Э. Уайт «Деяния апостолов»




Возвращение в Листру

1. Деян.16:1–5 – почему Павел обрезал Тимофея, имея письмо, освобождающее от необходимости совершения этого ритуала? Допустимо ли ради достижения высшей цели совершать то, с чем мы не всегда согласны и в чем не видим необходимости? Что поступок Павла говорит нам о том, насколько чутким он был, желая трудиться ради обращения душ?

Располагая письмом, освобождающим от необходимости совершения этого ритуала, Павел собственноручно совершает обрезание Тимофея. Указывается причина: «ради Иудеев» (Деян.16:3). Одно дело было освободить верующих язычников от обрезания, но совершенно другое — освободить самих иудеев от этого древнего обряда. Сам Павел не считает обрезание проблемой, повторяя множество раз в своих посланиях, что как обрезание, так и необрезание — «ничто» (1 Кор.7:19; Гал.5:6; 6:15). Но при этом Павел не хотел заслужить репутацию человека, говорящего иудеям, «чтобы они не обрезывали детей своих» (Деян.21:21).

На стыке теологии и миссионерской практики, Павел показывает уважительное отношение к убеждениям своих слушателей. Согласно его миссиологии, практика необязательно должна диктоваться точным богословием. Разделяя принципиальные и непринципиальные вопросы, Павел предлагает там, где это возможно, воздерживаться от действий, которые могут оскорбить других (ср. с Деян.21:20-24,26).

Поступок Тимофея также заслуживает уважения. Он пережил болезненную процедуру, лишь бы только не оскорбить своих братьев иудеев.

Павел и Тимофей твердо верят, что обрезание необязательно, но сознательно поступают с учетом чужих убеждений, а не только своих.

2. Деян.16:6–10; 18:9,10 – о чем нам говорят эти тексты?

Это говорит о партнерстве (тесном сотрудничестве) между Богом и людьми. Мы никогда не бываем одни.

Бог вдохновляет Павла и направляет его в те места, где тот должен совершать служение, а Павел несет евангельскую весть, делая ее понятной для различных групп слушателей.

3. Бог вдохновлял и направлял Павла через видения. Каким образом Бог ведет и вдохновляет нас сегодня?

 

Филиппы

1. Деян.16:11–12 – куда отправился Павел после Македонии?

По прибытии в Македонию Павел и его спутники отправились в Филиппы, где они организовали первую христианскую общину в Европе.

2. Деян.16:11–24 – какие события произошли в Филиппах?

а) Всякий раз, когда Павел посещал какой-либо город, он по привычке отправлялся в субботу в местную синагогу, чтобы свидетельствовать иудеям (Деян.13:14,42,44; 17:1-2; 18:4). Павел посещал иудейские синагоги по субботам не только с целью евангелизации, но также и потому, что для него это был день личного поклонения Богу.

б) Исцеление служанки-прорицательницы; в) избиение и арест Павла и Силы.

3. Деян.16:22-24 - меняет ли наше понимание Божьего характера тот факт, что Он позволил, чтобы с Его рабов сорвали одежды и били их палками?

а) Бог может совершать через нас Свою волю, даже когда мы испытываем огромные проблемы и сильную боль.

Страдания могут служить великим целям. Побои Павла и его заключение в темницу в Филиппах привели к обращению римского темничного стража и его семьи. Страдания Павла привели к целой цепочке событий, закончившихся тем, что римские преторы извинились перед христианским апостолом (Деян.16:39).

б) Страдания могут подтвердить нашу преданность Христу. Слова могут ничего не стоить, а религиозное исповедание может быть непостоянным. Выдержав испытания, человек подтверждает подлинность своей веры. Павел прошел проверку на прочность, и с Божьей помощью мы также пройдем ее.

в) Присутствие в мире боли и страданий используется в качестве главного аргумента теми, кто отрицает существование Бога. Хотя христиане могут не соглашаться с этим аргументом, они могут похожим образом отрицать Божье присутствие в их жизни по причине боли и страданий. Вопрос страданий — это сложный вопрос и не следует спешить с выводами, заявляя, будто наличие страданий означает, что Бог оставил человека.

4. Деян.16:25 – Павел и Сила пели Богу в темнице в Филиппах. Как мы можем чувствовать присутствие Бога в трудных обстоятельствах?

5. Можете ли вы кратко рассказать личный опыт пережитого страдания, которое сегодня вы оцениваете иначе в свете Божьего провидения?

6. 2 Кор.11:24–29 – что поддерживало Павла в чрезвычайных обстоятельствах и помогало ему продолжать свой труд? Как Павел описывает свое служение «с Богом»?

а) Пять раз он получал по сорок ударов без одного, итого 195 ударов; три раза его били палками; один раз побивали камнями; три раза он терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в бушующем море. Он также подвергался многочисленным опасностям; недосыпал, испытывал голод и жажду; оставался без пищи, в холоде и наготе (2 Кор.11:24–27). И в итоге он принял мученическую смерть.

Подробное описание жизни Павла, находившегося под водительством Бога, помогает нам соотнести наши ожидания в отношении христианского служения с реальностью жизни «с Богом». Стоит отметить, что частые страдания Павла не сводят на нет Божью защиту. Бог обещал Павлу в Коринфе: «Никто не сделает тебе зла» (Деян.18:10). Господь устанавливает предел страданиям (ср. Иов.1:12; 2:6).

Человек, находящийся под Божьим водительством, имеет внутренний мир, несмотря на внешние обстоятельства.

б) Деян.18:9-10 – Павел видел Божье провидение среди хаоса. Бог сопровождал Павла во всех его миссионерских путешествиях: «Ибо Я с тобою» (Деян.18:10). Это указывает на Божье присутствие и водительство в жизни человека.

7. Что вы можете сказать человеку, который чувствовал, что испытания были результатом Божьей немилости?

8. Деян.16:31; Евр.9:12-15; Евр.10:10-12 - насколько полной и совершенной была жертва Христа за нас? Как мы можем научиться ежедневно иметь уверенность в праведности Христа, которая покрывает нас и является единственной надеждой на спасение?

9. Деян.16:25–34 - проанализируйте историю обращения темничного стража. Что ему необходимо было сделать, чтобы обрести спасение?

Спасение возможно исключительно через веру в Иисуса (Рим.3:28). Однако было бы ошибочно на основании этого отрывка заявлять, что вера в Иисуса отменяет необходимость доктринального и практического наставления до крещения.

 

Фессалоника и Верия

1. Деян.16:40 и 17:1 – куда отправились Павел и Сила из Филипп?

Освободившись из темницы, Павел и Сила покинули Филиппы и отправились в Фессалонику — столицу Македонии.

2. Деян.17:2–9 - как фессалоникийские иудеи отреагировали на успех проповеди Павла среди язычников?

Павел ищет синагогу, где он мог бы поделиться Евангелием. Движимые завистью, неуверовавшие иудеи подняли мятеж.

3. Деян.17:10–15 - каким был отклик верийских иудеев по сравнению с иудеями из Фессалоники?

Верийских иудеев можно назвать беспристрастными. Они получили такую высокую оценку благодаря своей готовности самостоятельно исследовать Священное Писание и ежедневно проверять, действительно ли миссионеры говорят правду. Одна лишь эмоциональная реакция на весть Евангелия, без интеллектуальной убежденности, как правило, является поверхностной и кратковременной.

Однако в скором времени успешное служение Павла в Верии было прервано гонением, вынудив его двигаться на юг — в Афины.

«Если бы в конце истории этого мира люди, которым проповедуются неизменные истины, последовали примеру верийцев и ежедневно разбирали Писания, сравнивая проповеданную им весть с Библией, то сегодня было бы гораздо больше людей, повинующихся заповедям Закона Божьего… Все будут судимы в соответствии с данным светом. Господь посылает Своих представителей с вестью спасения, и все, слышавшие ее, несут перед Богом ответственность за то, как они отнесутся к словам Его рабов. Искренние искатели истины тщательно рассматривают в свете Слова Божьего преподанное им учение » (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 232).

4. Поступаете ли вы по примеру иудеев из Верии, прилежно исследуя Священное Писание, желая выяснить, «точно ли это так»?

 

Павел в Афинах

1. Деян.17:15-16 – с чем столкнулся Павел в Афинах?

Город Афины, интеллектуальный центр древней Греции, был наполнен идолами. Мраморные статуи людей и богов находились повсеместно, в особенности при входе на городскую площадь, агору — эпицентр городской жизни.

2. Деян.17:23 – что сделал апостол Павел, ожидая своих спутников? Какие благословения это принесло? Какой урок мы можем извлечь для себя?

Прежде, чем кому-либо что-либо говорить, Павел сначала познакомился с городом, внимательно осмотрев местные достопримечательности, среди которых увидел «жертвенник неведомому Богу». Эта «находка» позволила ему начать благовествование об истинном Боге.

3. Ср. Деян.17:16 и Деян.17:23 – какой еще урок мы можем для себя извлечь? Иак.1:19; Прит.14:29; Прит.15:18; Прит.16:32; Прит.25:28; Рим.12:21.

«Выдержка лучше силы (Или: выдержанный (человек) лучше храбреца), кто собой владеет — сильнее покорителя городов» (Прит.16:32, ИПБ).

Хотя Павел внутренне возмутился при виде идолов, он проявил почтительность и уважение к жителям города, понимая, что для афинян их идолы были святынями. Павел не допустил овладевшим им эмоциям выплеснуться наружу и помешать общению с людьми.

«Слова Павла — сокровища знания для церкви. Другой на его месте мог бы легко наговорить много обидного, что привело бы в бешенство его гордых слушателей, а его самого поставило бы в затруднительное положение. Ведь если бы в своей речи он оскорбил их богов и великих мужей города, его могла бы постигнуть участь Сократа. Но с тактичностью, проистекающей из Божественной любви, он осторожно перевел их внимание с языческих богов на истинного Бога, Который был им неведом. Сегодня библейские истины также нужно проповедовать великим мира сего, чтобы они сделали выбор между пови­новением Закону Божьему и преданностью князю зла. Бог предлагает вечную истину, которая умудрит их во спасение, но Он не принуждает принять ее. Если они отвернутся от нее, Он предоставит им пожинать плоды своих деяний» (Э. Уайт. Деяния апостолов, глава 23 «Верия и Афины»).

4. Деян.17:22-31 – как Павел построил свою беседу с афинянами? Какие великие истины о Боге, спасении, истории и человечестве открыл Павел в своей проповеди этим людям?

Поскольку афиняне любили послушать что-то новое, некоторые философы заинтересовались учением Павла и пригласили его выступить с речью в ареопаге — высшем совете города. В своей проповеди Павел не цитировал Священного Писания и не обращался к истории отношений Бога с Израилем, как в случае обращения к иудеям (ср. Деян.13:16–41); в этом не было никакого смысла. Вместо этого Павел изложил ряд важных библейских истин понятным для образованных язычников языком.

Тот факт, что Павел избрал иной подход в своей проповеди в ареопаге, говорит о его понимании социальных и культурных различий. Он даже процитировал языческого поэта (Деян.17:28), чтобы подтвердить свою точку зрения.

5. Каким образом мы можем использовать разные методы, чтобы достигать сердец разных людей?

Необходимо учитывать культурные различия и принимать людей такими, какие они есть.

6. Деян.17:32–34 - чему мы можем научиться, глядя на различную реакцию афинян на весть Павла?

«1) Одни осмеяли Павла. Их забавляла страстность и серьезность этого странного иудея. Можно шутить над жизнью, но часто жизнь начинается как комедия, а заканчивается как трагедия. 2) Другие решили подискутировать с Павлом попозже, в другое время. Но, откладывая важные дела и решения на будущее, можно попасть в большую беду. 3) Некоторые уверовали. Мудрый знает, что лишь глупец отклоняет предложение, сделанное Богом» (Уильям Баркли. Деяния апостолов, с. 133).

 

Павел в Коринфе

1. Деян.18:1,4–17 - к какому результату привела миссионерская деятельность Павла в Коринфе?

Несмотря на сильное сопротивление проповеди Павла, некоторые иудеи и поклоняющиеся Богу язычники уверовали во Христа.

2. Павел, встретивший холодный прием в Коринфе, нуждался в поддержке от Господа, спасая души в этом городе. Какое обетование мы находим в словах Господа, обращенных к Павлу в Деян.18:9,10?

«Те, кто проповедует непопулярные сегодня истины, не должны унывать, если даже христиане оказывают им такой же холодный прием, какой Павел и его соработники встречали среди людей, для которых они трудились. Вестникам Креста надо вооружиться молитвой, бодрствовать и идти вперед с верой и мужеством, всегда трудясь во имя Иисуса. Они должны провозгласить Христа Ходатаем за человечество в небесном святилище, Который является Центром всех ветхозаветных жертв, потому что через Его искупительную жертву нарушители Закона Божьего смогут обрести мир и прощение » (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 230).

 

Уроки, выводы

1. Какие принципы мы можем извлечь для себя, анализируя стратегию миссионерской работы Павла?

а) Быть чутким к чужим убеждениям, а не только в одностороннем порядке насаждать собственные убеждения, не быть камнем преткновения - вот те принципы, которые лежат в основе эффективного служения апостола Павла.

б) Разделяя принципиальные и непринципиальные вопросы, Павел предлагает там, где это возможно, воздерживаться от действий, которые могут оскорбить других.

в) Др.

 

Вывод. Осознание того, что Бог сотрудничает с нами, помогает нам избавиться от страха и неуверенности в благовестии. «Служителю Божьему, стремящемуся возвестить истину высокопоставленным людям, необходимо иметь сильную веру. И если даже внешние обстоятельства покажутся неблаго­приятными, в самый мрачный час с небес воссияет свет. Ибо сила тех, кто любит Бога и служит Ему, будет изо дня в день обновляться. Понимание Бесконечного находится в центре их служения, чтобы в исполнении Его намерения они не заблуждались. Этим работникам нужно сохранять твердое упование до конца, помня, что свет Божьей истины воссияет во тьме, окутавшей наш мир. Служа Богу, они не должны впадать в отчаяние, ибо вере посвященного работника надлежит выдержать все испытания. Бог может и желает даровать Своим служителям всю силу и мудрость, которые понадобятся им в различных обстоятельствах. И Он даст более, чем могут просить и ожидать те, кто уповает на Него» (Э. Уайт. Деяния апостолов, глава 23 «Верия и Афины»).

 

Светлана, svettor@yandex.ru



Э. Уайт «Деяния апостолов»

 

Глава 20

ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ КРЕСТА

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 15:36—41; 16:1—6.

Проведя некоторое время в Антиохии, Павел предложил своему соработнику отправиться во второе миссионерское путешествие. «Пойдем опять, — сказал он Варнаве, — посетим братиев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут».

Павел и Варнава чутко заботились о тех, кто недавно принял евангельскую весть из их уст, и жаждали повидать их. Что касается Павла, то он всегда проявлял это святое беспокойство. Даже когда миссионерские странствия уводили его далеко от места прежних трудов, он по-прежнему ощущал бремя ответственности за этих обращенных, убеждая их оставаться верными и совершать «святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Он старался помочь им прочно встать на ноги, возрастать и укрепляться в вере, пламенеть духом и всецело посвятить себя Богу, утверждая Его Царство на земле.

Варнава был готов идти с Павлом и хотел взять с собой Марка, снова решившего посвятить себя служению. Павел возражал против этого и «полагал не брать отставшего от них» во время первого миссионерского путешествия и бросившего их в трудное время. Он не был склонен простить Марку его слабость, когда тот променял дело Божье на безопасность и уют семейного очага, и считал, что такой невыносливый человек не годится для дела, требующего терпения, самоотречения, мужества, посвящения, веры и готовности жертвовать, если потребуется, и самой жизнью. Разногласия Павла и Варнавы оказались столь серьезными, что они расстались. «Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией».

Пройдя через Сирию и Киликию, где они укрепили церковь, Павел и Сила достигли, наконец, Дервии и Листры в провинции Ликаонской. В Листре Павел однажды был побит камнями, однако не побоялся приехать сюда вторично. Ему не терпелось увидеть, как переносят испытание верой люди, принявшие Евангелие по слову его, и он не разочаровался, ибо, как оказалось, верующие Листры остались твердыми перед лицом яростного сопротивления.

Здесь Павел снова встретил Тимофея, свидетеля страданий апостола, выпавших на его долю во время первого появления в Листре. Бесстрашие Павла произвело на молодого ученика большое впечатление, которое с течением времени постоянно углублялось, пока он не пришел к убеждению, что его долг — полностью посвятить себя делу служения. Пример Павла покорил его сердце, и он желал присоединиться к нему и помогать в трудах на ниве Божьей, как только откроются новые возможности.

Спутник Павла Сила был испытанным работником, наде­ленным даром пророчества, однако им предстояла такая большая работа, что возникла необходимость подготовить новых людей для активного служения. В Тимофее Павел видел человека, понимавшего святость дела служения, не страшившегося страданий и гонений и желавшего учиться. Однако апостол не рискнул готовить неопытного юношу к Евангельскому служению, не узнав досконально его характер и прошлую жизнь.

Отец Тимофея был грек, а мать — иудеянка. Он с детства знал Писания. В его семье придерживались основательного и разумного благочестия. Вера его матери и бабушки в Свя­щенное Писание постоянно напоминала ему о благословениях, связанных с исполнением воли Божьей. Эти две благочестивые женщины постоянно наставляли Тимофея в Слове Божьем. Духовная сила преподанных ими уроков помогала ему сохранять чистоту речи и противостоять злому влиянию окружающего мира. Таким образом, его домашние наставницы сотрудничали с Богом, готовя Тимофея к несению бремени.

Павел видел, что Тимофей верен, тверд и предан истине, и избрал его своим спутником и соработником. Родные Тимофея, обучавшие его в детстве, были рады, что он трудится бок о бок с великим апостолом. Тимофей был еще юношей, когда Бог избрал его на учительское служение, но благодаря хорошему воспитанию он во всем руководствовался добрыми принципами, которые сделали его достойным помощником Павла. Несмотря на молодость, он выполнял возложенные на него обязанности с истинно христианской кротостью.

Соблюдая предосторожность, Павел предусмотрительно посоветовал Тимофею обрезаться — не потому, что этого требовал Бог, а чтобы иудеи не возражали против Евангельского служения Тимофея. Во время своего миссионерского путе­шествия Павел переходил из города в город, из страны в страну и проповедовал Христа в иудейских синагогах и в других общественных местах. Если бы стало известно, что один из его соработников не обрезан, это бы могло помешать работе, так как иудеи были полны предрассудков и фанатизма. Повсюду апостол встречал решительное сопротивление и суровые гонения, но, желая передать своим братьям иудеям, равно как и язычникам, знание Евангелия, он стремился, насколько это согласовалось с верой, не давать повода для противодействия. Считаясь в известной степени с предрас­судками иудеев, он учил, что обрезание или необрезание суть ничто и все зависит от принятия Евангелия Христова.

Великий апостол любил Тимофея, «истинного сына в вере» (1 Тим. 1:2), и часто вызывал своего молодого ученика на разговор, проверяя его знание священной истории, а когда они путешествовали с места на место, терпеливо учил его, как добиваться успеха в работе. Не только Павел, но и Сила, общаясь с Тимофеем, пытался углубить в молодом человеке сознание ответственности за священный и важный труд Еван­гельского служения.

Тимофей, трудясь на ниве Божьей, всегда пользовался советами и наставлениями Павла. Он ничего не делал под влиянием минутного порыва, был осмотрителен и рассуди­телен, спрашивая на каждом шагу: это ли путь Господень?И Святой Дух формировал его характер, сделав юношу храмом, в котором обитает Бог.

Библейские уроки, претворяясь в практическую жизнь, оказывают глубокое и продолжительное влияние на человека.

Тимофей усвоил их и воплотил в жизнь. Он не был гением, но труд его был ценен тем, что он употребил данные Богом способности для служения своему Господу. Он отличался от других широкими познаниями в практическом благочестии, что делало его влиятельным человеком среди верующих.

Тем, кто трудится на ниве спасения душ, нужно стремиться к более глубокому, полному и ясному познанию Господа, нежели то, которое достигается обычными усилиями. Им следует употребить для этого все свои силы и энергию. Имея высокое и святое призвание наставлять души, они должны твердо полагаться на Бога и ежедневно черпать благодать и силу из Источника всех благ. «Ибо явилась благодать Божия, спаси­тельная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отверг­нувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревно­стный к добрым делам» (Тит. 2:11—14).

Прежде чем отправиться в новые места, Павел и его спутники посетили церкви, учрежденные в Писидии и окрестных областях. «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом».

Апостол Павел чувствовал большую ответственность за людей, обратившихся по его слову, и желал прежде всего, чтобы они были верными «к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» (Флп. 2:16). Ему были небезразличны результаты его служения. Он чувствовал, что если не выполнит свой долг, то и сам не достиг­нет спасения, и церковь не сможет сотрудничать с ним в деле спасения душ. Он знал, что одними проповедями нельзя воспитать в верующих верность слову жизни. Он знал, что их нужно учить по принципу: «заповедь на запо­ведь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:10), чтобы они возрастали в благодати Божьей.

Существует универсальный закон: если человек не использует данные Богом способности, они постепенно притупляются и отмирают. Так и истина, если она не проповедуется, не проводится в жизнь, то теряет свою жизнетворящую, целительную силу. Вот почему апостол опасался, что не сумеет представить каждого человека совершенным во Христе Иисусе, а посему надежда Павла на вечность ослабевала, если он замечал в своей работе промахи, которые могли отрицательно сказаться на жизни церкви, формируя ее по человеческому, а не по Божественному образцу. Его познания, красноречие, чудеса, видения небесной славы, которые он созерцал, когда был восхищен до третьего неба, — все это могло оказаться бесполезным, если из-за его неверности те, для кого он трудился, лишились бы благодати Божьей. Поэтому он и в проповедях, и в посланиях умолял принявших Христа «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода... как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп. 2:15, 16).

Всякий истинный служитель Божий чувствует груз ответственности за духовный рост верующих, находящихся на его попечении, и страстно желает видеть их соработниками. Он понимает, что от верного исполнения дела, порученного Богом, в значительной мере зависит благополучие церкви. Ревностно и неустанно стремится он вдохновлять верующих на то, чтобы приобретать души для Христа, помня о том, что каждый новый член церкви должен стать орудием Бога в осуществлении плана спасения.

Посетив церкви в Писидии и окрестных областях, Павел, Сила и Тимофей прошли «чрез Фригию и Галатийскую страну», где они не жалея сил проповедовали радостную весть о спасении. Жители Галатии были идолопоклонниками, но, внимая апостолам, они обрадовались вести, обещавшей им освобождение от рабства греха. Павел и его соработники проповедовали учение о праведности по вере в искупительную жертву Христа. Они говорили о Христе, Который, видя беспомощное состояние падшего человечества, пришел спасти людей, живя в послушании Закону Божьему и приняв на Себя наказание за грех. И в свете креста многие из тех, кто ничего не знал о Боге, начали понимать величие любви Отчей.

Так галатийцы познали фундаментальные истины о Боге Отце и Господе Иисусе Христе, «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». «Чрез наставление в вере» они приняли Духа Божьего и стали «сынами Божиими по вере во Христа Иисуса» (Гал. 1:4; 3:2, 26).

Павел вел среди галатийцев такую жизнь, что мог впоследствии сказать: «Прошу вас, братия, будьте, как я» (Гал. 4:12). Его уст коснулись горящие угли с жертвенника, и он превозмог несовершенство своей плоти и проповедовал Иисуса как единственную надежду грешника. Слышавшие его знали, что он был с Иисусом. Наделенный силой свыше, он мог сравнивать духовное с духовным и разрушать сата­нинские твердыни. Его проповеди о любви Божьей, открытой в жертве Его единородного Сына, сокрушали сердца людей, и многие вопрошали: что мне делать, чтобы спастись?

Так проповедовал апостол Евангелие во время служения среди язычников. Он всегда указывал им на Голгофский крест. «Ибо мы не себя проповедуем, — писал он в последующие годы своей жизни, — но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:5, 6).

Посвященные вестники, которые на заре христианства несли гибнущему миру радостную весть о спасении, не допускали, чтобы тщеславные помыслы омрачали их проповедь о распятом Христе. Они не стремились к власти или превосходству. Скрывая свое «я» в Спасителе, они возвеличивали план спа­сения и жизнь Христа — Того, Кто задумал и осуществил этот план, Христа, Который вчера и сегодня и вовеки Тот же, Того, Кто являлся средоточием их учения.

Если бы и современные учители Слова Божьего превозно­сили крест Христов все выше и выше, их служение было бы куда более успешным, ибо грешники, хотя бы однажды серьезно взглянувшие на крест и увидевшие на нем распятого Спасителя, осознают глубину сострадания Божьего и грехов­ность греха.

Сама смерть Христа доказывает, что Бог любит челове­чество, и в ней — залог нашего спасения. Отнять у христиа­нина крест — все равно что убрать солнце с неба. Крест приближает нас к Богу, примиряет с Ним. Иегова с нежным состраданием и отеческой любовью смотрит на муки, пере­несенные Его Сыном для спасения людей от вечной гибели, и принимает нас в Возлюбленном.

Итак, без креста человек не мог бы восстановить единства с Отцом, от креста зависит исполнение всех наших надежд. От него исходит свет любви Спасителя. Когда у подножия креста грешник смотрит на Того, Кто умер ради него, он может радоваться радостью неизреченной и преславной, ибо его грехи прощены. С верой преклоняя колени у креста, он достигает самого возвышенного состояния, до которого может подняться смертный.

Через крест мы узнаем, что Небесный Отец любит нас бесконечной любовью, и не удивляемся восторженному восклицанию Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). Наше преимущество — хвалиться крестом и всецело посвятить себя Тому, Кто отдал Себя за нас. Озаренные же светом, струящимся с Голгофы, мы можем начать просвещать этим светом пребывающих во мраке.

 

 

Глава 21

ЗА ПРЕДЕЛАМИ МАЛОЙ АЗИИ

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 16:7—40.

Пришло время проповеди Евангелия за пределами Малой Азии. Павлу и его спутникам открывался путь в Европу. В Троаде на берегах Средиземного моря «было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам».

Призыв был настойчивым, не допускающим отлага­тельства. «После сего видения, — сообщает Лука, который сопровождал Павла, Силу и Тимофея на пути в Европу, — тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отпра­вившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония».

«В день же субботний, — продолжает Лука, — мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел». Лидия с радостью приняла истину. Она и весь ее дом обратились и крестились, и она умоляла апостолов погостить у нее в доме. Когда вестники креста учили народ, за ними шла женщина, одержимая духом прорицательным, и кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Это она делала много дней.

Будучи особым орудием сатаны, она, прорицая, приносила своим господам большую прибыль. Ее влияние способствовало упрочению идолопоклонства. Сатана знал, что апостолы вторглись в его царство, и прибег к средству противодействия делу Божьему, надеясь примешать свои лукавые измышления к тем истинам, которые проповедовали глашатаи Евангелия. Якобы восхваляя апостолов, эта женщина на самом деле наносила ущерб делу истины, отвлекая людей от учения апостолов и бесчестя Евангелие. У многих создавалось впечатление, что люди, говорившие в Духе и силе Божьей, движимы тем же духом, что и эта женщина, посланник сатаны.

Некоторое время апостолы терпели такое юродство; затем, по вдохновению Духа Святого, Павел повелел нечистому выйти из этой женщины. Женщина сразу же умолкла, и это свидетельствовало о том, что апостолы — рабы Божьи и что бес признал их авторитет и повиновался их повелению.

Освободившись от нечистого духа и придя в себя, эта женщина решила стать последовательницей Христа. Ее хозяева встревожились за свою прибыль, ибо пропала надежда делать деньги на ее гаданиях и прорицаниях. Они понимали, что вскоре полностью лишатся всех источников дохода, если апостолам позволят беспрепятственно продолжать проповедь Евангелия.

Многие жители города были так же заинтересованы в том, чтобы извлекать деньги из сатанинского обмана, и, боясь, что влияние апостолов разорит их, начали преследовать рабов Божьих. Они приволокли апостолов к городским властям и выдвинули против них такое обвинение: «Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которые нам. Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять».

Апостолов окружила взбешенная толпа. Начальники, разжигая страсти народа, велели сорвать с апостолов верхнюю одежду и бичевать их. «И, давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их; получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду».

Апостолы испытывали невыносимые мучения из-за этих колод, но не роптали. Напротив, находясь в страшно мрачной темнице, они подбадривали друг друга словами молитвы и воспевали хвалу Богу, ибо удостоились претерпеть позор за имя Его, а их сердца пламенели глубокой и искренней любовью к делу своего Спасителя. Павел вспоминал о том, как в свое время он гнал учеников Христа, и радовался, что теперь его глаза видят, а сердце чувствует силу славных истин, которые он раньше презирал.

Другие узники с изумлением прислушивались к звукам молитвы и пения, доносившимся из внутренней темницы. Они привыкли слышать вопли и стоны, ругань и проклятия, нарушавшие ночную тишину; но никогда раньше не слышали они из этого мрачного подземелья слова молитвы и хвалы. Стража и узники удивлялись и вопрошали, что это за люди, которые могут радоваться, несмотря на голод, холод и мучения.

Тем временем городские воеводы, возвращаясь домой, поздравляли себя с тем, что им удалось быстро и решительно подавить смуту. Но по дороге они узнали и ряд подробностей, касающихся характера и деятельности людей, приговоренных ими к бичеванию и тюремному заключению. Так, они встретили женщину, освободившуюся от сатанинского влия­ния, и были поражены переменами в ее внешности и поведе­нии. В прошлом она доставляла властям массу хлопот, теперь же была спокойна и миролюбива. И они поняли, что, по всей вероятности, наказали ни в чем не повинных людей и вознегодовали на самих себя, решив, что утром прикажут тайно отпустить апостолов и выдворить их из города за преде­лы досягаемости разъяренной толпы.

Если люди поступили в данном случае жестоко и деспотично, проявив преступную халатность при исполнении возложенных на них обязанностей, то Бог не забыл о Своих рабах. Все Небо радело за людей, страдающих за Христа, послав в темницу ангелов. И от их поступи содрогнулась земля.

Двери темницы с тяжелыми засовами распахнулись настежь, цепи и оковы пали с узников, и яркий свет осиял темницу.

Темничный страж с удивлением вслушивался в молитвы и пение заключенных апостолов. Он сам повелел заковать их ноги в колоды и теперь, видя как они распухли и кровоточат, ожидал услышать горькие стоны и проклятия, а вместо этого слышал песнь радости и хвалы. Под эти звуки страж уснул; разбудило его землетрясение, от которого задрожали стены.

Поднявшись в тревоге, он с ужасом увидел, что все двери темницы распахнуты. У него сразу мелькнула мысль, что узники сбежали. Он вспомнил, как строго велели ему стеречь Павла и Силу, и теперь был уверен, что ему не сносить головы. Он решил, что лучше тотчас покончить с собой, чем дожи­даться позорной казни. Вытащив меч, он хотел было убить себя, как вдруг послышался приветливый голос Павла: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь». И действительно, все узники были на своих местах, сдерживаемые силой Божьей, действовавшей через одного человека.

Суровость, с которой темничный страж обошелся с апосто­лами, не вызвала в них ненависти, ибо Павел и Сила имели дух Христов, а не дух мщения, и сердца их, преисполненные любовью Спасителя, были свободны от злобы.

Темничный страж бросил меч и, потребовав огня, поспешил во внутреннюю темницу. Он хотел поближе посмотреть на людей, которые отплатили ему добром за жестокость. Дойдя до места, где находились апостолы, и бросившись к их ногам, он просил у них прощения. Затем, выведя их во внешний двор, спросил: «Что мне делать, чтобы спастись?»

Темничный страж трепетал, видя гнев Божий, явленный в землетрясении, и думая, что узники сбежали, был готов умертвить себя; теперь же все это казалось ему пустяками в сравнении с новым, необычным страхом, который пронзил его желанием иметь то же спокойствие и радость, которую проявили апостолы в страданиях и поношении. Он видел на их лицах небесный свет и понимал, что Бог чудесным образом вмешался, дабы спасти их; он отчетливо вспомнил слова женщины, одержимой духом прорицания: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения».

С глубоким смирением попросил он апостолов указать ему путь жизни. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой, — ответили они, — и проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его». Темничный страж омыл раны апостолов и служил им, после чего они крестили его и всех его домашних. Освящающее влияние распростра­нилось и на других заключенных темницы, и они были готовы воспринимать слова апостолов, убежденные, что Бог, Которому служили эти люди, чудесным образом освободил их от уз.

Жители города Филиппы были устрашены землетрясе­нием, когда же у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: