САМООЦЕНКА И ПРИТЯЗАНИЯ ПОДРОСТКА




ПЗ 3

Уровни самооценки и притязаний в подростковом возрасте

 

Понятие самооценки.

Иметь здоровую самооценку – то есть принимать самого себя – значит понимать свои чувства и реакции и действовать исходя из этого понимания (в своих интересах или в интересах других). Это относится ко всем сторонам жизни, а не только к ситуациям, когда человек воспринимает что-либо негативно. Здоровая самооценка дает возможность понять и выразить широкий диапазон чувств и эмоций.

Два уровня самооценки можно проиллюстрировать несложной схемой (рис. 1).

Рис. 1 Уровни самооценки.

Применительно к подросткам речь идет о возникновении восприятия самого себя, а кроме того, о поддержке и помощи в проявлении себя, помощи в овладении языком для выражения своего внутреннего состояния. Всем подросткам нужна помощь в том, чтобы:

1. Познать свои чувства и потребности;

2. Научиться выражать себя во взаимодействии с другими людьми.

 

 

САМООЦЕНКА И ПРИТЯЗАНИЯ ПОДРОСТКА

 

В подростковом возрасте самооценка детей касается преимущественно основных нравственных качеств: доброты, чести, справедливости и т.п.. Ученики средних классов недостаточно самокритичны, хотя часто они признают в себе бы много негативных качеств, осознают потребность избавиться от них, стремятся к самовоспитанию их самооценка является неустойчивой и не всегда адекватноою.

Суждения младших подростков о себе выражаются также в оценке их взаимоотношений с другими людьми. Эти оценки касаются умение дружить, чуткости к людям, своего поведения среди других, уважения к себе, что свидетельствует о достаточно высоком уровне самосознания, обогащение опыта социального поведения.

Самооценка старших подростков весьма разнообразна, разносторонней, обобщенной по содержанию. Количество качеств, они осознают, примерно вдвое больше, чем в младшей подростковой группе. Старшие во длиткы оценивают не только отдельные черты характера, но и свою личность в целом. Они проявляют определенную социальную зрелость, осознают себя готовыми к жизни личностями. Это выражается в самооценке, характеризующие их как деятельных субъектов (решительность, выдержка, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы). В процессе самооценки подросток проявляет свои возможности для принятия важного для него решения, берет на себя определенные обязанности. Именно самооценка является предпосылкой его свободы выбора.

Далеко не редким является неадекватная самооценка подростков, которая проявляется в переоценке или недооценке своих возможностей, что вредит развитию ответственности и других важных качеств. Например, завысит ена самооценка блокирует чувство неудовлетворенности собой, вины за недостойный поступок, угрызения совести за безответственное поведение. Несамокритичисть мешает задуматься над своими поступками, самостоятельно пред ' представить себе требования и выполнить их. Свидетельством заниженной самооценки является неудовлетворенность собой, неспособность поставить перед собой более высокие требования, поскольку не хватает уверенности в своих возможностях. Это тормозит развитие ответственности, поскольку такие дети не проявляют активности, уклоняются от выполнения задач, обязанностей

С взрослением самооценка подростков становится дифференцированным, она касается не поведения в целом, а поведения в отдельных социальных ситуациях, отдельных поступков. Это способствует становлению ее объективности. С. Именно в этот период степень объективности самооценки приводит концентрацию усилий на формировании нравственных качеств, определяет направление развития личности

Существенно влияют на поведение подростка выполнения обязанностей и поручений, ожидаемое им отношение к себе. Основываясь на самооценке, ожидания опосредуются эмоционально-оценочным отношением к групповым х норм, требований и ценностей. Подросток испытывает повышенную потребность в одобрении и признании друзьями. Поэтому он активно ищет такое окружение, в котором испытывает позитивное отношение к себе, своих поступков, способен в убедиться, что он взрослый, самостоятельный человек.

С самооценкой тесно связан уровень притязаний, направленных на будущую деятельность подростков. Австрийский психолог. Фридрих. Хоппе (1899-1976) начал видение, согласно которому уровень притязаний обусловлен такими двумя противоположными тенденциями:

1) поддержание своего. Я, своей самооценки на максимально высоком уровне, стремление достичь успеха;

2) снижение своих притязаний, желание избежать неудачи, чтобы не навредить самооценке

Некоторые исследователи считают, что для подросткового возраста характерно стремление различными путями реализовать лишь первую тенденцию

На уровень притязаний подростка влияет признание его возможностей как значимыми другими, так и собой. Как известно, в развитии самосознания важное значение имеет адекватность уровня притязаний возможностям ребенка. По результатам экспериментальных исследований, степень адекватности притязаний относительно учебного статуса подростка зависит от его успеваемости в учебе. Чем лучше он учится, тем адекватнее является его дома нения относительно места в классе по успеваемости. Адекватная самооценка и уровень притязаний, основанный на ней, дают подростку возможность ставить перед собой задачу, брать на себя обязанности

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний важно для правильного восприятия подростком требований других, пробуждает и стимулирует его стремление к самовоспитанию. Становление адекватного отношения к се. Эбе происходит благодаря оценочным суждением значимых других, с которыми общается подросток. Очень большое влияние на него оказывает педагог. Его объективная, справедливая, требовательная и вместе с тем доброжелательную оценку а воспринимается подростком без внутреннего сопротивления, стимулирует его работу над собой. Достигается цели указания педагога, которые помогают детям осознать положительные и отрицательные аспекты объясняют последствия безрассудных, безнравственных поступков, предусматривают возможность исправить недостатки, добиться успехов. Если подросток не принимает оценку взрослых, источником его самооценки становятся собственности нет, не всегда адекватные и правильные суждения.

Эффективному развитию у подростков адекватных оценочных суждений способствуют осознания смысла значимых для человека черт, качеств; усвоение объективных критериев оценки морально-волевых качеств учебной деятельности; убежденность в важности адекватных, устойчивых оценочных отношений человека к себе и другим для нормального взаимодействия с ними. Важными факторами развития правильной самооценки является способствует положение среди сверстников, позиция положительной равновесия в отношениях, активное участие в общественной жизни класса, группы, подлежащая успешность. Особое значение имеет самовоспитание, поэтому воспитательная робот а с подростками должна быть направлена на привитие им стремление к работе над собой.

Так, в подростковом возрасте ребенок делает значительный прогресс в осознании своей личности. Процесс самопознания является сложным и весьма противоречивым, самооценка и уровень притязаний - часто неадекватными и нес устойчивыми. У подростков еще не возникает целостный.

 

МЕТОДИКИ

 

Существую разные методики для измерения уровней самооценки и притязаний в подростковом возрасте.

· Методика количественного измерения самооценки (С.А. Будасси) (подростковый возраст);

· Тест EOF (14+);

· «Моторная проба» Шварцландера (10+);

· Опросник для диагностики общей самооценки, методика Г.Н. Казанцевой.

Методика количественного измерения самооценки (С.А. Будасси)

Инструкция: из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых вам необходимо выбрать 20, составляющих «идеал» в вашем представлении. Там могут быть и негативные качества.

 

Таблица 1. Текст методики

1. Аккуратность 17. Легковерие 33. Педантичность
2. Беспечность 18. Медлительность 34. Радушие
3. Вдумчивость 19. Мечтательность 35. Развязность
4. Восприимчивость 20. Мнительность 36. Рассудительность
5. Вспыльчивость 21. Мстительность 37. Самокритичность
6. Гордость 22. Надежность 38. Сдержанность
7. Грубость 23. Настойчивость 39. Справедливость
8. Гуманность 24. Нежность 40. Сострадание
9. Доброта 25. Нерешительность 41. Стыдливость
10. Жизнерадостность 26. Несдержанность 42. Практичность
11. Заботливость 27. Обаяние 43. Трудолюбие
12. Завистливость 28. Обидчивость 44. Трусость
13.Застенчивость 29. Осторожность 45. Убежденность
14. Злопамятность 30. Отзывчивость 46. Увлеченность
15. Искренность 31. Подозрительность 47. Черствость
16. Капризность 32. Принципиальность 48. Эгоизм

 

Из 20 отмеченных свойств личности необходимо построить ряд d1. Выберите наиболее неприятное для вас слово. Напишите напротив этого слова (в колонке «Идеал») цифру 1. Потом из оставшихся 19 слов также выберите наиболее неприятное качество и напишите напротив этого слова цифру 2. Продолжите действовать по алгоритму. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды.

Из этих же 20 свойств выберите качество, наименее характерное для вас. Напишите напротив этого качества в колонке «Реальный я» цифру 1. Из оставшихся 19 слов выберите наименее характерное для вас качество и напишите напротив слова цифру 2. Продолжите действовать по алгоритму.

Таблица 4. Протокол исследования

Идеал (Номер ранга эталона d1) Свойства личности Реальный я (Номер ранга субъекта d2) Разность рангов D Квадрат разности рангов d2
         
         
         
  Σ d2 =

 

Обработка результатов

«Я идеальное» и «Я реальное». Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и вписать результат в колонку d в протоколе исследования. Потом каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. После этого необходимо подсчитать общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесьти ее в формулу

r = l - 0,00075 x Σ d2,

где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Интерпретация результатов

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1

· если R находится в пределах [-1; 0], этого говорит о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу;

· если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная;

· если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная;

· если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу;

· если R = 1, то самооценка завышенная.

 

Т ест EOF
(Expilator - эксплуататор, Operarius - трудяга, Furcifer - бездельник (лат.))

Проективная методика, предназначенная для оценки видения человеком своего места в обществе, в общественном разделении труда: склонен ли человек эксплуатировать других, паразитировать или трудиться. Результатом приписывание тестируемому одного из восьми типов по «Я-реальное» и одного из 8 типов по «Я-идеальное».

Инструкция: Перед вами карточка с линиями. Эта карточка условно отображает общество, в которым вы находитесь. Кем и где вы ощущаете себя сейчас? Поставьте точку «А», обозначающую вас в любую область. Представьте, кем бы вы хотели стать. Где бы вы хотели находиться на карточке? Как далеко от точки «А»? Поставьте точку «В» в любую область.

 

 

Бланк

Обработка и интерпретация результатов

8 областей. Каждая соответствует одному из типов.

1. Маргинал. Человек не чувствует себя полноценным членом общества. Общественная жизнь протекает «мимо», связи с другими людьми неустойчивые, слабые. В экономической жизни участвует плохо, не разбирается в жизненных благах. Если ему нужно ходить на работу, то смотрит на нее как на кинофильм, где что-то происходит, но лично его не касается. Часто мечтает.

2. Бездельник. В отличие от маргинала бездельник чувствует себя полноценным членом общества, но приносить пользу обществу не хочет. Интересуется (иногда слишком активно) общественной жизнью, его беспокоит чужое мнение о себе. Любит брать сильно больше, чем давать. С удовольствием принимает подарки, разного рода благотворительность. Уверен в том, что общество очень мало о нем заботится. Его занимают вопросы «социальной справедливости».

3. Ленивый начальник. В отличие от бездельника начальник думает о своём материальном благополучии. Иногда заинтересован в предпринимательской деятельности. Однако предпочитает сам делать всё по минимуму, стремится все дела переложить на наемных работников. Начальник предпочитает работать в какой-нибудь организации менеджером среднего звена, чтобы за него работали другие, не берёт ответственность за себя.

4. Эксплуататор. Стремится к богатству. Считает, что лучший вариант, когда на него работает как можно больше работников (самых профессиональных) а платится им как можно меньше. Не ленив, но и не трудолюбив. Если ему приходится что-то выполнять, видит в этом свою личную недоработку.

5. Работник. Не очень любит работать, но привык к мысли, что без работы нельзя. Обычно низкая самооценка. Считает, что богатства ему не светят, разве что по удаче. Может работать руководителем, но руководителем будет серым, неэнергичным.

6. Гармоничная личность. Ему нравится, когда вокруг бурлит жизнь. Любит влиять на это бурление. Открыт изменениям, стремится найти интересное, привлекательное и выгодное для себя место в жизни. Одинаково любит и действовать, и наблюдать. Любит и давать обществу, и брать от него. Обычно из таких людей получаются и хорошие руководители, и хорошие специалисты.

7. Бизнесмен. Действовать любит больше, чем наблюдать. Позиционирует себя как занятого и активного человека. Самолюбив, верит, что от уровня самоуважения зависит, насколько его уважают окружающие. Бизнесмен постоянно в поиске новых способов повысить личную эффективность. У него есть слабые стороны: зарабатывается до проблем со здоровьем; ему не хватает времени на рефлексию и спокойное обдумывание себя, своих действий, окружающего мира. Хорош в качестве руководителя среднего звена, однако ему может не хватать рациональности.

8. Трудяга. Любит работать. Любит давать обществу больше, чем получать, но при борется за справедливость, чтобы каждый получал по труду, а не потребностям. Хороший специалист в своем деле. Работая руководителем, может выполнять за свою команду их работу. Отношения с другими людьми строятся вокруг профессиональных вопросов или хобби.

Испытуемый может поставить точку (точки) не в отдельной области, а на линии, на пересечении линий, на самом краю карточки. Эти случаи говорят или об уходе от тестирования или о нахождении человека в трансовом (переходном) состоянии, вызванном сложной жизненной ситуацией или употреблением наркотических веществ.

Вектор АБ характеризует потребность человека в улучшении своих каких-то качеств, можно понять каких изменений хочется индивиду.

 

«Моторная проба» Шварцландера

Инструкция: Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в таблице 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязания). Затем по сигналу экспериментатора «Начали» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадрате табл.1. (проба 1), а по сигналу «Стоп» - прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в таблице 1(проба 1) рядом с УД (уровень достижений).

Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в таблице 2 (проба 2) и затем по сигналу эксперта повторите эксперимент. Подсчитайте и запишите в табл.2 (проба 2). результат.

Данную процедуру опыта повторите ещё 2 раза.

Бланк

Проба 1

УП                  
                 
УД                  

 

Обработка результатов

Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:

УП=(УП2 – УД1) + (УП3 – УД2) + (УП4 – УД3) / 3

Где УП2 – уровень притязаний из второй таблицы; УД1 – уровень достижения из первой таблицы и т.д. в соответствии с указанными номерами таблиц.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните со шкалой из таблицы 5.

Таблица 5. Психодиагностическая шкала (разработанная Шварцландером)

УП Оценка
-1,5 и ниже нереалистично низкий уровень притязания
-1,49 – 0,99 низкий уровень притязания
1 – 2,99 умеренный уровень притязаний
3 – 4,99 высокий уровень притязаний
5 и выше нереалистично высокий

 

Интерпретация результатов

Уровень притязаний обозначает степень трудности целей, к которым стремится подросток (человек) и достижение которых кажется ему возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности.

Люди с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивают себя, свои способности и возможности, берутся за задачи, которых не могут выполнить, часто терпят неудачи.

Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремятся к улучшению, к саморазвитию, к решению все более и более сложных задач, к достижению целей. Люди с умеренным уровнем притязаний успешно и достаточно стабильно решают круг своих привычных задач средней сложности, не пытаясь улучшить свои способности и перейти на более высокий уровень сложности.

Люди с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают всегда очень легкие и простые цели. Это может говорить о: 1) заниженной самооценке, неверии в свои силы, о «комплексе неполноценности», или 2) о «социальной хитрости», когда вместе с высокой самооценкой и самоуважением подросток сознательно уклоняется от социальной активности и трудных, ответственных целей.

 

Опросник для диагностики общей самооценки,
методика Г.Н. Казанцевой

Инструкция: вам будут зачитаны несколько предложений. Нужно записать номер утверждения и напротив него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот вариант ответа, который больше всего соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

 

Текст опросника:

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

 

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с утверждениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

 

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

 

Таким образом, нами были рассмотрены 5 методик для диагностики и изучения уровней самооценки и уровней притязаний у подростков. Эти методики помогают вовремя выявить сложные моменты у подростков и начать помогать им с помощью индивидуально подобранных инструментов.

 

Библиография

 

1. Кулаков Г. С. Особенности становления самооценки и уровня притязаний старшеклассников как психологических детерминант их профессионального самоопределения: автореф. дис. … канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / Г. С. Кулаков. – Киев, Нац. мед. ун-тет. М.П. Драгоманова, 2013. – С. 20.

2. Медникова Г. И. Самооценка и уровень притязаний личности как динамическая система / Г. И. Медникова // Общая психология, история психологии. – 2002. – С. 22.

3. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности / О.Н. Молчанова // Мир психологии. – 2011. – №1. – С. 82-95.

4. Сергеева О.М. Общий психологический практикум. Тема «Эмоции и мотивация»: Практикум. – Н.Новгород, 2014. – 37 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: