ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К настоящему моменту накоплен огромный международный опыт борьбы против табака, и хорошо известно, какие именно меры государственной политики снижают распространенность курения. Четырьмя наиболее эффективными мерами являются повышение акцизов, создание 100% бездымной среды в закрытых помещениях, полный запрет на любую табачную рекламу и спонсорство, а также размещение на пачках сигарет цветных фотографических предупреждений о вреде табака для здоровья. При применении всех этих мер в России совершенно реально за короткий срок снизить уровень курения, а значит, и потерь от него как минимум вдвое.
Повышение акцизов на сигареты является самой эффективной мерой по снижению потребления табака. Акцизы на сигареты в России в три раза ниже, чем в странах с эффективной антитабачной политикой. Если в России в 2016 г. размер акциза на пачку сигарет составляет 33,6 рубля, то в Европейском Союзе минимальная ставка акциза равна 1,28 Евро (100 рублей) на пачку сигарет для всех стран, включая новых членов, таких как Латвия, Болгария или Румыния.
Планы повышения акцизов на табачные изделия, предложенные Министерством финансов РФ в настоящий момент, недостаточны для решения поставленных руководством страны задач по борьбе с курением, сохранению населения и увеличению поступлений в бюджет.
Расчеты показали, что повышение акцизов в России до уровня 70% от цены пачки способно спасать жизни свыше 200 тысяч россиян ежегодно и приносить в российский бюджет дополнительно свыше 1 трлн. рублей ежегодно.
В ряду мер, показавших за последние 30 лет свою наибольшую эффективность в деле снижения потребления сигарет, на первом месте, по данным Всемирной организации здравоохранения и Всемирного Банка[1], стоит повышение цен на табачные изделия. Международный опыт доказывает: высокая цена на сигареты сокращает их доступность для детей, что снижает вероятность формирования зависимости от табака в детстве[2].
|
Исследования спроса на табачные изделия показывают, что рост цен также предотвращает начало курения и уменьшает число бывших курильщиков, возобновляющих курение.
Степень, в которой потребительский спрос на товар изменяется в ответ на изменение цены, называется эластичностью спроса. Эластичность спроса на табачные изделия в разных странах отличается, но по данным Всемирного Банка[3], в странах с низким и средним уровнем доходов эластичность спроса больше, чем в странах с высоким уровнем доходов. Например, в США было обнаружено, что 10%-ный рост цен на пачку сигарет снижает потребление приблизительно на 4%[4]. Исследования, проведенные в Бангладеш, Таиланде, Непале, Индонезии, Бразилии и Южной Африке привели к выводу, что рост цен на 10% снижает спрос на 6–9%[5]. На основе имеющихся данных можно сделать бесспорный вывод: повышение налогов является исключительно эффективным способом снизить потребление табака в странах с низким и средним уровнем доходов, в том числе и в России.
На графике ниже представлена взаимосвязь динамики цен на сигареты и распространенности курения в ЮАР. Эти две кривые зеркально отражают друг друга. Подобные графики можно построить для десятков стран, как развитых, так и развивающихся.
Зависимость объема продаж сигарет (спроса) от цены сигарет, ЮАР, 1970-2001 [6]
|
В Европейском Союзе минимальный акциз (для наиболее бедных стран) составляет 1,28 евро на одну пачку сигарет, что соответствует 100 рублей. В России в 2016 г. – 33,6 рубля на пачку сигарет.
Ставки акцизов в странах ЕС (по состоянию на март 2009 г.) и РФ на пачку сигарет в евро, 2009 г.
Опыт Польши показал, что после гармонизации уровней акцизов на табак с минимальным уровнем ЕС, спрос на табак упал в 2008 году на 10%, а в первом квартале 2009 года еще на 15% по сравнению с 2008 годом.[7]
В условиях мирового финансового кризиса повышение акцизов на табак только за последние годы использовалось в качестве антикризисной меры в более чем 30 странах мира, включая США, страны ЕС, Китай, Украину и др.
Исходя из вышесказанного, повышение акцизов на табак является исключительно положительной мерой, улучшающей ситуацию в здравоохранении и повышающей поступления в федеральный бюджет.
Законопроектом предлагается реализация сценария роста акциза согласно рекомендациям ВОЗ, по которым к 2018 г. планируется минимальный акциз в размере 6000 руб. за 1000 шт. и доля акциза в средней розничной цене на уровне близком к 70%.
Таблица 1. Основные характеристики сценария
Год | Ставка акциза, рублей за 1000 штук | Рост акциза, % в год | Инфляция, % | Рост реальных доходов населения, % |
1600 р. +12% от МРЦ, но не менее 2200 р. | 65,4 | 8,6 | -0,6 | |
2650 р. +13% от МРЦ, но не менее 3630 р. | 7,3 | |||
4400 р. +13,5% от МРЦ, но не менее 6000 р. | 65,3 | 1,5 |
Таблица 2. Рост доли акциза в розничной цене согласно законопроекту
Год | Средняя розн. цена, руб. | Средний размер акциза, руб. | Доля акциза в розн. цене, % | Ожидаемые акцизные сборы, млрд. руб. | Распр.-ть курения, % нас. в возрасте 15+ | Бросившие курить, тыс. чел. в год | Спасенные жизни, тыс. чел. в год | Спасенные жизни, суммарно с 2014 г., тыс. чел. в год |
644,9 | 32,8 | |||||||
72,6 | 934,5 | 31,1 | ||||||
1310,6 | 29,1 |
Оценка представленных сценариев позволяет сделать вывод, что повышение акцизов по сценарию, рекомендованному ВОЗ в наибольшей степени соответствует задаче сокращения потребления табака, снижению смертности, а также приведет к значительному росту доходов бюджета – до уровня более 1 триллиона рублей в год.
|
[1] Jha P., Chaloupka F. J. Curbing the Epidemic: Governments and the Economics of Tobacco Control. Washington, DC: World Bank; 1999. URL: https://www1.worldbank.org/tobacco/reports.htm; Вишневский А. Г. 2007. Борьба с курением. Приоритеты демографической и миграционной политики России. А. Г. Вишневский ред. М.: РЕЦЭП 2007. С. 64-130.
[2] Jha P., Chaloupka F. J. Curbing the Epidemic: Governments and the Economics of Tobacco Control. Washington, DC: World Bank; 1999. URL: https://www1.worldbank.org/tobacco/reports.htm Данишевский К. Д. Сверхсмертность в России: роль табакокурения. Демографический кризис в России: причины, проблемы, пути решения в контексте реализации национальных проектов. М.: Издательство РАГС, 2008. С. 99–122.
[3] Guindon G. E., Perucic A. M., Boisclair D. Higher tobacco prices and taxes in South East Asia. HNP Discussion Paper, Economics of Tobacco Control Paper No.11. Washington DC: World Bank, 2003.
[4] Tauras J. Public Policy and Smoking Cessation Among Young adults in the United States. Health Policy 6 (2004):321–332.
[5] Guindon G. E, Perucic A. M., Boisclair D. Higher tobacco prices and taxes in South East Asia. HNP Discussion Paper, Economics of Tobacco Control Paper No.11. Washington DC: World Bank, 2003.
[6] Townsend J. L. 1998. The role of taxation policy in tobacco control. The Economics of Tobacco Control: Toward an Optimal Policy Mix / Ed. by I. Abedian et al. Cape Town: Applied Fiscal Research Centre, University of Cape Town.
[7] Philip Morris International, Годовой отчёт компании для инвесторов, 2008 г. https://www.docs.i-version.com/?id=F5TYFWKJ5 Цит. 10.05.2009