Уровень качества, методы его определения




Понятие качества продукции

Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью кате­гории качества.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (потребления).

Классификация показателей качества продукции

Классификация показателей качества продукции:

1. единичныепоказатели качества – характеризуют одно свойство продукции и определяются как процентное соотношение величины параметра оцениваемого изделия к величине параметра базового образца.

2. комплексный показатель качества – характеризует совокупность нескольких свойств продукции и рассчитываются на основе единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средневзвешенного.

3. интегральный показатель качества – определяется как соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретение и использование этой продукции.

Для анализа и оценки качества используют единичные показатели, к ним относят:

§ назначение (определяет основные функции)

§ надежность (определяет свойства продукции сохранять в значения всех параметров продукции)

§ использование сырья, материалов, топлива

§ эргономические

§ технологичность

§ унификации

§ транспортабельность

§ безопасность

§ экологичность

§ патентно-правовые.

Методы определения численных значений показателей качества продукции делят на 2 группы:

1. по способам получения информации

§ инструментальныйметод – основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений.

§ расчетный метод – основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей для определения численных показателей качества

§ органолептическийметод – основан на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий органов чувств

§ регистрационныйметод – использование информации, полученной путем регистрации и подсчета определенных событий, предметов.

2. по источникам получения информации

§ традиционный метод – получение информации о количественной оценке показателей качества из традиционных источников информации на предприятии (лаборатории и т.д.)

§ экспертный метод – использование экспертных оценок.

§ социологический метод (маркетинговый метод) – сбор и анализ мнения потребителей.

 

Уровень качества, методы его определения

Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, ко­торые формулируются в виде требований к качеству.

Требования к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.

Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются ма­териально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контро­лем, хранением и реализацией.

Перед отпуском потребителю или при потреблении (эксплуатации) требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.

В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качест­во. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.

Уровень качества товаров - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления дейст­вительных значений показателей с базовыми значениями техже показателей, основанная на сравнении совокупности показателей качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

При оценке уровня качества, как базовые, могут быть использованы показатели эталонов - образцов, которые могут отражать требования к качеству лучших мировых или отечественных изделий, а также требования (запросы) потребителей. Выбор показателей зависит от целей оценки качества.

Технический уровень качества - относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совер­шенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. Тех­нический уровень качества применяется обычно для характеристики сложнотехнических товаров.

Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и показателей, которые обусловли­вают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.

Следовательно, все эти свойства могут быть отнесены к потребительским, так как они могут удовлетворять потребности не только конечного потребителя, но и изготовителя новых товаров или испол­нителя услуг.

Однако в узком понимании все свойства, харак­теризующие качество, следует подразделить на два класса:

§ потребительские;

§ технологические.

В курсе товароведения принято рассматривать в основном потребительские свойства и в меньшей степени - технологические. Вместе с тем эти две группы тесно взаимосвязаны, а порой и полностью совпадают. Так, для мно­гих товаров, используемых как сырье или полуфабрикат для производства кулинарных, кондитерских изделий (мука, сахар, жиры и т. п.) или новых изделий (ткани, кожа, меха и т. п.), функциональное назначение обусловлено, в том числе, и отдельными технологическими свойствами.

Методы определения уровня качества подразделяются на:

1. объективные методы

§ измерительный метод – определение действительных занчений показателей качества с помощью технических устройств.

§ регистрационныйметод – наблюдение и подсчет числа объектов, выбранных по определенному признаку, в качестве которых могут быть выбраны конкретные дефекты, градации товаров, их наименование, вид, сорт и т.д.

2. эвристические методы

§ органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств:

§ экспертные методы – проводятся группой экспертов в условиях неопределенности и риска, которые применяются в случае, когда другие методы неприемлемы или не экономичны.

§ социологический метод – сбор и анализ мнения потребителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: