окончательно принят как свой человек. Сначала фиксировал наблюдения тайно, но потом его привыкли видеть с блокнотом.
Изучил также взаимоотношения мигрантов с преступным миром, полицией и политическими группами. Он описал неявные статусные иерархии этой общины и ее обитателей – местных политиков, молодежных банд, ориентированных на карьеру студентов. По итогам исследования опубликовал книгу «Общество на углу улицы».
К классике также относится исследование Либоу (включенное явное наблюдение).
Жил в негритянском гетто в Вашингтоне с января 1962 по июль 1963 г.
Хотел выяснить, какие виды работ выполняют негры, как они относятся к труду, каковы их взаимоотношения с женами, детьми, любовницами, их проблемы в отношении закона.
Ему удалось добиться доверия, хотя он был белым. Однако в результате тесного контакта с исследуемыми он стал пристрастным. Это пристрастное отношение, естественно, влияло как на его личное поведение, так и на получаемые результаты и их интерпретацию.
Оказывая материальную помощь своим друзьям (пользование машиной, покупка выпивки и т.д.) он, собственно, менял ситуацию. Трудно также сказать, как такое его поведение оценивалось теми, с кем он контактировал.
Метод включенного тайного наблюдения (без предупреждения исследуемых) может быть единственно возможным при изучении тайных сообществ.
4. Эксперимент. Редкий метод в социологии. Социальное экспериментирование позволяет ответить на вопросы, относящиеся к сфере практической политики или администрирования. Например, как влияет отмена смертной казни на показатели преступности, растет ли посещаемость музеев при снижении цен на входные билеты, во всех ли случаях повышение размера вознаграждения ведет к росту производительности труда.
Лабораторный, или истинный эксперимент в социологии невозможен. Он нацелен на проверку теоретической гипотезы и осуществляется в условиях максимального контроля над уровнем воздействия независимой переменной и очищения (изоляции) этого воздействия от посторонних влияний. Экспериментальный контроль и изоляция позволяют отвергнуть иные возможные объяснения наблюдаемого эффекта. Очень важной является и возможность достаточно надежного измерений зависимой переменной. Для социальных наук принятый в естественных науках образец “чистоты” эксперимента практически недоступен. Люди – существа многофакторные, изолировать эти факторы в ходе эксперимента практически невозможно, нельзя и количественно выразить эти факторы. Кроме того, в искусственных условиях люди ведут себя иначе, чем в жизни. У них нет личной причастности к происходящему. Лабораторные группы также не репрезентативны. Следует также учитывать, что социологов интересует реальное поведение людей, а не искусственное.
В социальных науках от лабораторного эксперимента принято отличать полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях.
На рубеже 20-30-х гг. группа социальных исследователей изучала поведение рабочих завода в пригороде Хоторн под Чикаго. Ученые пытались определить факторы, воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку рабочих.
Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет на производительность. Они выбрали группу работниц и начали эксперимент.
Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу отдыхать в течение рабочего дня, затем периоды отдыха сократились, но стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время ленча.
Кроме того, в разной мере усиливали освещение (предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению производительности).
Результаты: При удлинении перерывов производительность росла, при их сокращении тоже росла, при возвращении к исходному ритму работы она продолжала расти еще больше. То же самое было при изменении продолжительности ленча и изменении освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин возрастал.
Попытались выявить другие факторы. Обнаружили, что работницы образовали группу и полагали, что сам факт выбора для эксперимента именно их делает их “особыми”, т.е. причиной был рост группового самосознания у участников эксперимента.
Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом (сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые пытались выделить). Подобный эффект можно получить в любом социальном эксперимента.
Эксперимент может также негативно отразиться на дальнейшей жизни человека, изменить его самооценку. В этом отношении показателен эксперимент проведенный в 1971 г. в Стэнфордском университете социальным психологом Ф. Зимбардо («тюремный эксперимент»).
В следствии этих причин наибольшее распространение эксперимент получил в социологии труда (в полевых условиях, тайно для изучаемых). Обычно сравнивались изменения, связанные с использованием новых принципов организации коллектива или факторов стимулирования совместной деятельности в разных группах испытуемых.
Социальная структура отражает социальную статику общества, ее “социальный скелет”. Социальная структура – это упорядоченные в одно целое отдельные части общества, его внутреннее устройство. Выделение структурных единиц может осуществляться в соответствии с разными методологическими основаниями и по разным критериям.
Элементами социальной структуры, в том числе институтов и других структурных единиц выступают статусы и роли. Можно сказать, что они являются простейшими (неделимыми) элементами социальных систем. Однако, следует учитывать, что при разных методологических подходах содержание понятий “статус” и “роль” могут изменяться.
Социальную структуру можно представить как совокупность статусов и ролей, функционально связанных между собой.
Статус - социальное положение индивида в обществе или местоположение индивида в структуре социального взаимодействия. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей в определенной системе отношений. Совокупность статусов данного индивида – статусный портрет.
Отношение между индивидом и статусом напоминает отношение между водителем автомобиля и местом водителя в машине. Функции рулевого управления и прочих приспособлений остаются неизменными, в то время как водителем с большим или меньшим успехом может быть почти любой, использующий эти функции.
Статусы могут занимать определенное место в статусной иерархии. Она отражается в общественном мнении. Статус банкира выше статуса сантехника и т.д. Место в иерархии называется рангом (высокий, средний и низкий). Чем выше ранг, тем большими привилегиями, благами, почетом, символами, наградами и престижем наделен его носитель. Ранг статуса может приобрести формальное закрепление, или легитимацию, и в этом случае он называется титулом, званием.
Роль - модель поведения, соответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса, – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе. Все статусы и роли производны от социальной системы и являются ее неотъемлемыми частями, но они независимы в отношении индивидов. Индивиды заполняют статусы и исполняют предписанные статусами роли.
Пребывание в той или иной позиции (статусе) одновременно определяет степень активности индивида и устанавливает минимум навыков, которыми он обязан владеть. Нанимателю нет нужды знать технологию труда нанимающегося, последний же избавлен от потребности разбираться в технике маркетинговых исследований или в бухгалтерском учете.
Среди общественных статусов выделяют: предписанные и достижимые.
Предписанные статусы - это статусы, которыми индивиды наделены без учета их склонностей и способностей. Они предвидимы и подготовка к ним начинается с самого рождения.
К таковым статусам относятся пол, возраст, национальность, расовая или кастовая принадлежность. Сословная принадлежность также пример приписанного статуса.
Достижимые же статусы таковы, что могут требовать особых качеств, но не обязательно сводятся к ним. Они не закрепляются за индивидами с самого рождения, но открыты на основе конкуренции и личных усилий.
Общество также ограничивает конкуренцию, принимая во внимание пол, возраст и социальную принадлежность. Дискриминиция по полу, возрасту, расовой, национальной или конфессиональной принадлежности, гражданству и т.п. является способом уменьшения конкуренции и механизмом закрепления некоторых статусов за представителями определенных групп. Существуют и другие способы косвенного закрепления статусов за представителями определенных групп.
Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существовавших в нем. У первобытного общества их не более двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли после 1917 г. (полицмейстер, дворянин, царь).
Одна из важнейших структурных единиц общества – социальные институты. Под институтами подразумеваются комплексы и системы отношений между людьми и соответствующие им практики, которые, которые постоянно востребованы обществом и поэтому постоянно воспроизводятся. Социальные институты интегрируют и координируют множество индивидуальных действий людей и упорядочивают социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни. Примеры: церковь, государство, собственность, семья и др.
Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем строение общества как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, решающие какие-то важные задачи. Каждый социальный институт можно также представить как совокупность статусов и ролей.
Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые формы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. В процессе институционализации определяются и закрепляются социальные нормы, правила, статусы и роли, они приводятся в систему. Спонтанное и экспериментальное поведение заменяется на предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.
Например: институционализация какой-либо науки. Это предполагает принятие решений и постановлений, создание исследовательских организаций, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, учебников, монографий и т.д.
В процессе институционализации возникают расхождения между интересами всего сообщества и интересами отдельных функциональных субъектов (групп или индивидов). Последние могут преследовать собственные цели под видом осуществления общественных задач. Примеры: прием на работу “своих”, осуществление политической ориентации через институт образования в советское время и т.д.
В развитом виде социальный институт включает в себя следующие элементы:
- ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Каждый социальный институт имеет свои символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и т.п.)
Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института и снижения доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно выполнять свои главные функции. Например, образования - учить детей, медицины - лечить и т.д.
Типология социальных институтов.
Все социальные институты подразделяют на главные (фундаментальные) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования.
Социальные институты подразделяются также: по временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления и т.п.
1. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2. политический (в том числе военный) - институты власти;
3. образование – осуществляет коммуникацию между поколениями;
4. семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
5. религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству (труду) не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первые орудия труда. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. Государство существует примерно столько же, сколько и образование - 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.
Типы социальных институтов и их функции.
Функции | Типы институтов |
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) | Брачно-семейные Культурные Образовательные |
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов | Экономические |
Контроль за поведением членов общества | Политические Правовые Культурные |
Регулирование использования власти и доступа к ней | Политические |
Коммуникация между членами общества | Культурные Образовательные |
Защита членов общества от физической опасности | Военные Правовые Коерсивные (полиция, суд, пенитенциарная истема) Медицинские |
Американский социолог Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально заявлены. Им сопутствует довольно строгая традиция или процедура (принятие специальных законов: об образовании, здравоохранении). Они более формализованы и подконтрольны.
Латентные функции – те, которые осуществляются на самом деле (широкое значение). Узкое значение: те, которые осуществляются на самом деле минус явные. Они могут не осознаваться участниками и носить ненамеренный характер, складываются стихийно. В тестах будет использовано только узкое значение!!!
Явная функция многих добровольных организаций в Америке (не только) заключается в объединении людей и служении на благо общества, латентная - в присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным организациям.
К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базовых ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит выбраться на ступеньку выше, чем у неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования.
Пример. Церковь.
Явные функции: связь мира естественного и сверхъестественного, коллективное поклонение богам, религиозное воспитание и образование, благотворительность.
Латентные функции: контроль за поведением людей, доступ к власти, карьера, получение дохода, накопление богатства.
Теории социальной стратификации. В широком значении слова, стратификация – это концепции, описывающие системы неравенства в обществе.
Термин ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П.А.Сорокин (1889-1968). Им написана книга «Социальная мобильность» (1925), в которой он развивает основные идеи стратификационного деления общества.
Социальная стратификация, по определению, есть дифференциация общества на иерархически расположенные слои (по убыванию и возрастанию какого-либо признака). Теории стратификации – это теории социального неравенства. Расслоение предполагает деление общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.
Под неравенством понимается неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Предполагается, что неравенство существовало всегда. Для измерения неравенства используют в основном два показателя: богатство и доход. Однако сомнительно, что эти критерии можно приложить к ранним этапам развития человечества.
Сорокин полагал, что в обществе может быть стратификация трех видов: экономическая, политическая и профессиональная.
Экономическая стратификация. Показатели: доход и богатство. Богатство – запас активов разного рода. Могут быть в денежной форме и в форме недвижимости.
Доход – любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д.
В развитых странах с рыночной экономикой модель социальной структуры общества напоминает «лимон», с многочисленным средним слоем, и относительно малочисленными высшим классом (элитой) и беднейшими слоями населения.
В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню, где имеет место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и верхушка – элита.
Профиль неравенства бывших социалистических стран – пирамида. Небольшой «высший», многочисленный «низший», малочисленный или почти отсутствует «средний».
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение самого низкого и самого высокого доходов в данной стране.
По уровню неравенства и бедности можно сравнивать между собой индивидов, народы, страны, эпохи.
Можно подсчитать децильный коэффициент: сумма доходов 10% самых высокодоходных граждан разделить на сумму доходов 10% самых низкодоходных граждан.
Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот.
Находит свое подтверждение выведенная эмпирическим путем в середине Х1Х века статистическая закономерность: закон Энгеля (см. история эмпирической социологии). Он гласит: чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание возрастают, но в отношении ко всем расходам семьи они снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяются незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.
Закон Швабе (1868) – чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище.
В развитых странах доля удовлетворения потребностей в жилище в составе расходов велика: в США – 25%, во Франции – 27%, в Японии – 24% и т.д. В бывшем СССР она составляла 8%.