газобаллонных установок.




Лекции по МДК 01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

Раздел 1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема 1.12 Техническое обслуживание системы питания двигателя от

газобаллонных установок.

 

Вопросы к изучению:

1. Неисправности системы питания двигателей от газобаллонных установок на сжиженном и сжатом газе, их причины, признаки и последствия.

2. Порядок диагностирования систем питания от газобаллонных установок.

3. Проверка герметичности системы.

4. Проверка и регулировка приборов системы питания от газобаллонных установок на автомобиле.

5. Проверка и регулировка приборов, снятых с автомобиля.

6. Проверка токсичности отработавших газов.

7. Работы сопутствующего ремонта, выполняемые при ТО системы питания от газобаллонных установок. Применяемое оборудование и инструмент.

8. Безопасные способы ведения работ. Пожарная безопасность.

 

Автомобильный транспорт на жидком топливе является ос­новной причиной загрязнения окружающей среды. Одним из ра­дикальных путей решения данной проблемы является расшире­ние использования на автомобильном транспорте альтернатив­ных топлив.

Альтернативные топлива можно разделить на три группы: коммерческую, перспективную и проблемную.

Топлива коммерческой группы достаточно широко применя­ются в настоящее время и имеют перспективы дальнейшего рас­ширения их использования по мере накопления опыта, развития инфраструктуры, сокращения производства нефтяных топлив.

К альтернативным топливам коммерческой группы отно­сятся:

- компримированный (сжатый) природный газ (КПГ), на­пример метан;

- газ сжиженный нефтяной (ГСН), например, пропан-бута- новая смесь;

- спирты в качестве добавок к бензинам - метанол, этанол, бензометанол ьная смесь и т. п.

Уже выпускаются газобаллонные автомобили, оснащенные системами питания для альтернативных топлив, кроме этого, выпускаются и комплекты газобаллонного оборудования для пе­реоборудования обычных автомобилей для использования в ка­честве топлива КПГ.

Газообразные углеводородные топлива подразделяются в за висимости от исходного сырья на нефтяные, природные, про­мышленные, а также искусственные. Они могут храниться на борту автомобиля в зависимости от агрегатного состояния в сжиженном и газообразном виде. Агрегатное состояние компо­нентов газообразного топлива является главным его свойством, определяющим вид, способ заправки и хранение на борту авто­мобиля топлива, что существенно влияет на конструкцию и экс­плуатацию автомобиля. Основные физико-химические показате­ли, по которым оцениваются компоненты газообразных топлив, представлены в табл. 1.

 

Физико-химические свойства газообразных топлив и бензина.

Показатель Метан СН4 Этан С2Н6 Пропан С3Н8 Бутан С4Н10 Бензин
Относительная молекулярная масса             114,2
Плотность жидкости (при температуре ки­пения и давлении 100 кПа), кг/м3          
Плотность газовой фазы (при нормальных условиях), кг/м3 0,717 1,356 2,019 2,703 5,18
Относительная плотность газовой фазы (по воздуху) 0,554 1,048 1,562 2,091 3,78
Критическое давление (абсолютное), МПа 4,58 4,88 4,20 3,60
Критическая температура кипения, °С -82,0 32,3 96,8 152,9
Температура кипения при давлении 100 кПа, °С -161,5 -88,5 -42,1 -0,5 35-180
Теплота сгорания, низшая (по массе), МДж/кг 49,7 47,1 45,9 45,4 43,93
Теплота сгорания, низшая (по объему), МДж/м3 33,8 59,9 85,6 111,6. 213,18
Теоретически необходимое для сгорания количество воздуха, кг/кг 17,2 16,8 15,7 15,5 14,9
Теоретически необходимое для сгорания количество воздуха, м33 9,52 16,66 23,91 30,95 58,61
Температура воспламенения в воздухе при атмосферном давлении, °С 680-750 508-605 510-580 475-550   470-530  
Пределы воспламенения объемные при нормальных условиях, %: нижний 5,3 3,2 2,4 1,9 1,5
верхний 14,0 12,5 9,5 8,5 6,0
Октановое число          

 

Пропан и бутан могут храниться в сжиженном состоянии в диапазоне рабочих температур от -40 до +45°С при относитель­но низком давлении (до 1,6 МПа). Основными преимуществами газов, находящихся в сжиженном состоянии, по сравнению с компримированным газом является большая концентрация теп­ловой энергии в единице объема, значительно меньшее рабочее давление в баллонах и соответственно меньшая прочность и тол­щина стенок баллона и запорной арматуры.

Основные компоненты ГСН пропан и бутан, которые тяже­лее воздуха и, следовательно, более опасны для автотранспорт­ных предприятий.

Метан — основной компонент природного газа, благодаря низкой плотности почти в два раза легче воздуха, поэтому не скапливается в рабочих зонах АТП. Метан и ГСН не имеют цве­та и запаха, поэтому для обеспечения безопасности им придают особый запах — одорируют. В соответствии с ГОСТ 27577—91 метан может поступать на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) неодорированным, что за­трудняет обнаружение негерметичности баллонов, требует при­менения течеискателей.

Компоненты газообразных топлив при атмосферном давле­нии имеют температуру кипения ниже 0 °С. Очень низкие темпе­ратура кипения при атмосферном давлении (-161,5 °С) и крити­ческая температура (-82 °С) у метана делают пока технически сложными и экономически неэффективными заправку и хране­ние его в сжиженном состоянии на борту автомобиля. Для этого используются изотермические баллоны с комплексной термоизо­ляцией. В настоящее время распространена заправка и хранение на автомобилях метана в сжатом, или так называемом компри­мированном, состоянии под высоким давлением — до 40 МПа. На АГНКС в России рабочее давление — 20 МПа. В настоящее время увеличивается диапозон использования сжиженного мета­на при передвижной заправке. Для этих целей выпускаются пе­редвижные автогазозаправочные установки (ПАГЗ), работающие на сжиженном природном газе.

Сжиженный нефтяной газ представляет собой смесь пропа­на, бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других фрак­ций и вырабатывается как продукт переработки нефти на нефте­перерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа в виде отдельной жидкой фракции.

Состав сжиженного нефтяного газа регламентирует ГОСТ 27578—87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильно­го транспорта. Технические условия». Стандарт предусматривает две марки газа: зимнюю — ПА (пропан автомобильный) и лет­нюю — ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содер­жится 90 ± 10 % пропана, в марке ПБА — 50 ± 10 % пропана, остальное — бутан, не более 1 % непредельных углеводородов. Допускается некоторое количество метана, этана при условии, что в ГСН марки ПА давление насыщенных паров при темпера­туре -35 °С будет не менее 0,07 МПа (избыточное), а в ГСН мар­ки ПБА давление насыщенных паров при температуре +45 °С — не более 1,6 МПа, а при температуре -20 °С — не менее 0,007 МПа. Давление газа в баллоне практически не зависит от его количества.

На автомобильные газонаполнительные станции поступает и газ по ГОСТ 20448—90 «Газы углеводородные сжиженные для коммунально-бытового и промышленного потребления ТУ». Из кбторого производятся топлива двух марок: смесь пропанобута­новая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропанобутановая летняя (СПБТЛ), с содержанием пропана 75 и 34 % соответственно.

Для этих газов предусмотрены более широкие допуски на со­держание компонентов, в том числе вредных с точки зрения воз­действия на двигатель и топливную аппаратуру (например, серы и ее соединений, непредельных углеводородов).

Неисправности системы питания от газобаллонной установки и их причины.

При работе двигателя на газе в системе питания могут воз­никнуть следующие неисправности:

- затрудненный пуск двигателя;

- неустойчивая работа на холостом ходу;

- неудовлетворительные переходы от режима холостого хода к нагрузочным режимам;

- снижение мощности двигателя.

Негерметичность соединений газовой установки может быть внутренней и внешней.

Под внутренней негерметичностъю газового оборудования понимают неплотности, в результате которых происходит утечка газа в систему питания. Наиболее часто такие неисправности встречаются в подвижных запорных соединениях (клапан—сед­ло), у расходных и магистрального вентилей, а также в клапанах первой и второй ступеней редуктора.

Внутренняя негерметичность расходных и магистральных вентилей в трубопроводах и аппаратуре газовой установки авто­мобиля давление газа все время будет избыточным, увеличивает­ся вероятность утечки газа в окружающую среду. В этом случае не допускаются ремонт газовой аппаратуры и перевод двигателя на работу с газа на бензин. Утечки газа через клапан первой сту­пени определяются по показанию манометра редуктора. В этом случае при остановке двигателя повышается давление в камере первой ступени, что может повлечь за собой открытие клапана второй ступени редуктора (при этом газ начнет выходить в под­капотное пространство).

Нарушение герметичности клапана второй ступени, выпол­няющего роль запорного вентиля при неработающем двигателе и открытых магистральном и расходном вентилях, вызывает утечку газа из редуктора в смеситель и далее через воздушный фильтр в подкапотное пространство. Причина — нарушение герметично­сти соединений типа клапан—седло, попадание механических примесей (окалина, стружка, кристаллы сернистых соединений и др.) на их запирающие поверхности, а также повреждение уп­лотнителя клапана.

Внешняя негерметичность представляет собой неплотность газового оборудования, вызывающую утечку газа в окружающую среду. Неплотность топливной аппаратуры, арматуры и топливо­проводов ведет к утечкам газа в зонах технического обслужива­ния и стоянки газобаллонных автомобилей и может создать кон­центрацию газа, превышающую санитарные нормы и не соот­ветствующую требованиям пожаро- и взрывобезопасное™.

Все соединения автомобильной газовой установки, обеспе­чивающей питание сжиженным газом, могут быть разделены на два вида: работающие под высоким (1,6 МПа) и низким (0,2 МПа) давлением. Соединения, работающие под высоким давлением, в свою очередь, подразделяются на работающие под давлением жидкой или паровой фазы газа.

Учитывая, что истечение сжиженного газа прямо пропор­ционально его давлению, а его масса приблизительно в 250 раз больше массы парообразного газа, наибольшую опасность с точ­ки зрения утечек представляют соединения, работающие под высоким давлением жидкой фазы газа. В газовой установке оте­чественных автомобилей насчитывается 35 таких соединений (табл. 2).

 

Таблица.2. Соединения газового оборудования автомобилей, работающие

под высоким давлением жидкой фазы газа

 

Соединение Сборочная единица (узел) газового оборудования Число соединений
Ниппельное Трубопроводы  
Резьбовое коническое (герметичность обес­печивается конической резьбой) Арматура баллона, магистральный вентиль  
Фланцевое Указатель уровня газа в баллоне  
Резьбовое цилиндрическое (герметичность обеспечивается прокладкой) Вентили газового оборудования  
Заделка в шлангах высокого давления Трубопроводы  

В оборудовании, работающем под высоким давлением паро­вой фазы газа, насчитывается несколько меньше соединений — по разъемам испарителя и фильтра, в штуцерах и трубопроводах. Негерметичность этих соединений вызывает утечку газа в подка­потное пространство. Виды неплотностей и способы их устране­ния в оборудовании, работающем под высоким давлением паро­вой и жидкой фазах газа, аналогичны.

В автомобильных газобаллонных установках для сжатого газа наибольшие утечки могут возникнуть в соединениях, работаю­щих под высоким давлением (до 20 МПа), в которой насчитыва­ется 27 различных соединений (табл. 3). По конструкции эти соединения унифицированы с соединениями установок сжижен­ного газа.

 

Таблица.3. Соединения газового оборудования автомобиля, работающие

под высоким давлением

 

Соединение Сборочная единица (узел) газового оборудования Число соединений
Ниппельное Трубопроводы  
Резьбовое коническое (герметичность обеспечива­ется конической резьбой) Арматура баллонов, наполни­тельный вентиль  
Резьбовое цилиндрическое (герметичность обеспе­чивается прокладкой) Редуктор высокого давления  

 

Затрудненный пуск двигателя происходит при переобогащении или переобеднении горючей смеси. Причинами переобогащения являются негерметичность клапанов первой и второй сту­пеней редуктора и неплотность обратного клапана смесителя. Переобеднение горючей смеси вызывается негерметичностью шланга подачи газа в систему холостого хода и засорением или сужением проходного сечения канала системы холостого хода.

При негерметичности разгрузочного устройства редуктора или трубки, соединяющей полость разгрузочного устройства с впускным трубопроводом двигателя, прекращается подача газа из редуктора в смеситель и пуск двигателя в этом случае стано­вится невозможным.

Причины неустойчивой работы двигателя на режиме холосто­го хода:

- неправильное регулирование подачи газа в системы холо­стого хода;

- поступление газа через основную систему вследствие не­плотности обратного клапана смесителя или клапана вто­рой ступени редуктора;

- уменьшение подачи газа в систему холостого хода из-за негерметичности шланга системы или засорения его про­ходного сечения.

Неудовлетворительные переходы с режима холостого хода к нагрузочным режимам работы двигателя («провалы») появляются при резком открытии дроссельных заслонок смесителя. Причи­ны — обеднение горючей смеси из-за запаздывания включения основной системы подачи газа. Включение основной системы обеспечивается поднятием обратного клапана смесителя под действием разрежения в диффузорах при частоте вращения ко­ленчатого вала двигателя 1300—1400 мин-1.

Запаздывание открытия обратного клапана возникает при уменьшении общей подачи газа в систему холостого хода, что не позволяет развить требуемую частоту вращения коленчатого вала двигателя и создать необходимое разрежение в диффузорах. К появлению «провалов» приводит и прилипание обратного кла­пана к седлу, так как в этом случае требуется большое усилие для его открытия.

Неудовлетворительные переходы в работе двигателя появля­ются также при* скоплении маслянистого конденсата во второй ступени редуктора. В этих условиях для открытия клапана этой ступени требуется большее усилие, и смесь на переходном режи­ме переобедняется.

Не только к «провалам», но и к останову двигателя может привести негерметичность разгрузочного устройства, вследствие чего уменьшается или прекращается подача газа из редуктора в смеситель.

Снижение мощности двигателя происходит в основном вследствие обеднения горючей смеси.

Причинами снижения мощности двигателя могут быть:

- сужение проходных каналов для газа;

- засорение газовых фильтров и газовых каналов испари­теля;

- недостаточное открытие клапанов первой и второй ступе­ней редуктора и экономайзерного устройства;

- уменьшение проходных сечений газовой магистрали, рас­ходных и магистральных вентилей.

 

Диагностика системы питания.

Одной из самых ответственных операций, выполняемых при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, являет­ся проверка внешней и внутренней герметичности системы пи­тания.

Наиболее распространенным методом проверки внешней герметичности системы, находящейся под избыточным давле­нием, является обмазывание соединений пенообразующим рас­твором (водный раствор хозяйственного мыла или лакричного корня). При отрицательных температурах добавляется соль — хлористый натрий (NaCl) или хлористый кальций (СаС12). Со­держание хлористого натрия или кальция в водном растворе зависит от температуры окружающего воздуха.

 

Содержание в 1 л пенообразующего раствора

 

Температура окружающей среды,°С NaCl СаСІ2

О — минус 5 83 100

минус 5 — минус 10 160 170

минус 10 — минус 15 222 220

минус 15 — минус 20 290 263

минус 20 — минус 25 0 303

минус 25 — минус 30 0 329

минус 30 — минус 35 0 366

 

Соединения или участки системы, подлежащие проверке, очищают от грязи и кистью наносят на них пенообразующий раствор.

Проверяемые соединения осматривают дважды — непосред­ственно при нанесении на них раствора и после нанесения. В местах расположения мельчайших неплотностей появляются мелкие пузырьки, скопления которых могут быть обнаружены лишь при повторном осмотре. Во время покрытия соединений и швов пенообразующим раствором особое внимание обращают на соединения, расположенные в труднодоступных для осмотра местах.

Для определения утечки газа из баллона широко используют электрические газоанализаторы типа ПГФ-2М1-ИЗГ. При поль­зовании газоанализатором из зоны соединения отбирают пробу воздуха и ручным насосом по шлангу подают в измерительную камеру. После засасывания пробы нажимают кнопку включения питания измерительного моста и снимают показания стрелоч­ного прибора. При работе с этим прибором следует учитывать, что он не позволяет точно указать место утечки, так как воз­можно подсасывание газа из других, близко расположенных со­единений.

Во время проверки автомобиль располагают на открытом воздухе в защищенном от ветра месте.

При обслуживании газобаллонного автомобиля, работающе­го на сжиженном газе, в производственном помещении герме­тичность газовой системы проверяют сжатым негорючим и не­токсичным газом (воздух, азот или углекислый газ) под давлени­ем 1,6 МПа. Сжатые газы используют из баллонов высокого давления, а сжатый воздух можно подавать от компрессора, обеспечивающего необходимое давление. Проверку проводят при закрытых расходных вентилях газового баллона автомобиля и отсутствии газа в системе.

При проверке герметичности системы питания от баллона высокого давления (рис. 1) сжатый инертный газ из баллона / подается в редуктор 3, где его давление снижается до 1,6 МПа. Из редуктора газ через штуцер 6 поступает в систему питания автомобиля. После заполнения системы газом вентиль 4 уста­новки закрывают и проверяют герметичность по манометру 5. Падение давления указывает на негерметичность газовой систе­мы автомобиля. Места утечек определяют пенообразующим рас­твором. После устранения утечек проверку герметичности по- вторяют. Газовая система считается герметичной, если падение давления за 15 мин не превышает 0,01—0,05 МПа.

У автомобилей, работающих на сжатом газе, герметичность газовой системы питания проверяют под давлением 15—20 МПа. Подача сжатого воздуха (азота) в систему питания осуществляется через наполнительный вентиль при закрытых вентилях баллонов.

Схемы установок и порядок проверки герметичности у авто­мобилей, работающих на сжиженном и сжатом газах, не имеют принципиальных различий.

На рис. 1 приведена схема системы питания грузового ав­томобиля, работающего на сжиженном газе.

 

  Рис. 1. Установка для проверки герметичности системы питания газобаллон­ного автомобиля: 1 — баллон со сжатым инертным газом; 2 — вентиль баллона; 3 — редуктор; 4 — вентиль установки; 5 — манометр; 6 — штуцер; 7 — баллон для сжиженного газа

 

Внутреннюю герметичность проверяют у расходных и маги­стрального вентилей. Поступление газа в систему питания через эти вентили, когда они находятся в закрытом положении, кон­тролируют по показанию манометра 16 редуктора.

Обнаружить утечки газа из расходных вентилей в магистраль можно и через специальный штуцер на баллоне автомобиля. Для этого отвертывают заглушку штуцера и обмазывают его пенной эмульсией или берут пробу воздуха прибором ПГФ-2М1-ИЗГ.

Величину проходных сечений для газа в магистрали от бал­лона до второй ступени редуктора проверяют по манометру ре­дуктора при работающем двигателе (резкое увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя не должно вызывать па­дения давления в первой ступени редуктора более чем на 100—200 Па). При неработающем двигателе эту проверку мож­но провести сжатым воздухом, которым заполняют систему питания и открывают клапан второй ступени, нажимая рукой на шток редуктора (падение давления, определяемое манометром редуктора, должно быть в указанных выше пределах).

10 11 12 13 14 15 16 17

  Рис. 2. Схема системы питания грузового автомобиля, работающего на сжи­женном газе:1 — проставка; 2 — фильтр-отстойник; 3 — топливный насос; 4 — карбюратор; 5 — смеситель; 6 — трубка, соединяющая редуктор с всасывающим трубопроводом; 7, 9 — шланги для подвода и отвода жидкости системы охлажде­ния в испаритель; 8 — испаритель; 10 — трубка для отвода газа всистему холо­стого хода; 11 — шланг основной подачи газа; 12 — дозирующее экономайзерное устройство; 13 — редуктор; 14, 15 — газовый и сетчатый фильтры; 16 — мано­метр; 17 — указатель уровня сжиженного газа в баллоне; 18 — магистральный вентиль; 19 — топливный бак; 20— газовый баллон; 21, 22— расходные вентили паровой и жидкой фазы газа.

 

Диагностику всех узлов газобаллонной системы проводят, используя такие приборы, как водяные пьезометры (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема проверки работы редуктора низкого давления с помощью пере­носных пьезометров: 1 — пьезометр для контроля вакуума в полости разгрузоч­ного устройства; 2 — пьезометр для регулировки избыточного давления в полос­ти второй ступени; 3 — отверстие для соединения с окружающей средой; 4 — заглушка в патрубке крышки; 5 — пробка с трубкой в патрубке дозирующего экономайзерного устройства; 6 — тройник; 7 — трубка для передачи

разрежения в полость разгрузочного устройства; 8 — крышка дозирующего экономайзерного

устройства; 9 — шланг для передачи разрежения в полость разгрузочного уст­ройства;

10, 15 — соответственно вторая и первая ступени редуктора; 11 — ма­нометр в кабине водителя;

12 — регулировочная гайка; 13 — датчик манометра; 14, 18 — контргайки; 16 — шланг для подвода сжатого воздуха в полость первой ступени; 17 — корпус газового фильтра; 19 — регулировочный ниппель; 20 — стержень

 

ТО системы питания

Техническое обслуживание газобаллонных установок для сжатого и сжиженного газа имеет много общего. Наибольшие трудности вызывает обслуживание газового оборудования авто­мобилей, работающих на сжатом природном газе с давлением в баллонах 20 МПа. Проводить техническое обслуживание газо­баллонных установок могут только квалифицированные слесари, прошедшие соответствующую подготовку и получившие удосто­верения.

Особенность ТО-1 газобаллонных автомобилей при работе на СНГ. Одной из специфических операций при ТО-1 является проверка предохранительного клапана на газовом баллоне. Он срабатывает лишь в аварийных случаях, т. е. при повышении давления внутри баллона свыше 1,7 МПа. Необходимо учиты­вать, что давление в баллоне может в течение длительного вре­мени находиться в пределах нормального. В связи с этим клапан может прилипнуть к седлу, засориться и т. д. Это приведет к значительному увеличению усилия, необходимого для его от­крытия. Поэтому не реже одного раза в три месяца необходимо проверить его работоспособность путем принудительного откры­тия. Для этой цели шток предохранительного клапана снабжен кольцом. В дальнейшем предусматривается установка опломби­рованного клапана, конструкция которого исключает необходи­мость указанной операции.

Перед постановкой автомобилей на посты или линии ТО-1 необходимо проверить герметичность газопроводов высокого давления и арматуры газовых баллонов. Затем надо закрыть рас­ходные вентили передней и задней группы баллонов и вырабо­тать газ из системы до остановки двигателя. Закрыть магистраль­ный вентиль и перейти на работу двигателя на бензине.

Для газового оборудования газобаллонных автомобилей пре­дусмотрены ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО. Выполнение работ по ТО-1 и ТО-2 газовой системы питания проводится в сроки, установлен­ные для ТО-1 и ТО-2 автомобиля. При этом проведение работ ТО-2 совмещают с очередным ТО-1, а сезонное обслуживание — с ТО-2.

Ежедневное техническое обслуживание выполняют перед выездом автомобиля на линию и после возвращения его в гараж. Перед выездом проводят контрольные работы. Внешним осмот­ром проверяют техническое состояние газового баллона, деталей крепления газового оборудования, герметичность соединений всей газовой магистрали и показания контрольно-измеритель­ных приборов (манометра, показывающего давление газа в ре­дукторе, и указателя уровня газа в баллоне).

После возвращения автомобиля в гараж проводят убороч­но-моечные работы системы питания, проверяют техническое состояние газового редуктора и герметичность соединений газо­вой магистрали высокого давления. В газовом редукторе на слух или с помощью прибора ПГФ-2М1-ИЗГ определяют герметич­ность клапана второй ступени и сливают масляный конденсат (ежедневный слив конденсата необходим, так как скопление его на мембране второй ступени редуктора нарушает нормальную работу двигателя). Герметичность системы проверяют в рабочем состоянии, т. е. при заполнении ее сжиженным газом. Места утечек определяют с помощью мыльного раствора или прибором ПГФ-2М1-ИЗГ. В зимнее время при заполнении системы охла­ждения водой ее сливают из полости испарителя.

Первое техническое обслуживание газовой системы питания включает в себя контрольно-диагностические и крепежные ра­боты, которые выполняют при ЕО, а также смазочно-очисти­тельные работы, к которым относятся очистка фильтрующих элементов газовых фильтров и смазывание резьбовых штоков магистрального наполнительного и расходных вентилей.

После выполнения перечисленных выше работ при ТО-1 проверяют герметичность газовой системы при рабочем давле­нии воздухом или инертным газом и работу двигателя на газо­вом топливе. В этом случае замеряют, а при необходимости и регулируют содержание оксида углерода в отработавших газах, определяют надежность пуска двигателя и устойчивость его ра­боты на холостом ходу при различных частотах вращения ко­ленчатого вала.

При втором техническом обслуживании проверяют состоя­ние и крепление газового баллона к кронштейнам, кронштей­нов к лонжеронам рамы, карбюратора к впускному патрубку и впускного патрубка к смесителю. В объем контрольно-диагно­стических и регулировочных работ входят проверка и установка угла опережения зажигания при работе двигателя на газе, про­верка и регулирование газового редуктора, смесителя газа и ис­парителя.

В редукторе проверяют регулировки первой и второй ступе­ней, работу экономайзерного устройства и герметичность раз­грузочного устройства, в смесителе — состояние и действие при­водов воздушной и дроссельной заслонок, в испарителе (подог­ревателе) — герметичность и засоренность газовой и водяной полостей.

Работы сезонного обслуживания газового оборудования по периодичности делятся на три вида.

- Через шесть месяцев проверяют срабатывание предохра­нительного клапана газового баллона, продувают газопроводы сжатым воздухом и контролируют работу ограничителя макси­мальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

 
 

- Работы, проводимые один раз в год, выполняют при под­готовке автомобиля к зимней эксплуатации. К ним относят ре­визию газовой аппаратуры, магистрального вентиля, манометра и арматуры баллона. Для этого газовый редуктор, смеситель газа, и спаритель, магистральный вентиль демонтируют с автомобиля, разбирают, очищают, промывают, регулируют и при необходи­мости заменяют негодные детали. Перед проведением ревизии газовой арматуры баллон для сжиженного газа полностью осво­бождают от содержимого, затем снимают крышки наполнитель­ного и расходных вентилей, вентиля максимального наполнения (не вывертывая корпусов из газового баллона) и проверяют со­стояние их деталей. Предохранительный клапан также снимают с баллона, регулируют на стенде и пломбируют.

- Освидетельствование газового баллона, выполняемое в за­висимости от типа баллона, один раз в два, три или пять лет, яв­ляется специальной операцией. Во время ее проведения испы­тывают баллон на прочность и определяют герметичность его соединений с арматурой. После испытаний газовый баллон ок­рашивают и наносят клеймо со сроком следующего освидетель­ствования.

При техническом обслуживании системы питания газобал­лонных автомобилей кроме работ по газовому оборудованию вы­полняют работы и по резервной (бензиновой) системе питания, по периодичности и характеру принципиально не отличающиеся от работ, выполняемых по системе питания автомобилей с кар­бюраторными двигателями. Наличие у газобаллонных автомоби­лей газовой и бензиновой систем питания увеличивает трудоем­кость работ по их техническому обслуживанию и текущему ре­монту.

Регулировка газовых редукторов и карбюраторов-смесителей.

Газовую аппаратуру системы питания проверяют и регулиру­ют на специальных стендах или с помощью универсальных при­боров и различных приспособлений без снятия с автомобиля. Часть регулировок выполняют во время работы двигателя на газе, другую часть при неработающем двигателе с системой пи­тания, заполненной воздухом или инертным газом под рабочим давлением.

Регулировать редуктор при наличии сжатого воздуха следует на специальной установке (см. рис. 3).

Для регулировки редуктора на автомобиле следует отсоеди­нить шланги от патрубков редуктора и штуцера фильтра редук­тора, закрыв предварительно расходный вентиль. В отверстие выходного патрубка надо вставить пробку 5 с трубкой для под­соединения шланга от пьезометра 2. К патрубку крышки дози­рующего экономайзерного устройства следует подсоединить тройник 6 со шлангом пьезометра 1. Трубка 7 тройника служит для передачи разряженного газа от вакуумного насоса в полость разгрузочного устройства редуктора. Подвод сжатого воздуха от компрессорной установки в полость первой ступени редуктора при давлении 0,5—0,6 МПа осуществляется по шлангу 16, под­соединенному к штуцеру фильтра редуктора (можно использо­вать пневматическую систему автомобиля при выключенном двигателе).

В правильно отрегулированном редукторе давление газа в полости первой ступени должно быть 0,16—0,18 МПа, а в полос­ти второй ступени должно создаваться избыточное давление, на 80—100 Па больше атмосферного, ход стержня 20 должен быть не менее 7 мм.

Давление газа в полости первой ступени регулируется гайкой 12. При ввертывании гайки давление в полости будет увеличи­ваться. Контролируется давление по манометру 11 в кабине во­дителя. После окончания регулировки следует завернуть контр­гайку 14.

Перед регулировкой давления газа в полости второй ступени следует отрегулировать открытие клапана второй ступени. Для этого надо снять крышку 33 (рис. 5), ослабить контргайку с помощью специального ключа (рис. 16.6) и вывертывать регули­ровочный винт 30 (см. рис. 5) до момента начала выхода воз­духа через клапан второй ступени (определяется на слух).

На рис. 5: 1, 14 — седло клапанов первой и второй степе­ней, соответственно; 2 — уплотнитель клапана; 3, 4 — клапан и крышка первой ступени, соответственно; 5— направляющая кла­пана; 6, 9, 31 — контргайки; 7, 30 — регулировочные винты кла­панов; 8, 39 — мембраны первой и второй ступеней, соответст­венно; 10 — пружина мембраны; 11 — регулировочная гайка; 12, 28 — рычаги первой и второй ступеней, соответственно; 13, 32 — оси рычагов; 15 — уплотнительный клапан; 16 — клапан второй ступени; 17 — корпус дозирующего экономайзерного устройства; 18, 37— крышки корпуса и редуктора, соответственно; 19 — пру­жина экономайзера; 20, 38 — мембраны экономайзера и разгрузочного устройства, соответственно; 21, 34 — винты крепления крышки; 22 — пружина клапана экономайзера; 23 — клапан экономайзера; 24, 25 — дозирующие отверстия экономичной и мощностной регулировки подачи газа, соответственно; 26 — пластина с дозирующими отверстиями; 27 — прокладки пластины; 29 — толкатель клапана; 33 — крышка с патрубком системы холостого хода; 35 — корпус редуктора; 36 — крышка разгрузочного устройства; 40 — усилительный диск мембраны; 41 — пружина разгрузочного устройства мембраны; 42 — регулировочный ниппель; 43 — контргайка ниппеля; 44 — стопорный винт; 45 — штифт упорной шайбы; 46 — колпачковая крышка ниппеля; 47 — пружина мембраны второй ступени; 48 — стержень; 49, 50 — шток и упор мембраны, соответственно; 51 — болт крепления крышки редуктора; 52 — прокладки; 53 — корпус газового фильтра; 54 — фильтрующий элемент; 55 — корпус газового фильтра, 56 — пробка; 57— фильтрующий элемент; 58— датчик манометра низкого давления; 59 — кран для слива конденсата; 60 — трубка к разгрузочному устройству; 61 — патрубок для выхода газа к смесителю; 62 — штуцер разгрузочного устройства; А — полость первой ступени; Б — полость второй ступени; В — полость с атмосферным давлением; Г— полость разгрузочного устройства.

17 18 19 20 21

10 11 12

 

Рис. 5. Редуктор низкого давления

 

Затем следует завернуть регулировочный винт на 1/8 1 /4 обо­рота, определив на

слух момент прекращения утечки воздуха через клапан, и затянуть контргайку.


Через трубку 7 (см. рис. 3) подать разреженный газ 0,7—0,8 кПа в полость разгрузочного устройства редуктора, контролируя его значение по пьезометру 1. При этом клапан второй ступени должен открыться. При по­вышении давления газа клапан должен плотно закрыть отвер­стие в седле клапана.

Давление газа в полости второй ступени регулируется ниппе­лем 19. При ввертывании ниппеля давление в полости будет уве­личиваться. Затем через трубку надо подать разреженный газ 0,7—0,8 кПа в полость разгрузочного устройства, контролируя его значение по пьезометру 7. Вращая ниппель, следует устано­вить по пьезометру 2 избыточное давление в полости второй ступени 50—70 Па, которое определяется при кратковременном за­крытии трубки пальцем руки. После регулировки надо завернуть контргайку и проверить ход стержня.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: