Проведения занятия по учебной дисциплине




УТВЕРЖДАЮ

И.О. Начальника цикла Т и ТСП

подполковник Г. Андреев

«__» _____ 2019 года

 

ПЛАН

Проведения занятия по учебной дисциплине

«Военная топография»

 

Тема   Топогеодезическое обеспечение боевых действий артиллерии. Основные элементы геодезических вычислений.

Учебные и воспитательные цели

В результате изучения темы студенты должны

Знать:

- цель и задачи топогеодезического обеспечения боевых действий артиллерии;

- основные элементы геодезических вычислений;

- порядок решения ПГЗ;

- порядок решения ОГЗ;

- порядок определения дальности по короткой базе, решения треугольника.

Уметь:

- решать ПГЗ аналитическим методом;

- решать ОГЗ аналитическим методом;

- определять дальность по короткой базе, решать треугольник аналитическим методом.

 

Состав обучающихся: студенты 1-го года обучения.

Время: 4 часа (180 мин.)

Место: класс тактической подготовки.

Вид занятия: практическое

Учебно-материальное обеспечение

Литература

1. В.Н. Филатов «Военная топография», ВИ, М, 2008 г.

 

Наглядные пособия

1. Презентация для ПК по теме занятия.

 

Технические средства обучения

1. ПК.

2. Мультимедийный проектор.

 

Материальное обеспечение

Учебные карты «Андрополь» У-42-73-В; циркуль – измеритель, поперечный масштаб, АК-4 с МПЛ-50, таблицы синусов и косинусов углов, определения дальности по короткой базе, Кравченко - 1 на двоих обучаемых.

Порядок проведения занятия

№п/п Содержание занятия Время (мин) Применение УМБ
I. Вводная часть. Принимаю доклад дежурного по взводу, уточняю причины отсутствия студентов на занятии, отмечаю в журнале. Проверяю готовность взвода к занятию, наличие материального обеспечения занятия. Объявляю тему, учебные вопросы, цели занятия и порядок его проведения. Обосновываю актуальность темы, связь с практической деятельностью войск. Выдаю летучки, провожу письменный опрос по теме предыдущего занятия – определить полярные координаты точек графическим способом.   мультимедийный проектор, ПК карты «Андрополь» У-42-73-В; АК-4 с МПЛ-50
II. Основная часть    
  Вопрос 1. Цель и задачи топогеодезического обеспечения боевых действий артиллерии. Основные элементы геодезических вычислений. Довожу до обучаемых до обучаемых что топогеодезическое обеспечение боевых действий организуется и осуществляется в це­лях: v создания условий для выполнения артилле­рийскими подразделениями задач по огневому поражению противника, v подготовки и своевре­менного доведения до подразделений основных топогеодезических данных, необходимых для изучения и оценки местности при подготовке предложений, принятии решений, планирова­нии боевых действий, организации взаимо­действия и управления артиллерийскими под­разделениями в бою. Основными задачами топогеодезического обеспечения являются: v своевременное обеспе­чение подразделений различными видами топографических карт и измерительными фотодокументами; v доведение исходных топогеодезических данных, необходимых для успешного выполнения боевой задачи; v топогеодезическая привязка элементов боевого по­рядка, контроль топогеодезической привязки, проведение мероприятий, обеспечивающих своевременность и точность топогеодезической привязки. К основным мероприятиям, обеспечивающим своевременность и точность топогеодезической привязки, относятся: v выверки (проверки на функционирование) топогеодезических приборов и средств навигации; v подготовка маршрутов перемещения (маневра) в топогеодезическом отношении и доведение результа­тов до подразделений; v организация работы поста передачи ориентирования, расчета и до­ведения таблиц дирекционных углов светила до подразделений; v планирование порядка выпол­нения топогеодезических работ в районах маг­нитных аномалий, а также на стыке координатных зон; v организация взаимодейст­вия с подразделениями топографической служ­бы старшего командира (начальника) или приданными топогеодезическими подразделе­ниями, действующими в интересах дивизиона. Топогеодезическое обеспечение в дивизионе организуется и осуществляется на основе распоряжения по топогеодезическому обеспечению вышестоящего штаба и указаний командира дивизиона. Силы и средства артиллерийских подразделений для выполнения топогеодезической привязки. Для проведения топогеодезической привязки огневых позиций (ОП) и наблюдательных пунктов (НП) в батареях создаются группы самопривязки (артиллерийские разведовательные группы). Довожу до обучаемых состав артиллерийской разведывательной группы для топогеодезической привязки ОП от каждой батареи. Группа самопривязки наблюдательного пункта возглавляется командиром взвода управления или командиром отделения разведки; она включает двух солдат из состава отделения разведки батареи. Обязанности личного состава группы самопривязки. Исходными топогеодезическими данными для ракет­ных войск и артиллерии являются: v координаты и высоты пунктов государственной и специальных геодезических се­тей (ГГС и СГС), v координаты точек артиллерийской топогеодезической сети (АТГС), v контурных точек, различных объектов (ориентиров) местности, v дирекционные углы сто­рон ГГС, СГС и направлений на ориентирные пункты, азимуты (дирекционные углы) эталонных направлений. Довожу до обучаемых до обучаемых основные элементы геодезических вычислений являются: v переход от дирекционного угла одного направления к дирекционному углу другого направления, исходящего из одной и той же точки; v определение величины горизонтального угла по дирекционным углам направлений, составляющих этот угол; v решение прямой геодезической задачи; v решение обратной геодезической задачи; v решение треугольника; v определение величины сближения меридианов (рассматривалось на занятии Тема 4/1); v переход от истинного или магнитного азимута к дирекционному углу (рассматривалось на занятии Тема 4/1); v определение превышений. Довожу до обучаемых основные правила вычислений. Переход от дирекционного угла одного направления к дирекцион-ному углу другого направления, исходящего из одной и той же точки. Определение величины горизонтального угла по дирекционным углам направлений, составляющих этот угол   мультимедийный проектор, ПК  
  Вопрос 2. Преобразование полярных координат в прямоугольные аналитическим методом. Решение ПГЗ. Довожу до обучаемых что прямой геодезической задачей на плоскости называется способ определения координат точки по известным прямоугольным координатам заданной (исходной) точки, расстоянию между ними и дирекционному углу с заданной точки на определяемую, т.е. переход от полярных координат к прямоугольным. Прямая геодезическая задача может решаться графическим или аналитическим методом. Выбор метода и средств, для решения прямой геодезической задачи зависит от вида топогеодезической привязки и требуемой точности определения координат. Решение прямой геодезической задачи графическим методом может быть выполнено на карте (аэроснимке), планшете или на приборе управления огнем. При аналитическом решении прямой геодезической задачи приращения координат DC и DU можно определить с помощью таблиц натуральных значений тригонометрических функций, по таблицам приращений координат, на артиллерийской логарифмической линейке ЛА-14, на счислителе топографическом малом (СТМ), с помощью номограммы инструментального хода (НИХ), с помощью микрокалькулятора (ЭКВМ, ЭВМ, в т.ч. специализированных); ПГЗ решают в следующей последовательности: 1. Вычисляют приращения координат ΔХ и ΔY по формулам: 2. Сложив алгебраически приращения координат с координатами точки А получим координаты точки В по формулам: Самым распространенным способом решения прямой геодезической задачи в последнее время является решение с помощью таблицы синусов и косинусов углов или микрокалькулятора. Порядок использования таблицы синусов и косинусов углов: Довожу до обучаемых порядок решения ПГЗ с использованием НИХ. Тренирую обучаемых в решении ПГЗ.   мультимедийный проектор, ПК таблицы синусов и косинусов углов, определения дальности по короткой базе, Кравченко    
  Вопрос 3. Преобразование прямоугольных координат в полярные аналитическим методом. Решение ОГЗ. Довожу до обучаемых что обратная геодезическая задача (ОГЗ) на плоскости заключается в нахождении дирекционного угла α направления с одной точки на другую и расстояния Д между ними по прямоугольным координатам данных точек. При решении обратной геодезической задачи известны: XА,YА; XВ,YВ – прямоугольные координаты точек А и В. Требуется определить: α – дирекционный угол направления с точки А на точку В; Д – расстояние (дальность) между точками А и В. В прямоугольном треугольнике АСВ катеты АС и СВ соответствуют приращениям координат: АС = ΔХ; СВ = ΔY; Таким образом, в прямоугольном треугольнике АСВ известны два катета, по которым можно определить все его остальные элементы: острый угол САВ, равный дирекционному углу α, и гипотенузу Д (дальность). Обратная геодезическая задача решается как правило с использованием таблицы для расчета топографической дальности и дирекционного угла цели (таблица Кравченко) или программируемых микрокалькуляторов. Довожу до обучаемых порядок решения задачи с использованием таблицы Кравченко. Тренирую обучаемых в решении ОГЗ.   мультимедийный проектор, ПК таблицы синусов и косинусов углов, определения дальности по короткой базе, Кравченко
  Вопрос 4. Определение дальности по короткой базе. Решение треугольника. Довожу до обучаемых порядок измерения расстояний по короткой базе Работа по измерению расстояний по короткой базе выполняется в следующем порядке: 1. На одном из концов измеряемого расстояния под прямым углом к измеряемой линии выбрасывают короткую базу, и на конце базы выставляют веху. Длину короткой базы выбирают с таким расчетом, чтобы она не была меньше 1/10 измеряемого расстояния. 2. С помощью прибора, расстав­ленного на другом конце базы, изме­ряют угол между направлением на контурную и привязываемую точку – угол β. Определяют параллактический угол по формуле: γ = 15-00 – β 3. По НИХ или таблице для определения расстояния по короткой базе или по формуле: d = Б: tg γ определяют расстояние до привязываемой точки. Групповым способом, решаю с обучаемыми пример. Решение треугольника. Работа по измерению расстояний по вспомогательной базе выполняется в следующем порядке: 1. На одном из концов измеряемого расстояния под углом близким к 15-00 к измеряемой линии выбрасывают вспомогательную базу, и на конце базы выставляют веху. Длину базы выбирают с таким расчетом, чтобы она не была меньше 1/10 из­меряемого расстояния. 2. С помощью прибора, расстав­ленного на другом конце базы изме­ряют угол между направлением на контурную и привязываемую точку – угол B (A). Определяют параллактический угол по формуле: C = 30-00 – В – А 3. В зависимости от того, в какую сторону выбрасывается база (вправо или влево) по формуле определяем Д: Длев = (Б: sin С) х sin В; Дпр = (Б: sin С) х sin А Групповым способом, решаю с обучаемыми пример. Тренирую обучаемых в решении треугольника.   мультимедийный проектор, ПК таблицы синусов и косинусов углов, определения дальности по короткой базе, Кравченко
III. Заключительня часть. Подвожу итог занятия, где отмечаю: - достигнуты ли цели занятия; - дисциплину обучаемых на занятии; - положительное в действиях обучаемых; - недостатки и способы их устранения. Объявляю полученные оценки. Довожу, что на следующем занятии студенты изучат способы определения и передачи дирекционных углов ориентирных направлений. Задание на самостоятельную работу: Знать материалы занятия по конспекту. Ставлю задачу на подготовку к следующему занятию: Способы определения и передачи дирекционных углов ориентирных направлений. Литература для подготовки к занятию 1. Руководство по боевой работе топогеодезических подразделений РВиА, групп самопривязки и расчетов машин, оснащенных автономной навигационной аппаратурой. Воениздат 2008 г. Глава 1. Указания и рекомендации обучающимся по подготовке к занятию 1. К занятию повторить: - цель и задачи топогеодезического обеспечения боевых действий артиллерии; - основные элементы геодезических вычислений; - порядок решения ПГЗ; - порядок решения ОГЗ; - порядок определения дальности по короткой базе, решения треугольника. 2. На занятии иметь: таблицы синусов и косинусов углов, определения дальности по короткой базе, Кравченко - 1 на двоих обучаемых, ПАБ-2А 3. На занятии быть в готовности решить летучку по вопросам изученном на сегодняшнем занятии.   мультимедийный проектор, ПК

 

Руководитель занятия

«_____» _______ 2019 г.

 

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Военная кафедра

Для студентов

учебный взвод

*

 

ЗАДАНИЕ

на групповое занятие по учебной дисциплине «Военная топография»

 

Тема 6. Определение дирекционных углов ориентирных направлений.
Занятие 1. Способы определения и передачи дирекционных углов ориентирных направлений.

 

Тольятти

 

Учебные вопросы

1. Способы определения дирекционных углов ориентирных направлений, нормативы времени и точности.

2. Способы передачи дирекционных углов ориентирных направлений, нормативы времени и точности.

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Руководство по боевой работе топогеодезических подразделений РВиА, групп самопривязки и расчетов машин, оснащенных автономной навигационной аппаратурой. Воениздат 2008 г. Глава 1,2.

 

 

Указания и рекомендации обучающимся по подготовке к занятию:

1. К занятию знать:

- цель и задачи топогеодезического обеспечения боевых действий артиллерии;

- основные элементы геодезических вычислений;

- порядок решения ПГЗ;

- порядок решения ОГЗ;

- порядок определения дальности по короткой базе, решения треугольника.

- материалы сегодняшнего занятия.

2. На занятии иметь:

таблицы синусов и косинусов углов, определения дальности по короткой базе, Кравченко - 1 на двоих обучаемых, ПАБ-2А – 1шт.

3. На занятии быть в готовности решить летучку по вопросам изученном на сегодняшнем занятии.

 

Руководитель занятия:

«______» ________ 2019 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: