Понятие качества продукции
Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества.
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (потребления).
Классификация показателей качества продукции
Классификация показателей качества продукции:
1. единичныепоказатели качества – характеризуют одно свойство продукции и определяются как процентное соотношение величины параметра оцениваемого изделия к величине параметра базового образца.
2. комплексный показатель качества – характеризует совокупность нескольких свойств продукции и рассчитываются на основе единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средневзвешенного.
3. интегральный показатель качества – определяется как соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретение и использование этой продукции.
Для анализа и оценки качества используют единичные показатели, к ним относят:
§ назначение (определяет основные функции)
§ надежность (определяет свойства продукции сохранять в значения всех параметров продукции)
§ использование сырья, материалов, топлива
§ эргономические
§ технологичность
§ унификации
§ транспортабельность
§ безопасность
§ экологичность
§ патентно-правовые.
Методы определения численных значений показателей качества продукции делят на 2 группы:
1. по способам получения информации
§ инструментальныйметод – основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений.
§ расчетный метод – основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей для определения численных показателей качества
§ органолептическийметод – основан на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий органов чувств
§ регистрационныйметод – использование информации, полученной путем регистрации и подсчета определенных событий, предметов.
2. по источникам получения информации
§ традиционный метод – получение информации о количественной оценке показателей качества из традиционных источников информации на предприятии (лаборатории и т.д.)
§ экспертный метод – использование экспертных оценок.
§ социологический метод (маркетинговый метод) – сбор и анализ мнения потребителей.
Уровень качества, методы его определения
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией.
Перед отпуском потребителю или при потреблении (эксплуатации) требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.
Уровень качества товаров - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями техже показателей, основанная на сравнении совокупности показателей качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
При оценке уровня качества, как базовые, могут быть использованы показатели эталонов - образцов, которые могут отражать требования к качеству лучших мировых или отечественных изделий, а также требования (запросы) потребителей. Выбор показателей зависит от целей оценки качества.
Технический уровень качества - относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. Технический уровень качества применяется обычно для характеристики сложнотехнических товаров.
Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.
Следовательно, все эти свойства могут быть отнесены к потребительским, так как они могут удовлетворять потребности не только конечного потребителя, но и изготовителя новых товаров или исполнителя услуг.
Однако в узком понимании все свойства, характеризующие качество, следует подразделить на два класса:
§ потребительские;
§ технологические.
В курсе товароведения принято рассматривать в основном потребительские свойства и в меньшей степени - технологические. Вместе с тем эти две группы тесно взаимосвязаны, а порой и полностью совпадают. Так, для многих товаров, используемых как сырье или полуфабрикат для производства кулинарных, кондитерских изделий (мука, сахар, жиры и т. п.) или новых изделий (ткани, кожа, меха и т. п.), функциональное назначение обусловлено, в том числе, и отдельными технологическими свойствами.
Методы определения уровня качества подразделяются на:
1. объективные методы
§ измерительный метод – определение действительных занчений показателей качества с помощью технических устройств.
§ регистрационныйметод – наблюдение и подсчет числа объектов, выбранных по определенному признаку, в качестве которых могут быть выбраны конкретные дефекты, градации товаров, их наименование, вид, сорт и т.д.
2. эвристические методы
§ органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств:
§ экспертные методы – проводятся группой экспертов в условиях неопределенности и риска, которые применяются в случае, когда другие методы неприемлемы или не экономичны.
§ социологический метод – сбор и анализ мнения потребителей.