N 42 45,972 | E 19 23,441 | Монастырь Морача | MN-MONASTIR MORACHA |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Морача
В нескольких километрах от каньона (по шоссе от Подгориц) находится древний монастырь Морача (13 век). Является одним из наиболее значимых сербских православных памятников Средневековья на Балканах.
Основан в 1252 году сыном сербского князя Вукана II Неманьича — Стефаном, который позже был похоронен в церкви Успения Богородицы. В XV веке после набегов турков, монастырь пришёл в запустение и восстановлен лишь в конце XVI века Вучичем Вучетичем. До сегодняшнего времени сохранились фрески с ликами Богородицы и Христа; а таже 11 сцен, иллюстрирующих жизнеописание пророка Ильи. Особое место занимают иконы Святого Симеона и Святого Саввы работы Козьмы.
Монастырский комплекс состоит из большой соборной церкви, посвященной Успению Богородицы, небольшой церкви Святого Николы в монастырской паперти и из здания монастырского подворья.
Монастырь Морача – один из самых необычных в Черногории памятников средневековья. В середине XIII века (1252 г.) его построил Стефан, сын короля Вукана и внук Стефана Неманьи на правом берегу реки Морача. Монастырский комплекс состоит из соборной церкви Успения Святой Богоматери, маленькой церкви Святого Николая и нескольких строений с монастырскими кельями. Церковный двор окружен высокой стеной с двумя воротами.
Успенская церковь, являющаяся одним из самых старых сооружений, построена в стиле «рашской школы» и по образцу так называемых «задужбин» - сооружений, построенных на завещанные средства во спасение души завещавшего («задужбина» - то есть «за душу»). Это большое здание с одним залом, цилиндрическим сводом, полукруглой галереей, боковым клиросом и куполом. В отличие от церквей приморского стиля главный храм монастыря Морача оштукатурен. Главный вход построен из серого мрамора в романском стиле. Серым мрамором облицована и сама церковь. Из разноцветного камня выполнен просторный амвон перед Царскими вратами. В куполе над амвоном висит большой хорос «Богородичино коло», под которым когда-то клялись во время судебного процесса, в случаях, когда нельзя было собрать доказательства другим способом. В средней части храма расположен каменный саркофаг – гробница, в которой захоронен ктитор (староста) монастыря князь Стефан. Жемчужиной церкви является двухстворчатая дверь у входа в средний храм, украшенная слоновой костью. Ею декорированы также кресло, стол и трость, которая, согласно преданию, принадлежала Святому Савве. Эти предметы считаются самыми красивыми и самыми сложными или оригинальными образцами инкрустации по дереву.
|
На протяжении своего многовекового существования монастырь Морача играл значительную роль в жизни людей. В нем происходили важные исторические события, как в недавнем, так и в отдаленном прошлом. Здесь выносили приговоры, принимали важные решения, переписывали книги и обучали грамоте. И по сей день в монастыре находится один экземпляр «Октоиха первогласника» (первая книга на славянском юге на кириллице, 1494 г.). Будучи историческим, культурным и духовным центром православия, монастырь постоянно подвергался нападениям. Целых 70 лет он оставался без кровли, так как в начале XVI века туркам понадобился свинец, из которого она была изготовлена. Лишь во второй половине XVI века кровля была восстановлена, а сам монастырь отреставрирован. Реставрационные работы впоследствии проводились несколько раз: в конце XVIII века, начале XIX века, начале XX века, а в 1935 году монастырь обрел медную кровлю.
|
Монастырь Морача богат фресками. По времени создания они датируются XIII веком (первый период) и XVI-XVII веками (второй период). Морачская живопись является одной из вершин византийского искусства. Самая старая и самая известная фреска – «Ворон кормит пророка Илию» датирован XIII веком. Подавляющее большинство фресок того времени посвящено пророку Илии – 11; к сожалению, они сохранились лишь частично. Любопытно отметить, что эти 11 фресок представляют собой единственный известный пример этого цикла в монументальной средневековой живописи.
В чем же основная ценность морачской живописи? В том, что она, являясь отступлением от фресковой живописи того времени, предвещает новые правила живописи, а именно: везде найдено правильное соотношение в изображении пропорций. Соотношение между фигурами не иерархическое – они сгруппированы попарно. Содержание представлено не по зонам, а по противоположным друг другу стенам. На смену линейности, графицизму и неподвижности фигур пришли объемность и легкость движения. Согласно ранней средневековой традиции автор анонимен, и неизвестно, какого происхождения он был – славянского или греческого. Но его произведения свидетельствуют о великой живописи того времени