Тема 3 Правовое регулирование использования электронного документа и электронной цифровой подписи




 

  1. Государственное регулирование в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи
  2. Электронный документ
  3. Электронная цифровая подпись. Государственная система управления открытыми ключами
  4. Лицензирование деятельности, связанной с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации

 

  1. Государственное регулирование в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

 

Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З (ред. от 20.05.2013) "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"

Постановление Совета Министров от 20.07.2010 N 1086 (ред. от 15.08.2013) "Об утверждении Положения о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе"

Постановление Министерства юстиции от 11.05.2012 N 121 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов...”

Постановление Министерства юстиции от 11.05.2012 N 120 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций…”

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 16.10.2012 N 79 (ред. от 30.07.2013) "О некоторых вопросах функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь"

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 29.11.2013 N 89 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения аккредитации поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь и осуществления контроля за соблюдением условий аккредитации"

 

Государственное регулирование в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи осуществляется Президентом, Советом Министров, Национальным банком, Оперативно-аналитическим центром, органами архивного дела и делопроизводства, государственными архивными учреждениями, иными государственными органами и организациями в пределах их компетенции.

Президент определяет единую государственную политику.

Совет Министров в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

координирует и контролирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству

утверждает государственные программы и обеспечивает их реализацию;

Национальный банк:

обеспечивает проведение единой государственной политики в банковской системе

осуществляет подтверждение соответствия программных, программно-технических и технических средств, используемых для создания, обработки и внешнего представления электронных документов в банковской деятельности, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

ОАЦ:

осуществляет регулирование деятельности субъектов отношений в области технологии электронной цифровой подписи;

осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью субъектов отношений по применению электронной цифровой подписи;

участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет подтверждение соответствия средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет регулирование в сфере функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - Государственная система управления открытыми ключами);

осуществляет регулирование вопросов, связанных с признанием подлинности электронных документов, созданных в иностранных государствах;

Органы архивного дела и делопроизводства, государственные архивные учреждения:

осуществляют разработку и реализацию единой государственной политики в сфере комплектования Национального архивного фонда электронными документами, обеспечения их сохранности, организации их учета и использования;

осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства при работе с электронными документами и ее методическое обеспечение;

 

2. Электронный документ

 

Электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются программные, программно-технические и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде.

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью программных, программно-технических и технических средств;

иметь структуру;

быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Структура электронного документа

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа.

Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей, а также может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления.

Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации.

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.

Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.

Копия электронного документа создается путем удостоверения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Копия электронного документа должна содержать указание на то, что она является копией соответствующего электронного документа.

Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется:

нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия;

организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Для проведения процедуры удостоверения заявитель предоставляет уполномоченному лицу следующие исходные данные:

электронный документ, форму внешнего представления на бумажном носителе которого необходимо удостоверить;

открытый ключ лица, подписавшего электронный документ, содержащийся в особенной части электронного документа;

данные, достаточные для доказательства принадлежности открытых ключей их владельцам;

данные о процедуре электронной цифровой подписи, использованной при подписании представленного электронного документа, и ее параметрах;

данные о формате особенной части электронного документа, необходимые для проверки подлинности и целостности электронного документа;

данные о формате внешнего представления общей части электронного документа на бумажном носителе, позволяющие однозначно отобразить (распечатать) общую часть электронного документа на бумажном носителе в доступной и понятной для восприятия человеком форме.

Уполномоченное лицо удостоверяет форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе только в случае предоставления всех исходных данных.

Для осуществления удостоверения уполномоченное лицо должно:

установить принадлежность открытых ключей лицам, подписавшим электронный документ, форму внешнего представления на бумажном носителе которого нужно удостоверить, а также убедиться в том, что эти открытые ключи были действительны на момент подписания;

отобразить общую часть электронного документа на мониторе используемого компьютера;

проверить подлинность и целостность электронного документа, форму внешнего представления на бумажном носителе которого нужно удостоверить;

в случае, если документ отвечает требованиям, установленным законодательством, изготовить (распечатать) форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе;

провести сверку формы внешнего представления электронного документа с формой внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, установить их идентичность и совершить удостоверительную надпись;

сохранить в установленном законодательством порядке все исходные данные, предоставленные заявителем для осуществления удостоверения, и результаты проверки электронной цифровой подписи электронного документа.

Удостоверительная надпись на форме внешнего представления электронного документа на бумажном носителе придает ей юридическую силу.

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

Оригинал электронного документа и его копия, соответствующая требованиям, имеют одинаковую юридическую силу.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию.

В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

 

3. Электронная цифровая подпись. Государственная система управления открытыми ключами

 

Электронная цифровая подпись предназначена для:

удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;

подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ.

Подтверждение целостности и подлинности электронного документа осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.

Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Технология электронной цифровой подписи

Совокупность процедур, методов, программных, программно-технических и технических средств, относящихся к практическому применению электронной цифровой подписи, образует технологию электронной цифровой подписи. Требования к технологии электронной цифровой подписи устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Владельцем личного ключа являются организация или физическое лицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владелец личного ключа обязан:

хранить в тайне личный ключ;

обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);

не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;

отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

В случае неисполнения владельцем личного ключа указанных обязанностей, на него возлагается возмещение причиненного вследствие этого вреда.

Открытый ключ. Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа

Открытый ключ вырабатывается на базе личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владельцем открытого ключа являются организация или физическое лицо, являющиеся владельцем личного ключа, на базе которого выработан этот открытый ключ.

Принадлежность открытого ключа владельцу личного ключа удостоверяется путем постановки на карточке открытого ключа собственноручной подписи представителя и оттиска печати владельца личного ключа, являющегося организацией, или собственноручной подписи владельца личного ключа, являющегося физическим лицом.

Сертификат открытого ключа подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот сертификат открытого ключа.

Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа должны содержать:

значение открытого ключа;

информацию, однозначно идентифицирующую организацию или физическое лицо, являющиеся владельцем открытого ключа;

информацию о сроке действия открытого ключа.

В карточке открытого ключа и сертификате открытого ключа может содержаться и иная информация.

Форматы карточки открытого ключа и сертификата открытого ключа устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Пользователем открытого ключа являются организация или физическое лицо, которым владельцем открытого ключа или уполномоченным им лицом предоставляется открытый ключ для проверки электронной цифровой подписи.

Распространение открытого ключа и его отзыв

Распространение открытого ключа осуществляется в целях обеспечения получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами открытого ключа, который требуется для проверки электронной цифровой подписи.

Открытый ключ распространяется владельцем личного ключа или уполномоченным им лицом.

Распространение открытых ключей государственных органов и других государственных организаций осуществляется через Государственную систему управления открытыми ключами.

Распространение открытого ключа должно осуществляться способом, обеспечивающим возможность доказательства принадлежности открытого ключа его владельцу.

Оказание услуг по распространению открытых ключей осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Владелец открытого ключа имеет право отозвать открытый ключ. Владелец открытого ключа должен осуществить отзыв открытого ключа способом, позволяющим пользователям этого открытого ключа получить информацию об его отзыве.

Деятельность поставщиков услуг

Поставщики услуг осуществляют свою деятельность с применением программных, программно-технических и технических средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Поставщики услуг независимо от формы собственности могут быть аккредитованы в Государственной системе управления открытыми ключами

Государственная система управления открытыми ключами

Государственная система управления открытыми ключами предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг.

Основными функциями Государственной системы управления открытыми ключами являются:

регистрация владельцев личных ключей;

издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей;

создание и сопровождение баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;

внесение сертификатов открытых ключей в базу данных действующих сертификатов открытых ключей;

обеспечение доступности баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;

отзыв сертификатов открытых ключей;

достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу;

хранение карточек открытых ключей.

Сертификаты открытых ключей, изданные в Государственной системе управления открытыми ключами, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах, а также в иных информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Аккредитацию поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами и контроль за соблюдением условий аккредитации осуществляет Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.

Признание иностранного сертификата открытого ключа

 

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей или другой способ придания юридической силы иностранным электронным документам.

Сертификат открытого ключа, изданный поставщиком услуг иностранного государства, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами, признается на территории Республики Беларусь.

 

4. Лицензирование деятельности, связанной с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации

 

Лицензирование деятельности, связанной с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации (далее, если не определено иное, для целей настоящей главы - лицензируемая деятельность), осуществляется КГБ.

Лицензируемая деятельность включает следующие составляющие работы и услуги:

107.1. в отношении криптографической защиты информации:

научные исследования (научно-исследовательские работы) в области криптографических средств защиты государственных секретов;

опытно-конструкторские работы по созданию или модернизации криптографических средств защиты государственных секретов;

производство криптографических средств защиты государственных секретов;

создание информационных систем и комплексов связи, защищенных с использованием криптографических средств защиты государственных секретов;

реализацию криптографических средств защиты государственных секретов;

монтаж (сборку, наладку) криптографических средств защиты государственных секретов;

техническое обслуживание криптографических средств защиты государственных секретов;

ремонт криптографических средств защиты государственных секретов;

проведение сертификационных испытаний криптографических средств защиты государственных секретов;

проведение тематических исследований шифровальной аппаратуры;

утилизацию и (или) уничтожение криптографических средств защиты государственных секретов;

107.2. в отношении средств негласного получения информации:

научные исследования (научно-исследовательские работы) в области средств негласного получения информации;

опытно-конструкторские работы по созданию или модернизации средств негласного получения информации;

производство средств негласного получения информации;

реализацию средств негласного получения информации;

монтаж (сборку, наладку) средств негласного получения информации;

техническое обслуживание средств негласного получения информации;

ремонт средств негласного получения информации;

утилизацию и (или) уничтожение средств негласного получения информации.

Работы и (или) услуги, составляющие лицензируемую деятельность, выполняются и (или) оказываются в отношении криптографических средств защиты государственных секретов и средств негласного получения информации.

ПЕРЕЧЕНЬ КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ВЫПОЛНЯЮТСЯ РАБОТЫИ ОКАЗЫВАЮТСЯ УСЛУГИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Шифровальные средства:

1.1. аппаратные, программно-аппаратные средства, в том числе шифровальная аппаратура, реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации и предназначенные для шифрования информации, передаваемой по линиям и каналам связи;

1.2. аппаратные, программно-аппаратные средства изготовления и распределения ключевых документов;

1.3. ручные шифры, документы кодирования.

2. Средства иммитозащиты (аппаратные, программные, программно-аппаратные средства, реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации).

3. Средства электронной цифровой подписи.

4. Средства защиты от несанкционированного доступа:

4.1. аппаратные, программные, программно-аппаратные средства, реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации и предназначенные для разграничения доступа к информации;

4.2. аппаратные, программные, программно-аппаратные средства, реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации и предназначенные для идентификации и (или) аутентификации.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ВЫПОЛНЯЮТСЯ РАБОТЫИ ОКАЗЫВАЮТСЯ УСЛУГИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средства негласного получения информации (технические средства, оборудование, аппаратура, приборы, приспособления, препараты, программные продукты и другие изделия, специально созданные, разработанные, запрограммированные или модернизированные для выполнения мероприятий по негласному получению информации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности), включая средства:

негласного получения и регистрации акустической информации;

негласного визуального наблюдения и регистрации видеоинформации;

негласного прослушивания телефонных переговоров;

негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;

негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;

негласного исследования предметов и документов;

негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;

негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;

негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;

негласной идентификации личности;

негласной регистрации психофизических реакций человека.

Деятельность, связанную с криптографической защитой информации, включая все составляющие ее работы и услуги, могут осуществлять только государственные юридические лица Республики Беларусь, а также хозяйственные общества и товарищества, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным не противоречащим законодательству способом может определять решения, принимаемые этими обществами и товариществами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности, связанной с криптографической защитой информации, являются:

возможность технологического обеспечения осуществления такой деятельности персоналом соответствующей квалификации;

наличие не менее трех работников, имеющих профессиональную подготовку и квалификацию, соответствующие профилю выполняемых работ и (или) оказываемых услуг;

наличие на праве собственности или ином законном основании необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности помещений, соответствующих требованиям эксплуатации установленного в них оборудования;

наличие технологического и испытательного оборудования, средств измерения, технических, программно-аппаратных и программных средств, инструмента, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

наличие положительных заключений соответствующих уполномоченных органов, проводивших обследование помещений и оборудованных в них рабочих мест на соответствие санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, требованиям по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

 


ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1.

 

  • Задания выполняются по порядку, с первого по последнее. Результаты выполнения заданий следует отражать в текстовом редакторе. О каждом выполнении задания следует незамедлительно уведомить преподавателя.

 

1. Используя поиск, найдите в юридической базе данных (Консультант+, Бизнес-Инфо) действующую редакцию Конституции Республики Беларусь. Используя опцию “сравнение редакций” сравните действующую редакцию с первоначальной.

Проведите юридический анализ одного изменения. Составьте в текстовом редакторе таблицу. В левую колонку скопируйте анализируемую норму в первоначальной редакции, в правую - в действующей. Ниже таблицы попробуйте описать своими словами, что же изменилось в правовом регулировании общественных отношений.

2. Найдите Закон, регулирующий деятельность хозяйственных обществ в Республике Беларусь. Сравните действующую редакцию с предыдущей. Какие изменения были внесены?

Составьте в текстовом редакторе таблицу. В левую колонку скопируйте анализируемую норму в предшествующей редакции, в правую - в действующей. Ниже таблицы попробуйте проанализировать, что же изменилось в правовом регулировании общественных отношений, касающихся деятельности хозяйственных обществ.

3. Найдите оптимальный алгоритм поиска актов Президента, принятых в 2010 в области регулирования отношений в сети Интернет.

4. В контексте каких нормативных правовых актов в законодательстве Республики Беларусь используется понятие “субъект хозяйствования”? Приведите названия, а также нормы не менее трёх таких нормативных правовых актов.

5. Используя юридическую базу данных, постройте список источников (нормативных правовых актов) для решения одной ситуации (вопроса) с сайта pravoby.com

Пример выполнения задания № 2:

Место нахождения хозяйственного общества определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами учредительными документами не установлено иное. Место нахождения хозяйственного общества определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами учредительными документами не установлено иное

Вывод: Изменился порядок определения местонахождения хозяйственного общества.


Занятие 2.

1. Используя юридическую базу данных найдите и откройте нормативный правовой акт, определяющий понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливающий общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации.

2. Выпишите в текстовый редактор данные об этом нормативном правовом акте:

 

название  
вид  
дата принятия/одобрения/подписания  
первая дата официального опубликования  
регистрационный номер Национального реестра правовых актов (НРПА)  
дата включения в НРПА  
дата вступления в силу  

 

3. Ознакомьтесь с содержанием седьмой главы “Структура нормативного правового акта”

4. Заполните таблицу:

 

Преамбула (скопируйте в правую колонку содержание преамбулы данного нормативного правового акта)
часть 2 статьи 47 (скопируйте в правую колонку содержание ч.2 ст.47)
абзац 3 части 1 статьи 26 (скопируйте в правую колонку содержание абз.3 ч.1 ст.26)
абзац 4 части 3 статьи 50 (скопируйте в правую колонку содержание абз.4 ч.3 ст.50)

 

5. Откройте текст Гражданского кодекса (ГК) и заполните таблицу:

 

часть 2 пункта 1 статьи 1 ГК  
абзац 4 части 1 пункта 1 статьи 3 ГК  
абзац 4 части 1 подпункта 2 пункта 2 статьи 57 ГК  

Занятие № 3.

1. Используя юридическую базу данных, найдите в тексте нормативного правового акта определения понятий “акт законодательства” и “законодательный акт”.

2. Какие из нижеперечисленных нормативных правовых актов относятся к актам законодательства, какие - к законодательным актам, какие из них, как правило, не относятся ни к тем, ни к другим? Как правильно назвать последнюю категорию?

а) закон

б) распоряжение Премьер-министра

в) Конституция

г) акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния

д) директива Президента

е) декрет президента

ж) указ Президента

з) постановление правительства

и) постановление парламента

к) постановление Пленума Верховного Суда

л) постановление Правления Национального Банка

м) решение Референдума

 

Заполните таблицу, дайте название третьей колонке:

 

акт законодательства законодательный акт ?
     

 

3. Как в белорусском законодательстве соотносятся понятия: “акт законодательства” и “законодательный акт”, какое из них является более широким?

4. Найдите в законодательстве определение понятию “судебное постановление”. В каких нормативных правовых актах раскрывается это понятие? Выпишите определения не менее, чем из четырех. Укажите названия этих правовых актов.

5. Сопоставьте понятия “судебное постановление” и “постановление суда”, какое из них является более широким?

6. Найдите судебные постановления, в которых суд ссылается на норму п.2 ст.14 Гражданского кодекса. Постройте список судебных постановлений, в которых применяется данная норма права.

7. Постройте список аналитических материалов, комментариев к абз.4 ч.1 ст.128 Гражданского кодекса. Каково изложение абз.4 ч.1 ст.128 Гражданского кодекса в первоначальной редакции?

Занятие № 4.

Используя юридическую базу данных дайте ответ на поставленные вопросы со ссылкой на конкретные нормы (абзац, пункт, часть, статья…) законодательства.

Пример.

Вопрос: Правомерно ли использование заемных денежных средств в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества?

Ответ: Заемные средства могут быть вкладом в уставной фонд хозяйственного общества, поскольку заемщик получает эти средства от займодавца в собственность (ст. 760 Гражданского кодекса), а в соответствии со частью 2 ст. 29 Закона «О хозяйственных обществах» от 9.12.1992г. «Вносимое в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности».

В ответе обязательно должны быть приведены ссылки на действующие нормативные акты: номер статьи (ст.11 или п.3); вид акта (Закон, Декрет, Указ, Постановление); принявший орган (Министерство финансов, Мингорисполком, Пленум Верховного суда); номер и дата акта; название акта.

Не допускаются ссылки на недействующие редакции нормативно-правовых актов, решения судебных инстанций по конкретным делам, а также на комментарии к законодательству, научно-практические публикации специалистов, в том числе из рубрики «вопрос-ответ», словари.

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Обладают ли лица, совершившие преступления, избирательным правом?

2. Вправе ли мужчина уйти в отпуск по уходу за ребенком?

3. Какие правонарушения признаются самыми тяжкими в Республике Беларусь?

4. Может ли по приговору белорусского суда назначено наказание в размере двести лет лишения свободы одному лицу за множество совершенных им преступлений?

5. Является ли “День студента” - праздничным днем?

6. Можно ли передать по договору займа чашку кофе?

7. Правомерно ли завещать все своё имущество любимому домашнему питомцу?

8. Может ли котёнок быть предметом договора аренды?

9. С какого момента по белорусскому законодательству человек считается родившимся?

10. Соответствует ли законодательству сделка о купле-продаже участка на Луне?

11. Имеются ли в действиях Робин Гуда признаки преступления? Подлежит ли он уголовной ответственности по законодательству Республики Беларусь?

12. Обладал бы правоспособностью, с точки зрения законодательства Республики Беларусь, искусственный человек, например, герой романа М.Булгакова “Собачье сердце” Шариков?

Занятие № 5.

1. Найдите в Интернете официальную статистику совершаемых на территории Республики Беларусь убийств, а также причиняемых умышленно тяжких телесных повреждений, в том числе индекс преступности (количество преступлений на 100 тыс. человек).

2. Сравните индекс преступности в нашей стране с аналогичными показателями в других странах. Какое место среди них занимает Республика Беларусь?

3. Найдите статистику количества заключенных на 100 тыс. человек населения в Республике Беларусь. Сравните этот показатель с аналогичными показателями других стран. Какое место среди них занимает Республика Беларусь?

4. Рассмотрите динамику индекса преступности и заключенных за несколько лет в нашей стране и других государствах. Можно ли сказать, что количество совершаемых преступлений зависит от числа заключенных, содержащихся в местах лишения свободы?

____________________________________________________________

5. Есть ли в законодательстве Республики Беларусь определение понятия войны?

6. Можно ли рассматривать состояние общества с высоким уровнем тяжких насильственных преступлений как гражданскую войну (противостояние)?

7. Есть ли основания для введения в Республике Беларусь военного или чрезвычайного положения?

8. Какой орган принимает такое решение и какие это влечет правовые последствия для прав и свобод граждан?

Занятие № 6.

Используя компьютерную программу "Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь" подготовьте изменения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: