Ретроспектива в прошлое.




Действующие лица

ОНА - "Григорий"

ОН - Сенька Плоткин

ИВАН - за завуча школы Захара Львовича

АНЯ - за БАБУ ЛИЗУ учительницу литературы и, по совместительству, руководителя драматического кружка

АГАФЬЯ - ученица первого класса

ЕГОР - ученик третьего класса

ВИКА - ученица четвертого класса

ЛЕРА - молодой педагог-организатор

КАТЯ

НИКИТА одноклассники

ЛИЗА

ЮЛЯ

 

МАССОВКА взрослая и детская - все герои пьесы

г ород

Наши дни.

Груда ненужных, приготовленных к выбросу вещей:

парта, 3 перевернутых стула, явно не для взрослых скамейка.

На них лежат две рясы, парик и борода, детский барабан, школьный портфель, смятые листы текста Сенькиной роли Пимена, старая керосиновая лампа, огромная потрепанная книга. Всё это накрывает зонт.

Видеоряд города: улицы, площади, скверы, театр.

Ступеньки к театру.

На видеоряде проходят люди в демисезонных одеждах.

Входит Она в плаще с зонтом в руках.

Массовка взрослая - стопкадр.

Она останавливается, спокойно стоит, загадочно улыбается.

ОНА - Я оказалась в родном городе. Через пятнадцать лет...

Массовка продолжает движение.

ОНА - Наш старый драмтеатр...

Массовка - стопкадр.

ОНА - Здесь работает Сенька Плоткин, мой одноклассник. Работает режиссером. Говорят кошмарно талантливый. Вроде его в Москву приглашали, обещали постановку в каком-то театре... Сенька... Плоткин...

 

Массовка продолжает движение.

Мимо проходит Он, в плаще с поднятым воротником. Останавливается. Смотрит в ее сторону.

Она, будто почувствовав что-то,

медленно поворачивает лицо в его сторону.

Оба чуть растеряны.

 

ОН - Григорий. ..

Массовка - стопкадр.

ОН - Григорий!

Массовка перемещается к груде вещей,

размещается на ней,

стопкадр.

ОН - (подходит к ней) Григорий...Какими судьбами, Григорий?

ОНА - Мог бы изречь что-нибудь потеатральней. Ты ж, говорят, молодой талант.

ОН - Я?.. Я старый... Скоро буду булькать, как Баба Лиза... Помнишь Бабу Лизу? Знаешь, я ее иногда приглашаю на спектакль. Жалко, старенькая... булькает... А ты как, Григорий? Пишешь, говорят?.. (уважительно и значительно) Писатель! Не читал, прости. Времени не хватает.

ОНА - Не беда. Главное, чтоб на Пушкина хватало. Помнишь сцену "В келье"? "Еще одно, последнее сказанье..." Помнишь?

ОН - А как же! Я был тогда очень талантливый и мог перевернуть театр. Я

запросто мог сыграть Гамлета.

ОНА - Тогда ты про Гамлета ничего не знал. Ты был шпаной и разгильдяем... Ты всегда был на вылете.

ОН - (энергично жестикулируя) Я и сейчас на вылете, у меня напряженные отношения с Главным. Ты знаешь, я задумал поставить "Макбета" - совершенно по-новому, опрокидывая все традиционные взгляды на Шекспира.

ОНА - Где ты будешь ставить?

ОН - Пока нигде...(поеживаясь от зябкого ветра) Пока - так... в воображении...

ОНА - Ты хоть помнишь, как мы спорили - решали проблемы жизни, театра?

ОН - (усмехнулся) Дураки. Лучше бы целовались.

ОНА - Ну, целоваться-то рановато было.

ОН - В пятнадцать лет? Брось. В самый раз.

 

звонок мобильного телефона

Массовка начинает искать по своим карманам, телефоны.

Она вынула телефон из кармана.

Массовка - сторпкадр.

Посмотрела кто звонит.

ОНА - Извини, Сень, мне пора.

Он нежно взял ее руку в свои ладони.

Пауза.

ОНА - (грустно) Галантным заделался. (усмехнулась) Я все равно помню, как

ты дореволюционной книгой меня по башке треснул.

ОН - Я был влюблен в тебя... Ради тебя я согласился играть Пимена.

Они медленно расходятся в разные стороны.

ОНА -Что ж ты молчал, костыль несчастный?

ОН - (пожал плечами) - шпана неотесанный...

С груды вещей свалился и покатился детский барабан.

переход

Ретроспектива в прошлое.

Из груды появляется СЕВКА.

Массовка снимает верхнюю одежду, оставляет её на ступеньках.

Теперь массовка это действующие лица пьесы.

ЕГОР бежит за барабаном, берет его в руки и смотрит на НЕГО и НЕЁ.

Они снимают верхнюю одежду, превращаясь в школьников. ЕГОР уносит их одежду на ступеньки.

ВИКА убирает зонт в сторону и мы видим: школьный портфель, смятые листы текста Сенькиной роли Пимена, старую керосиновую лампу, огромную потрепанную книгу.

Массовка ловко ставит парту и стулья на середину площадки.

ВИКА вынимает из портфеля мятые листы роли "Монаха Пимена"

и предает ЕМУ.

Он берет мятые листы роли.

ВИКА вынимает из портфеля 2 салфетки, передает их ЕЙ и ЕМУ.

ОНА вытирает свой стул.

ОН, воспользовавшись отвлечением ВИКИ на публику и в отличие от НЕЁ, поочередно ставит ноги на стул и вытирает обувь салфеткой, запихивает салфетку в портфель.

ОНА аккуратно вынимает из портфеля все учебники, дневник, аккуратно переписанную роль "Григория", вынимает пинал, из пинала - ручку,

кладет учебники в портфель, затем кладет в него пинал. В общем, подчеркнуто - самая прилежная ученица.

ВИКА, с чувством выполненного долга, занимает свое место среди всех учеников.

ОНА - (монолог идет во время этих манипуляций) Моя никчемность стала очевидной годам уже к тринадцати. С точными науками к тому времени я отношения выяснила, а высокие помыслы и сердечный пыл, круто замешенные на любви к литературе, тщетно пыталась приспособить к какому-нибудь делу.

 

КАТЯ - В восьмом классе ОНА влезла в школьный драмкружок и ухитрилась сыграть роль Григория Отрепьева в трагедии Пушкина "Борис Годунов".

ЛЕРА - Разумеется, ОНА претендовала на роль красавицы Марины Мнишек. Но наша классная руководительница, Баба Лиза, распределяла роли, руководствуясь соображениями педагогического характера.

 

АНЯ - Баба Лиза преподавала литературу.

 

ЮЛЯ - Это была пожилая тянущая, как запряженный вол, две ставки и общественную нагрузку - школьный драмкружок.

 

ЛИЗА - Из-за страшной занятости Баба Лиза уже лет двадцать не могла выкроить минутку, чтобы взглянуть на себя в зеркало и убедиться, что время, увы, не стоит на месте.

 

ЮЛЯ - Самым примечательным был ее голос. Баба Лиза булькала, как суп в кастрюле на тихом огне.

 

ОНА - (моляще протягивая руки с ролью) Лизветсеменна, а почему мне - Самозванец? Вон Никитка пусть играет, он...

 

НИКИТА - Какой же я самозванец? Я по меньшей мере Борис Годунов!

 

ОНА - Гришка - он отрицательный, он из меня не получится...

 

АНЯ - Хватит придуриваться!...

 

ЮЛЯ -...посоветовала Баба Лиза.

 

Массовка поочередно передают учительнице ЕЁ дневник

 

АНЯ - (перелистывает дневник) - Посмотри в свой дневник: алгебра

 

МАССОВКА - два, два, три.

 

АНЯ - физика

 

МАССОВКА - три, три, два.

 

ЛЕРА - Нормальный из тебя Самозванец (берет из рук БЛ дневник).

ОНА вырывает дневник, прячет в портфель

 

АНЯ - Роль монаха Пимена достается...(осматривает ребят)

 

НИКИТА - (выкрикивает) Сеньке Плоткину!

 

АНЯ - Шпане большого полета?.. А в прочем...

 

ЛИЗА - Чуть ли не с первого класса Сенька, как боевой самолет, всегда был "на вылете".

 

КАТЯ - Едва успокаивался один скандал, вызванный Сенькиной проделкой, как тут же вспыхивал другой.

 

ЛЕРА - На Плоткина надо влиять! Лучше Пушкина вряд ли кто сможет повлиять на Сеньку.

 

АНЯ - Плоткин, ты у нас будешь Пименом...

 

ЮЛЯ -...деловито сообщила Баба Лиза.

 

АНЯ - Или пеняй на себя. Ты свои обстоятельства знаешь?

 

МАССОВКА - Ты на вылете!

 

НИКИТА - (Сеньке) Что приперли к стене. Ну? Ничего не остается делать, как сунуть голову в хомут постылой роли?

 

ВИКА - (к НЕЙ, сочувственно) Что, для тебя тоже роль, как у него, постылая?

 

ОНА - Да. С той только разницей, что во мне все-таки бушует любовь к литературе, а в Сеньке - совсем иные силы.

 

ЛЕРА - Все на первую читку!

 

МАССОВКА - Все взглянули в столбцы убористых строк...

 

ОН - (орет обезумевшим голосом) На фиг!!

 

АГАФЬЯ - (подошел к Сеньке, сочувственно) Сенька, ты обезумел от горя? Да? Понимаю...

 

ОН - (отодвинул Севку от себя) Я такого за сто лет не выучу! Здесь все слова непонятные!

 

АНЯ - А про детскую комнату милиции тебе все понятно, Плоткин?...

ЮЛЯ -... холодно осведомилась Баба Лиза.

 

АНЯ - Или забыл, что ты на вылете?

 

НИКИТА - Сенька был демонстративно безразличен и туп.

ОН делает бычий взгляд, прежде чем прочесть реплику,

отваливает нижнюю челюсть, м ычал и намеренно путал текст....

в общем проделывает еще множество манипуляций,

что бы показать свою "профнепригодность".

ОНА следит по тексту роли ручкой.

 

ОН - Э... э... э... и пыль веков... мм... мм... от хари отряхнув...

 

Массовка рассмеялась.

АГАФЬЯ - А что такое харя?

 

ВИКА - (шёпотом) Сядь Агафья! Это, наверное, нехорошее слово.

 

АНЯ - "От хартий", Плоткин, "от хартий"!...

 

ЮЛЯ... - булькала Баба Лиза.

 

АНЯ - Читай внимательно: "И пыль веков от хартий отряхнув".

 

ЕГОР- А, "от хартий"! "От хартий" я знаю что это такое...

 

ОНА - (разочарованно) Мне тоже не нравится моя роль. Я не знаю, как подступиться к Григорию Самозванцу. Вот с Мариной Мнишек все ясно. Тем более что дня два я репетировала Марину дома, перед зеркалом: высокомерно изгибала бровь, вздергивала подбородок и прикрывала лицо веером - признак коварства... А Самозванец? Ну как прикажете играть человека, если "ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая"?!!

 

АНЯ - Так! Григорий!

 

ОНА - Хорошо. Но, в отличие от Сеньки, и - повторюсь - из любви к литературе, текст я проговариваю четко. (декламирует) "Всё тот же сон"

 

АНЯ - Хорошо...

ЮЛЯ - Баба Лиза была мною очень довольна.

ЛИЗА - Когда же вступал Сенька - морщилась и прочищала нос носовым платком и дремала.

 

МАССОВКА - Ей снился один и тот же сон…

 

замедленное чтение

Как в замедленном действии, в полусонном сознании учительницы. всплывают сцены из повести А.П.С. Пушкина "Борис Годунов" в прочтении знаменитых артистов и в пластическом исполнении массовки.

Наконец, Сенька дополз до заключительных слов Пимена.

 

ОН - Подай костыль, Григорий!

Стопкадр.

ОН - (заинтересованно) А где костыль-то?

 

АНЯ - Какой костыль?...

 

ЮЛЯ -... возглас Сеньки пробудил Бабу Лизу.

 

ОН - (тычет в текст перед носом БЛ) Ну вот написано: "Подай костыль, Григорий", - значит, она мне должна костыль подать, и я похромаю отсюда.

 

МАССОВКА - Обойдешься без костыля!

 

ОН - Почему? Если Пушкин про костыль написал...

 

ЛЕРА - Швабру возьмешь.

 

ОН - Еще чего - швабру! А они, в зале, что - дурные? Швабру от костыля не

отличат?

 

АНЯ - Все перерыв!...

 

ЮЛЯ -...скомандовала Баба Лиза.

 

Массовка занята каждый своим делом.

Сенька очень воодушевился: подбегал ко мне

и повторял на разные лады

ОН -

(грозно) Подай костыль, Григорий!

(устало-дружелюбно) Подай костыль, Григорий!

(слезно-умоляюще) Подай костыль, Григорий!

(подковылял к НЕЙ, ткнул её ручкой мне между лопаток) Подай костыль, Григорий!

 

ОНА - На!(стукнула Сеньку портфелем по башке).

Стопкадр.

Затемнение.

 

МАССОВКА (в полной темноте) На другой день, подходя к школе, все увидели Плоткина.

 

Свет.

Он стоит перед входными дверьми, навалясь на костыль и подогнув ногу.

ОН - Подай, Григорий!!! У дедки выпросил! Дед у меня пять лет назад ногу ломал, целых два месяца, как кузнечик, на костыле скакал. Еле выпросил.

 

ОНА - После репетиции мы побежали относить костыль на третий этаж, в учительскую, где велела хранить его Баба Лиза.

 

КАТЯ - Сенька упорно скакал на одной ноге, опираясь на костыль.

 

ЛИЗА - При этом он чуть не сбил с ног Захара Львовича, нашего завуча.

 

ИВАН - - Плоткин, что за вид?...

 

ЛИЗА -...устало спросил завуч.

 

ОН - Захар Львович, я репетирую! Я монах! Еще одно, последнее сказанье!

 

ИВАН - Плоткин, предупреждаю: еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена твоя...

 

ЛИЗА -... сказал на это Захар Львович.

 

ИВАН - Ты и так давно на вылете.

 

ОН - Текст Сенька учил тяжело, медленно, многих слов не понимал.

ОНА - Зато когда, наконец, выучил наизусть роль Пимена...

 

МАССОВКА - стали происходить с Сенькой странные вещи.

 

Массовка зажигает фонари, раскрывает зонтик, в роли наблюдателя.

 

ЛИЗА - Дождик принимался накрапывать и снова запинался, обмирая... Огни дрожали от ночного рваного ветра. Сенька и Григорий пытались разобраться сразу во всем - в правде и лжи, в добре и зле, в жизни, в литературе, в Пушкине, в театре.

 

ОН - (пытаясь объяснить) Слышь, Григорий, я тебе вот что хотел сказать - ты, это... когда просыпаешься, не вопи... Ну, когда в келье просыпаешься и начинаешь - "Все тот же сон!" - ты это... не ори, не надо.

 

ОНА - Я не ору. Просто я хорошо артикулирую.

 

ОН - (замешкался) Нет, правда, Григорий. Ты же проснулась. Ты со сна еще не понимаешь - где сон, где жизнь, где ты лежишь... Ты это... бормотать должна...

 

ОНА - (вспылила) Это ты все бормочешь, дурак! Потому что двух слов

связать не можешь! И не лезь в мою роль! Костыль несчастный!

 

ОН - (дружески) Григорий, не пыли, а?.. Я посоветоваться только хотел... Это... Как ты думаешь, Пимен - псих или не псих?

 

ОНА - Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет..."

 

ОН - Ну и что... Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы на людей

бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.

 

ОНА - Плоткин, чего ты добиваешься!

 

ОН - Ты не обижайся, Григорий, но правда... Я читал. Я все воскресенье в библиотеке просидел. И еще пойду. Я этого старика так любить начал прямо как себя. Особенно когда говорю: "А прочее погибло безвозвратно. Но близок день, лампада догорает - еще одно, последнее сказанье..." - мне, знаешь, прям вот верится, что я старый-старый, как дедка мой, и недолго жить осталось, и лампада счас потухнет, и вот... прям грустно так помирать... И тебя жалко, что ты такой одинокий на лавке спишь, что у тебя судьба такая... окаянная. И даже, (понизил голос) в Бога верить начинаю... Правда! (перевел дыхание) А тут ты как рявкнешь: "Все тот же сон!" - так у меня настроение обрывается и хочется костылем в тебя запустить... (заглянул её в лицо и пояснил виновато) Мешаешь, Григорий...

 

ОНА - (растеряно) Что же делать?

 

ОН - А ты представь, что ты сирота.

 

ОНА - Папа...мама...Нет, не представляю, как будто они в санаторий уехали.

 

ОН - Эх ты!.. (проникновенным полушепотом) Ты сирота. С малых лет по монастырям шатаешься. Думаешь, сладко? Спишь где попало, месяцами не моешься... Дадут поесть - поешь, не дадут - голодный. А ты такой молодой, Григорий, так жить тебе охота... И сон проклятый один и тот же снится, снится; проснешься - сердце от него колотится: что за сон? К чему он? Он не знает, какая дикая и страшная судьба его ждет, но ты-то знаешь: значит, должна играть, вроде он предчувствует и бросается в эту судьбу, как с башни потом бросился...

 

ОНА - А тебе его жалко?

 

ОН - (подумав) Не знаю...Лично мне - не очень. Он, конечно, был аферист и Самозванец. Но с другой стороны - он ведь не знал, что Годунов не убивал. И Марину так любил... И кричал в бою: "Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!"

 

ОНА - Дурак, Сенька! Его же не существовало! Его же Пушкин придумал, этого Пимена!

 

ОН - Выходит, Пушкин врал?

 

ОНА - Сенька! Это нельзя всерьез принимать, это же искусство! Ли-те-ра-ту-ра!

 

ОН - (кричит измученно) Плевал я на твою литературу! Вот откажусь играть, и все!

 

ОНА - Сумасшедший, ты ж и так на вылете!

 

ОН - Плевал я на все! (он повернулся и пошел прочь, но вдруг вернулся, подбежал к ней) Вот как хочешь, а Пимена можно только тронутым играть. Вроде он слегка тронулся от долгого сидения в монастыре и эта фигня с убиенным Димитрием ему в воспаленных мозгах привиделась. Только так! (отчаянно) Или пусть меня из школы выгоняют!

 

маликов

Наши дни.

ОН и ОНА подходят к ступенькам. Она берет в руки зонт. Он стоит спиной к зрителю.

 

ИВАН - Осенний дождь долго приготовлял свои ударные инструменты: вначале, робко запинаясь, шуршали метелки, пробормотал что-то маленький барабан, потом заторопился, зачастил и ухнул, наконец, ливень, гулко ударившись о крыши, о листья чинар... Грохнули где-то литавры осени, запели водосточные трубы, ветер разом стих, и темные дворы, одетые певучим дождем, вздохнули мокрою землей...

 

ВИКА - Под фарой машины на углу вспыхнула лужа.

 

АГАФЬЯ - Мимо протрусила болонка, растрепанная, как хризантема...

 

ИВАН - Это не Сенька - шпана и неуч, книгу в руки не бравший, - протестовал против исторической несправедливости, это талант его пробудился и требовал правды.

 

ЛИЗА - Собственно, в этом и была разница между талантом и бесталанностью.

 

ЮЛЯ - Сенька в вымысле ЖИТЬ желал подлинной жизнью, а реальность собственного существования - двойки, замечания, угроза вылететь из школы - волновала его куда меньше.

 

ОНА - Я же хорошо артикулировала. Вот и все... Я и сейчас порой прихожу в отчаяние, когда туча слов, словно рой пчел, налетает на меня, и я должна выбрать несколько, сложить их в порядок, вывести на бумаге - приблизительный подстрочник страстно мычащей души...

 

ОН - (пауза) Ты ни о чем не жалеешь, Григорий? В смысле выбора... Ты писатель, я режиссер - черт-те чем заняты - химерой, вымыслом. Иногда по ночам думаю: мужик - на что жизнь кладу? Нужно ли это кому-нибудь или только нам? А, Григорий?

 

ОНА - Пролетела за окном птичка майна - афганский скворец, уселась на ветку ближнего дерева и проговорила что-то бойко и убедительно. Она, как и я, хорошо артикулировала...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: