Классификация педагогических программных средств.
Л.И.Долинер предлагает программные продукты, созданные для учебного процесса, делить на три группы:
1. программы, используемые в учебном процессе и решающие дидактические задачи;
2. программы, предназначенные для разработки программ учебного назначения;
3. программы, обеспечивающие организацию учебного процесса (табл.).
Дидактические возможности программных средств учебного назначения. Программные средства учебного назначения обычно предназначаются для использования в традиционном образовательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях. Исследование содержания, способов и средств разработки программных средств учебного назначения позволили выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе.
ПСУН позволяют:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
- визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
- формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или «вкрапления» игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности и др.
Таблица
|
Классификация программных средств учебного назначения
Программные средства учебного назначения | Описание | ||
Обучающие средства | Электронный учебник | Программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или его большого раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию (представленную, например, в виде мультимедийных материалов), справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и др. подобные компоненты. Такой учебник обычно реализуется в виде книги с компакт-диском | |
Обучающие средства | Электронное пособие | Интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленного либо в классическом (текст и графика), либо мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума, эмуляторов, системы диагностики и др. подобных компонентов. Пособие отличается от учебника степенью автономности (используется как дополнительное средство обучения), отсутствием печатного (бумажного) источника, ограниченным охватом учебного материала (как правило, электронное пособие ориентированно на изучение какого-либо относительно небольшого раздела учебной дисциплины) | |
Тренажер | Предназначены для отработки и закрепления каких-либо умений и навыков. Он обеспечивает получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Тренажер может предоставлять учащимся вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, автоматическое решение подзадач и т.п.). Чаще всего такое ПСУН предоставляет возможность работать в одном из следующих режимов: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль. Базовая направленность – работа с репетитором | ||
Контролирующие программы | Предназначены для диагностики и/или оценки результатов обучения. Можно выделить подмножества данного блока программ: программы для контроля и проведения диагностического тестирования | ||
Вспомогательные средства | Предметно-ориентированные средства | Пакеты программ, позволяющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие программы, инструментальные и учебные пакеты предметной направленности | |
Справочные | Основное назначение – хранить и предъявлять учащимся учебную информацию. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе | ||
Перечень и пути создания ПСУН.
|
Перечень ПСУН в настоящее время включает в себя:
· электронные компьютеризированные) учебники и учебные пособия;
· электронные лекции, обучающие и контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения;
|
· сборники задач, заданий и примеров (ситуаций);
· предметно-ориентированные среды;
· компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов учебных занятий.
Анализ и обобщение вариантов разработки ПСУН показал, что в настоящее время существует четыре возможных пути создания ПСУН с помощью:
· прямого программирования на языке высокого уровня;
· использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, РосНИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;
· заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН;
· инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не владеющему языками программирования.
Схема ознакомления с ПСУН и его анализа
1. Название программы.
2. Учебный предмет (предметы).
3. Минимальные требования к компьютерной технике и программного
обеспечение:
- тактовая частота процессора;
- объем оперативной памяти;
- тип видеокарты и объем видеопамяти;
- тип и версия операционной системы.
4. Год выпуска, версия.
5. Тип программы согласно классификации.
6. Мультимедийность - наличие и качество:
- текстовой информации;
- графических изображений;
- анимаций;
- видеофрагментов;
- звукового сопровождения.
7. Возможность копирования информации.
8. Возможность работы в сети.
Ориентировочные этапы установки программ
1. Запуск установки (файлы Setup.exe, Install.exe).
2. Ознакомление с лицензионным соглашением.
3. Выбор места расположения программы (по умолчанию C:\Program Files).
4. Выбор метода установки (минимальный, полный, выборочный).
5. Установка параметров запуска, отображения программы и ее ярлыков.