Апостольское постановление




Спорный вопрос

1. Деян.11:1-3; Деян.15:1,5 – какой вопрос возник в Иерусалиме после истории с Корнилием, а также в церкви Антиохии?

После случая с Корнилием возник вопрос с обращением необрезанных язычников. Многие верующие в Иерусалиме были очень недовольны. Они полагали, что язычникам следует сначала совершить обряд обрезания, то есть стать иудейскими прозелитами, чтобы влиться в Божий народ и иметь общение с ними.

Люди, традиционно называемые «иудействующими», в Деян.15:5 названы «некоторыми из фарисейской ереси».

2. Быт.17:12–14,27; Исх.12:43–49 - какова причина возникновения этого спора?

а) «Обращенные иудеи не желали полностью следовать переменам, которые происходили по Божественному провидению. Работа апостолов среди язычников давала все основания считать, что число обращенных язычников намного превысит число обращенных иудеев. Иудеи боялись, что, если соблюдение ограничений и обрядов в соответствии с их законом не станет обязательным условием церковного членства, национальные особенности иудеев, до сих пор отличавшие их от всех других народов, в конце концов будут утрачены в многонациональной массе людей, принявших Евангелие » (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 189).

«Христиане из иудеев, жившие в непосредственной близости от храма, естественно, дорожили преимуществами, которые они имели как нация. Увидев, что христианская церковь отходит от обрядов и традиций иудаизма, а святость, окружавшая иудейские обычаи, вскоре может утратиться в свете новой веры, многие вознегодовали на Павла, ибо именно он был главным виновником этих перемен. Даже не все ученики охотно приняли решение собора. Некоторые настаивали на соблюдении обрядовых законов и относились к Павлу недоброжелательно, считая, что он пренебрегает ими» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 197).

б) Ключевым вопросом в этом конфликте был вопрос обрезания. Это не было человеческим установлением. Напротив, Сам Бог повелел совершать этот обряд как знак Его завета с избранным народом — потомками Авраама (Быт.17:9–14). В Ветхом Завете четко звучат повеления об обрезании язычников и евреев. Нет текстов, говорящих обратное.

в) Здравый смысл мог бы убедить в том, что Иисус был иудейским Мессией, пришедшим к иудейскому народу, как было предсказано в пророческих текстах иудейской религии. Поэтому вполне логичным выглядело заявление, что человек должен стать иудеем, чтобы получить благословение иудейского Спасителя! Обряд обрезания предназначался именно для этого.

3. Исх.12:43–49 - кому еще наряду с коренными израильтянами необходимо было совершать обрезание?

Благословения завета распространялись не только на коренных израильтян, но при условии обрезания были доступны любому рабу или пришельцу, желавшему приобщиться к завету. После совершения обряда этот человек обретал тот же статус перед Богом, что и коренной израильтянин: «И будет как природный житель земли» (Исх.12:48).

Для мужчин обрезание было необходимым условием, чтобы стать полноправным членом общества Божьего завета. А поскольку Иисус был израильским Мессией, заявление иудействующих христиан, что ни один язычник не может рассчитывать на Его спасение без предварительного обращения в иудаизм, казалось вполне логичным.

4. Деян.15:1 – как верующие стали воспринимать обряд обрезания? Тит.2:11-14; Гал.5:6 – чему это противоречило?

Верующие, отождествляя завет и спасение, стали воспринимать обрезание как акт, заслуживающий высокой похвалы. Но Божья спасительная благодать никак не зависит от человеческих дел. Навязывать верующим язычникам обряд обрезания как средство спасения означало исказить евангельскую весть, свести на нет Божью благодать (Гал.2:21) и пользу от Христа (Гал.5:2). Это опровергало универсальный характер спасения (Кол.3:11; Тит.2:11), подрывало духовную свободу Евангелия и делало новообращенных язычников рабами закона (Деян.15:10).

5. Быт.17:9–14; Исх.12:48,49 - какие аргументы вы могли бы привести с точки зрения иудеев, убежденных в том, что язычники должны обратиться в иудаизм прежде, чем присоединиться к церкви, на которую распространялись обетования завета, данные Израилю? Какой ответ вы могли бы дать на это от имени апостолов?

Позиция иудействующих христиан была следующей: если язычники не обрежутся и не будут придерживаться всех остальных иудейских законов, они не спасутся. Эти люди полагали, что спасение можно обрести исключительно в составе общества Божьего завета, и, согласно Ветхому Завету, не существовало иного способа приобщиться к избранному Божьему народу, кроме как через обрезание (Быт.17:9–14; Исх.12:48). Они считали, что язычники могли обрести спасение только в том случае, если сначала обратятся в иудаизм. Такие требования противоречили истинной природе Евангелия.

Хотя у фарисейской партии были однозначные тексты Писания об обрезании язычников, у апостолов было как свидетельство крещения язычников Духом (Деян.10:44,45,47), так и библейские тексты, объясняющие этот опыт (Деян.10:15,28; Деян.11:15-18; Деян.2:16-39).

6. Если бы фарисеи были протестантами, они могли бы отстаивать свое мнение, руководствуясь принципом Sola Scriptura. Какие принципы из Деян.15 помогают нам понять, что в Священном Писании незыблемо, а что носит временный характер?

«Иудеи всегда гордились своими богослужениями, порядок которых был установлен Самим Богом, и многие обратившиеся в христианскую веру считали маловероятным, чтобы Бог, некогда во всех подробностях установивший порядок иудейских богослужений, что-либо изменил в этих предписаниях. Они требовали, чтобы иудейские законы и обряды были включены в христианские богослужения, не догадываясь, что все жертвоприношения являлись лишь прообразом смерти Сына Божьего, а когда Прообраз встретился с реальностью, все обряды и церемонии Моисеева закона потеряли смысл » (Э. Уайт «Деяния апостолов, гл. 19 «Иудей и язычник»).

7. Рим.2:28,29; Рим.9:6-8 – как вы понимаете утверждение о том, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля»? Почему членство в истинной церкви не гарантирует спасения? Почему опасно полагать, что спасение можно обрести на основании одного лишь членства в истинной церкви?

Принадлежность к обществу Божьего завета еще не гарантировала спасения (Иер.9:25,26). Сам Авраам был спасен (оправдан) по вере, и произошло это до его обрезания, а не по его причине (Рим.4:9–13). Спасение всегда давалось по вере.

8. Если членство в истинной церкви не гарантирует спасения, то какое тогда преимущество быть ее частью? Рим.3:1,2; Рим.9:4,5; Ин.4:22; Втор.4:5-8; Ис.2:2,3; Ин.6:68.

9. Ср. Быт.12:3; Рим.4:11,12 и Рим.3:30 с Гал.3:14,16,26,29 – какова параллель между Авраамом и Христом на основании этих текстов?

"Благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал.3:14).

 

Поиск решения

1. Деян.15:2 – что предприняла церковь для решения возникшей проблемы?

Агрессивная реакция гостей из Иудеи вызвала бурную дискуссию. Этот вопрос являлся слишком важным, чтобы решать его только на местном уровне. Единство церкви находилось под угрозой. Тогда братья из Антиохии решили послать в Иерусалим несколько делегатов, включая Павла и Варнаву, чтобы найти приемлемое решение проблемы. Собор в Иерусалиме стал переломным моментом в совершении апостольской церковью всемирной миссии.

2. Деян.15:7–11 – какие аргументы привел апостол Петр по возникшему вопросу? Ср. с Деян.11:13-18.

Бог постепенно, начиная со времени служения Иисуса, менял сложившееся у Его народа мнение о языческом мире. Этой же цели служило свидетельство Петра и Павла о крещении Духом язычников. Сам Бог одобрил обращение Корнилия — необрезанного язычника, послав ему и его семье тот же самый дар Святого Духа, что и апостолам в день Пятидесятницы.

В вопросе спасения Бог не проводит никакого различия между иудеями и язычниками. Хотя верующие язычники в прошлом не пользовались преимуществами соблюдения ветхозаветных правил и норм, их уже нельзя было считать нечистыми, поскольку Сам Бог очистил их сердца.

Бог «не положил никакого различия между нами [обрезанными иудеями] и ими [необрезанными язычниками]» в получении Духа. Подобным образом, как обрезанные, так и необрезанные спасаются «благодатию Господа Иисуса Христа» (Деян.15:9,11).

3. Истинный иудей имеет обрезание «в сердце, по духу» (Рим.2:29). Втор.10:16; 30:6; Иер.4:4; Пс.50:12; Кол.2:11-13 - что такое «обрезание сердца»?

«Обрезание сердца» – это рождение от Духа Святого, водительство Духом Святым.

Обрезание плоти не спасает.

4. Деян.15:13–21 - какое решение проблемы с язычниками предложил Иаков?

На обращенных язычников не следует налагать никаких дополнительных ограничений за исключением тех, что обыкновенно требуются от иностранных граждан, желающих проживать на территории Израиля.

Пророки, на которых ссылается Иаков, однозначно свидетельствуют о присоединении язычников к израильскому народу (Ис.49:6; 60:1–3; Иер.33:9; Мих.4:2) и их участии в его спасительных отношениях завета с Яхве. Иаков, цитируя пророков, подтвердил, что их свидетельство созвучно пророческой вести. Бог должен был сделать из язычников «народ во имя Свое» (Деян.15:14).

Бог засвидетельствовал о том, что язычники получили обрезание/очищение сердца и свидетельством этого духовного обрезания была «Пятидесятница язычников».

5. Ср. Ам.9:11-12 с Деян.15:16,17 – как Иаков понимал пророчество Амоса применительно к их ситуации?

Бог предусмотрел для язычников возможность присоединиться к воссозданному «народу Божьему» и таким образом стать частью Израиля.

Божье Царство становилось всемирным феноменом, разрушая любые этнические и национальные барьеры (Деян.1:8), а фарисеи все еще держались за факт, что Авраам обрезал всех своих домашних.

Свидетельство, Священное Писание и история Израиля были во всей полноте представлены на дебатах в Иерусалиме.

 

Апостольское постановление

1. Деян.15:28-29 - какие запреты для обращенных язычников установил собор?

Так как спасение дается по благодати, верующие язычники, присоединяясь к церкви, освобождались от обрезания. Но они должны были не есть идоложертвенного мяса, которое использовалось в языческих обрядах и затем предлагалось на пиршествах в храме или продавалось на рынке; не употреблять в пищу кровь; не есть мяса удушенных животных; избегать блуда во всех его проявлениях.

Универсальный характер Евангелия не отменяет призыва к святости.

Так называемое апостольское постановление не являлось новым и временным законом христианской морали взамен ветхозаветных правил. Находясь под водительством Святого Духа (Деян.15:28), апостолы и пресвитеры церкви повторили постановления из книги Левит, только теперь уже в отношении иностранных жителей Израиля. В контексте книги Левит эти запреты подразумевают отказ от язычества. Любой чужеземец, желавший жить в Израиле, должен был отказаться от языческих ритуалов, к которым он привык (Лев.18:30). Точно так же и любому верующему язычнику, желавшему присоединиться к церкви, следовало окончательно порвать с язычеством. Однако это был только первый шаг. Теперь от этого человека ожидалось повиновение заповедям, которые в отличие от церемониальных правил носили универсальный характер (существовали до Моисея), такие как заповедь о субботе (Быт.2:1–3) и разделение на чистую и нечистую пищу (Быт.7:2).

2. Как можно в случае возникновения споров сохранять единство, слышать друг друга и в духе уважения и смирения решать все проблемы?

 

Письмо из Иерусалима

1. Деян.15:22–29 - какие дополнительные действия предприняла иерусалимская церковь в связи с принятым на соборе решением?

Верующим язычникам было написано письмо, чтобы сообщить им о принятом решении. Письмо от имени апостолов и пресвитеров Иерусалима имело статус официального документа, что указывает на доминирующее влияние иерусалимской церкви на другие христианские общины. Также иерусалимская церковь решила назначить двух делегатов — Иуду Варсаву и Силу, чтобы они сопровождали Павла и Варнаву на пути в Антиохию; их заданием было доставить письмо и подтвердить его содержание.

2. Деян.15:30–33 - как церковь в Антиохии отреагировала на письмо?

Когда письмо было прочитано, церковь исполнилась великой радости, ввиду вдохновляющей вести: отныне новообращенным язычникам не нужно было совершать обрезание.

Тем не менее иудеохристиане, продолжавшие жить по иудейскому закону, по-прежнему находили весьма проблематичным делить трапезу с язычниками, которые фактически оставались ритуально нечистыми. Эта проблема прослеживается, например, в случае с Петром в Гал.2:11–14. «Даже не все ученики, — пишет Эллен Уайт, — охотно приняли решение собора» (Деяния апостолов, с. 197).

3. Будьте честны с собой: насколько сложно вам общаться с верующими другой расы, культуры или социального положения? Как мы можем избавиться от предрассудков, идущих вразрез с Евангелием?

 

Уроки, выводы

1. Принятие необрезанных язычников в религиозную общину стало одним из важнейших административных вопросов, с которыми столкнулась ранняя церковь. С какими подобными проблемами наша церковь имеет дело сегодня? Как, глядя на пример из Деян.15, мы можем научиться находить их решение?

2. Какие принципы излагает Иерусалимский собор относительно миссионерской работы среди людей, чьи взгляды радикально отличаются от наших? Деян.15:8,9,28.

3. Какие уроки Иерусалимского собора мы можем взять для себя? Как вы можете применить уроки, усвоенные из опыта Иерусалимского собора, в вашей духовной практике?

а) Иерусалимский собор красноречиво свидетельствует о том, как Бог чудесным образом меняет сердца людей.

б) Совместный поиск церковью решения проблемы.

в) Решение Иерусалимского собора было принято в широком контексте израильской истории.

г) Даже во время кризиса Божий замысел относительно Его последователей может исполниться, если они будут наблюдать за деятельностью Духа и сверяться с пророчествами. Понимание Божьей воли в контексте прогрессирующей истории Божьего народа помогает разъяснить трудные вопросы, связанные с исполнением ветхозаветных законов.

д) Др.

 

Вывод. Божья церковь должна стремиться идти в ногу с Богом, чтобы соблюдать Его волю. Следует отказаться от устаревших правил и предубеждений, чтобы Святой Дух совершал спасение.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: