План:
- сущность социальных институтов и их виды
- функции
- социальные организации, структура организаций
- виды социальных организаций.
Социальный институт (лат. – установление) – совокупность правил поведения, принципов, установок, которые регламентируют определенную сферу общественной жизни.
Основные институты:
- Политический – потребность в безопасности и социальном порядке.
- Экономический – обеспечение средствами существования.
- Религии – помогает решать людям духовные проблемы.
- Культуры.
- Семьи и брака.
Социальные институты тесно связаны с социальными группами, но тем не менее отличаются от них. Социальный институт выступает как исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей. И реализация социальными институтами значимых функций обеспечивается тем, что внутри каждого существует целостная система, стандартизированы образцов поведения, а также ценностно-нормативная структура с соответствующими ей социальными статусами и ролями.
Виды институтов:
В зависимости от содержания и предметов регулирования существует 6 видов институтов:
- Экономические – наиболее устойчивые, с четкой регламентацией в хозяйственной деятельности (институты торговли, банковские институты, ООО, ИП).
- Политические – связаны с установлением, поддержанием политической власти (государство, армия, партия, администрации, самоуправление).
- Социокультурные и воспитательные – отвечают за воспроизводство и поддержание социальных ценностей (школы, сады, музеи, выставки).
- Организационно-управленческие институты (церемониально-символические) – осуществляют процесс управления и планирования за оптимальным ходом взаимодействия.
- Нормативно ориентирующие – механизмы морально-этической регуляции поведения. Задача – придать поведению нравственную аргументацию.
- Нормативно санкционирующие – осуществляют регуляцию поведения на основе правил, прописанных в документах. Гарант выполнения – государство и его представительные органы.
Функции институтов.
|
- функция закрепления и воспроизводство общественных отношений
- регулятивная
- интегративная – процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности. Интеграция сопровождается упорядочиванием взаимодействий, а также увеличением объема и частоты отношений.
- транслирующая
- коммуникативная – обеспечивает хождение информации как внутри института, так и между институтами.
Дисфункции институтов внешне могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств и организационных недостатков. С содержательной т.зр. дисфункции проявляются в неясности целей, неопределенности функций, падении престижа.
Социальные организации.
Организация понимается как вид специфической деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий. Организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Организация – искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию.
Признаки организации:
- Организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных или специфических целей.
- Организация представляет собой социальную систему.
- Структура в социальных организациях представляет собой иерархию.
- Организация – группа, которой свойственна высокая степень формализации.
- Организация имеет программу деятельности. Эта программа может формулироваться в общих чертах и отражает общие цели.
- Организация позволяет идентифицировать её членов на принадлежащих и не принадлежащих.
- Организация обладает коллективной идентичностью, то есть она имеет название.
Организация – это социальная группа, ориентированная на достижение целей и основанная на формировании высоко формализованных структур, включающих в себя систему управления, программу действий и фиксирование участников.
|
Элементы организации.
Основным элементом является структура. При чем существует формальная структура – совокупность обезличенных правил, образцов поведения, которые проявляются в правовых, организационных и социо-культурных формах. Формальная структура обеспечивает устойчивость и упрощает процесс управления. Она может быть вертикальной и горизонтальной. Наряду с формальной формируется внеформальная и неформальная. Неформальная – социально-психологическая – совокупность отношений, сложившихся между участниками в процессе общения. Внеформальная – это взаимоотношения между членами, которые возникают для выполнения профессиональных задач (внеформальная организованность персонала).
Второй элемент – цель. Вне цели не существует организации. Существуют разные виды целей: цели-задания – цели, которые ставятся перед организацией более высокой структурой; цели-ориентации складываются из личных целей; цели-системы – обеспечение устойчивости самой системы.
|
Третий элемент – члены организации. Каждый из членов должен обладать определенными знаниями, навыками и качествами.
Четвертый элемент – технология. Организация – это место, в котором энергия участников применяется для модернизации материалов или информации. Технология включает в себя методы, средства и процесс модернизации.
Пятый элемент – внешнее окружение. Полностью закрытых организаций не существует.
Виды организаций:
В основе классификации лежат 3 признака: степень формальности отношений, подвижность цели и возможности членов влиять на результаты деятельности организации.
- административные (деловые) – у них есть жесткая структура, высокая формальность и слабая возможность членов влиять на результаты.
- общественные (союзные) – цели подвижны, структура менее формализована, члены имеют некие возможности влияния (партии, профсоюзы, клубы по интересам).
- ассоциативные – минимальная степень формальности, структура подвижна, цели вырабатываются в ходе деятельности, влияние индивидов высокое (дружеские компании, семья).
По типу взаимоотношений:
- формальные
- неформальные.
Впервые в науку такое деление ввел Элтон Мэйо.