Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития




В младенческом возрасте (от рождения до года) ведущей деятельностью является эмоциональное общение матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются базовые составляющие психического развития.

Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от биосоциальных факторов, прежде всего от состояния центральной нервной системы, образовательных процессов, социального окружения ребёнка.

На первом году жизни мозг ребенка обладает пластичностью и способностью к конструктивным изменениям. Ребёнок овладевает ходьбой и активной речью, манипулятивной деятельностью, пониманием обращенной к нему речи.

В первые месяцы жизни у ребёнка интенсивно развивается сенсорная система — появляется зрительное и слуховое восприятие. К трем месяцам у ребенка уже отчетливо выражена ведущая деятельность, которая проявляется в комплексе оживления (который реализуется в двигательной и эмоциональной активности), комплексе социальной улыбки (появляется улыбка, затем смех, и общение ребенка со взрослым приобретает дифференцированный характер).

Эмоциональное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

В период от 3 до 6 месяцев происходит совершенствование зрительных, слуховых, эмоциональных, голосовых реакций на восприятие речи взрослого; осуществляется сенсорное развитие ребенка.

Овладение манипулятивной деятельностью способствует активизации познавательной деятельности.

Ребенок с отставанием в развитии не реагирует эмоционально на общение с взрослым и на окружающие предметы, что проявляется в несформированности комплексов младенческого возраста.

В период раннего детства осуществляется интенсивное развитие движений ребенка, он овладевает многими новыми действиями; формируются и осуществляются новые виды деятельности. В этом возрасте ребенок овладевает прямой походкой, что вызывает у него положительные эмоции, расширяет границы восприятия окружающего мира.

На этом этапе ребенок переходит от простой манипуляции с предметами к предметным действиям, суть которых заключается в том, что предметы используются осознанно, соответственно их функциям и назначениям.

Одной из характерных особенностей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. В этом возрасте ребенку трудно преодолевать ситуативные побуждения и сдерживать свои желания. Внимание детей характеризуется полной непроизвольностью.

Сенситивным периодом раннего возраста является интенсивное развитие речи. К трем годам появляется диалогическая форма речи. Значительно возрастает активный словарь. К двум годам начинают развиваться когнитивная, коммуникативная и регулирующая функции речи. Темп развития речи в раннем возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000—1500 слов. Вместе с тем артикуляция звуков остается несовершенной: многие звуки отсутствуют или заменяются близкими по артикуляции или акустике.

Развитие речи ребёнка раннего возраста перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

Для детей с ограниченными возможностями на этом возрастном этапе характерна гиперактивность, эмоциональные нарушения, неспособность к позитивному общению.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) интенсивно развивается игра, опосредованная деятельность с предметами, речь, что способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра выступает в качестве ведущей деятельности ребенка. Игровая деятельность усложняется и дифференцируется по тематике, сюжету. Хотя ребенок в дошкольном возрасте начинает действовать вполне самостоятельно, он не может обходиться без общения с другими людьми. Дошкольник общается с родителями, воспитателями детского сада, своими сверстниками. В процессе общения развивается речь ребенка. Развитие речи старших дошкольников тесно связано с развитием их мышления и познания окружающего мира.

Восприятие детей становится осмысленным и целостным. В процессе восприятия у детей дошкольного возраста усиливается роль зрительного и слухового восприятия. Процесс восприятия становится все более самостоятельным и целостным. В дошкольном возрасте формируются пространственно-временные представления, которые играют большую роль в психическом развитии ребенка и являются одной из необходимых базовых предпосылок для овладения математическими понятиями.

В дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания:

– значительно возрастает концентрация, объём и устойчивость;

– появляется произвольность;

– внимание становится опосредованным.

Стойкие нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений и одним из показателей задержки в психофизическом развитии.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер.

Для дошкольников характерны наглядные формы мышления. Важным качественным приобретением в интеллектуальном развитии дошкольника является возможность выделения общих и существенных признаков предметов, предполагая формирование предпосылок словесно-логических операций. При этом важно отметить взаимосвязь в развитии различных видов мышления дошкольника. Особенно тесная взаимосвязь существует между наглядно-образным и логическим мышлением. В результате мыслительных действий у ребенка формируются новые знания и представления об окружающем мире. У дошкольника преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядность в его обучении имеет важное практическое значение. Вместе с тем наглядно-образное мышление стимулирует формирование логического мышления.

Развитие мышления оказывает обратное положительное влияние на развитие и обогащения словаря дошкольника. На шестом году жизни ребенок усваивает 1000—1200 слов (в дополнение к имевшемуся словарному запасу). В дошкольном возрасте совершенствуется связная речь. Ребенок может связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. В некоторых случаях у детей может наблюдаться недифференцированное произнесение отдельных звуков, чаще это свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные.

Нередко наблюдается недоразвитие фонематических процессов, ребенок не достаточно четко дифференцирует на слух звуки сходные по акустико-артикуляционным признакам. Это часто сочетается с трудностями составления рассказов, пересказов по картинке или серии сюжетных картинок. Эти дети нуждаются в логопедических занятиях.

В дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи, которая перестраивается от ситуативной к контекстной; появляется монолог; развивается ее регулирующая функция, выражающаяся в способности действовать по правилам или инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи с усложнением игровой деятельности; возникает ее интеллектуальная функция, что создает возможность сделать слово объектом познания; завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки.

Воображение детей дошкольного возраста претерпевает качественные изменения:

– приобретает когнитивный характер;

– становится творческой деятельностью;

– выполняет охранительную функцию от отрицательных воздействий среды.

Дети дошкольного возраста постепенно начинают овладевать произвольным вниманием. Они в состоянии сами контролировать свои действия, не отвлекаясь от их выполнения. Тем не менее, уровень произвольного внимания в этом возрасте еще невысок.

Таким образом, старший дошкольный возраст — сенситивный период интеллектуального и креативного развития, что предполагает достижение детьми оптимального уровня психологической готовности к школьному обучению.

Существуют дети, которые составляют группу риска по уровню готовности к школьному обучению. К ним относятся соматически ослабленные дети, с нарушениями речи, моторики, поведения, а также с нарушениями общения и задержками психического развития.

Для детей с отклонениями в развитии исключительное значение имеет раннее начало коррекционных мероприятий. В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное развитие.

У детей группы риска с первых месяцев их жизни необходимо стимулировать сенсомоторное развитие путём активизации процесса зрительного и слухового восприятия, коммуникативной активности, предметной деятельности, общей и мелкой моторики.

 

Этапы психомоторного и речевого развития ребенка

Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития - закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности - ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности - ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции: уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.

От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительномоторых функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).

Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций; игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.

Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыганье на одной или двух ногах).

Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность - игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Двигательные функции: совершенствование координации движений, начало занятий различными видами спорта.

Речевая функция: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса, совершенствование фразовой речи. Речь и интеллектуальное развитие школьников.

Психика: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления. Формирование системы понятий, интереса к школьным и внешнекольным предметам, серьезным играм в неучебное время. Личностные особенности младших школьников.

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Воспитательные потребности ребенка определяются его возрастом, временем и особенностями возникновения нарушений или отклонений в развитии, их проявлениями, возможностями коррекции вторичных отклонений и их компенсации, воздействием социокультурной среды, участием ближайшего окружения. В любом случае педагог, воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой – из индивидуальных возможностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно-ценностных установок.

Так, в раннем возрасте (0-2 года) коррекционно-педагогическая помощь предусматривает обеспечение ребенку позитивного эмоционального фона, чувства безопасности, психологического комфорта; стимулирование и целенаправленную поддержку, развитие и коррекцию у него сенсомоторных умений; создание развивающей среды, способствующей преодолению недостатков восприятия, движений, затруднений в формировании речи. Неотъемлемой частью этой работы является помощь в овладении простейшими навыками взаимодействия с окружающими людьми и предметами, способами самообслуживания. Важную роль играет участие воспитателя и'родителей в становлении и развитии слухового и зрительного восприятия ребенка, в изыскании путей и способов компенсации их недостаточности, а также в развитии речи, мышления и навыков общения.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) процесс воспитания обогащается областями деятельности, ориентированными на формирование социального взаимодействия и способности к адекватному поведению в простейших ситуациях морально-этического характера. Продолжается и расширяется специальная педагогическая поддержка в развитии всех форм речи, мышления и общения; ведется работа по совершенствованию и обогащению моторных функций, координации движений в действиях и операциях с предметами, формированию способности к моторному самоконтролю; развиваются гигиенические и простейшие бытовые навыки, а также навыки самообслуживания. Постепенно начинается и последовательно углубляется работа по приобретению ребенком интеллектуального и культурного багажа, игровых и учебно-познавательных умений; закладываются основы полоролевой и социальной идентификации. Значительное внимание уделяется развитию и коррекции эмоциональной сферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: