Действующие лица
ОНА - "Григорий"
ОН - Сенька Плоткин
ИВАН - за завуча школы Захара Львовича
АНЯ - за БАБУ ЛИЗУ учительницу литературы и, по совместительству, руководителя драматического кружка
АГАФЬЯ - ученица первого класса
ЕГОР - ученик третьего класса
ВИКА - ученица четвертого класса
ЛЕРА - молодой педагог-организатор
КАТЯ
НИКИТА одноклассники
ЛИЗА
ЮЛЯ
МАССОВКА взрослая и детская - все герои пьесы
г ород
Наши дни.
Груда ненужных, приготовленных к выбросу вещей:
парта, 3 перевернутых стула, явно не для взрослых скамейка.
На них лежат две рясы, парик и борода, детский барабан, школьный портфель, смятые листы текста Сенькиной роли Пимена, старая керосиновая лампа, огромная потрепанная книга. Всё это накрывает зонт.
Видеоряд города: улицы, площади, скверы, театр.
Ступеньки к театру.
На видеоряде проходят люди в демисезонных одеждах.
Входит Она в плаще с зонтом в руках.
Массовка взрослая - стопкадр.
Она останавливается, спокойно стоит, загадочно улыбается.
ОНА - Я оказалась в родном городе. Через пятнадцать лет...
Массовка продолжает движение.
ОНА - Наш старый драмтеатр...
Массовка - стопкадр.
ОНА - Здесь работает Сенька Плоткин, мой одноклассник. Работает режиссером. Говорят кошмарно талантливый. Вроде его в Москву приглашали, обещали постановку в каком-то театре... Сенька... Плоткин...
Массовка продолжает движение.
Мимо проходит Он, в плаще с поднятым воротником. Останавливается. Смотрит в ее сторону.
Она, будто почувствовав что-то,
медленно поворачивает лицо в его сторону.
Оба чуть растеряны.
ОН - Григорий. ..
Массовка - стопкадр.
ОН - Григорий!
Массовка перемещается к груде вещей,
|
размещается на ней,
стопкадр.
ОН - (подходит к ней) Григорий...Какими судьбами, Григорий?
ОНА - Мог бы изречь что-нибудь потеатральней. Ты ж, говорят, молодой талант.
ОН - Я?.. Я старый... Скоро буду булькать, как Баба Лиза... Помнишь Бабу Лизу? Знаешь, я ее иногда приглашаю на спектакль. Жалко, старенькая... булькает... А ты как, Григорий? Пишешь, говорят?.. (уважительно и значительно) Писатель! Не читал, прости. Времени не хватает.
ОНА - Не беда. Главное, чтоб на Пушкина хватало. Помнишь сцену "В келье"? "Еще одно, последнее сказанье..." Помнишь?
ОН - А как же! Я был тогда очень талантливый и мог перевернуть театр. Я
запросто мог сыграть Гамлета.
ОНА - Тогда ты про Гамлета ничего не знал. Ты был шпаной и разгильдяем... Ты всегда был на вылете.
ОН - (энергично жестикулируя) Я и сейчас на вылете, у меня напряженные отношения с Главным. Ты знаешь, я задумал поставить "Макбета" - совершенно по-новому, опрокидывая все традиционные взгляды на Шекспира.
ОНА - Где ты будешь ставить?
ОН - Пока нигде...(поеживаясь от зябкого ветра) Пока - так... в воображении...
ОНА - Ты хоть помнишь, как мы спорили - решали проблемы жизни, театра?
ОН - (усмехнулся) Дураки. Лучше бы целовались.
ОНА - Ну, целоваться-то рановато было.
ОН - В пятнадцать лет? Брось. В самый раз.
звонок мобильного телефона
Массовка начинает искать по своим карманам, телефоны.
Она вынула телефон из кармана.
Массовка - сторпкадр.
Посмотрела кто звонит.
ОНА - Извини, Сень, мне пора.
Он нежно взял ее руку в свои ладони.
Пауза.
ОНА - (грустно) Галантным заделался. (усмехнулась) Я все равно помню, как
|
ты дореволюционной книгой меня по башке треснул.
ОН - Я был влюблен в тебя... Ради тебя я согласился играть Пимена.
Они медленно расходятся в разные стороны.
ОНА -Что ж ты молчал, костыль несчастный?
ОН - (пожал плечами) - шпана неотесанный...
С груды вещей свалился и покатился детский барабан.
переход
Ретроспектива в прошлое.
Из груды появляется СЕВКА.
Массовка снимает верхнюю одежду, оставляет её на ступеньках.
Теперь массовка это действующие лица пьесы.
ЕГОР бежит за барабаном, берет его в руки и смотрит на НЕГО и НЕЁ.
Они снимают верхнюю одежду, превращаясь в школьников. ЕГОР уносит их одежду на ступеньки.
ВИКА убирает зонт в сторону и мы видим: школьный портфель, смятые листы текста Сенькиной роли Пимена, старую керосиновую лампу, огромную потрепанную книгу.
Массовка ловко ставит парту и стулья на середину площадки.
ВИКА вынимает из портфеля мятые листы роли "Монаха Пимена"
и предает ЕМУ.
Он берет мятые листы роли.
ВИКА вынимает из портфеля 2 салфетки, передает их ЕЙ и ЕМУ.
ОНА вытирает свой стул.
ОН, воспользовавшись отвлечением ВИКИ на публику и в отличие от НЕЁ, поочередно ставит ноги на стул и вытирает обувь салфеткой, запихивает салфетку в портфель.
ОНА аккуратно вынимает из портфеля все учебники, дневник, аккуратно переписанную роль "Григория", вынимает пинал, из пинала - ручку,
кладет учебники в портфель, затем кладет в него пинал. В общем, подчеркнуто - самая прилежная ученица.
ВИКА, с чувством выполненного долга, занимает свое место среди всех учеников.
ОНА - (монолог идет во время этих манипуляций) Моя никчемность стала очевидной годам уже к тринадцати. С точными науками к тому времени я отношения выяснила, а высокие помыслы и сердечный пыл, круто замешенные на любви к литературе, тщетно пыталась приспособить к какому-нибудь делу.
|
КАТЯ - В восьмом классе ОНА влезла в школьный драмкружок и ухитрилась сыграть роль Григория Отрепьева в трагедии Пушкина "Борис Годунов".
ЛЕРА - Разумеется, ОНА претендовала на роль красавицы Марины Мнишек. Но наша классная руководительница, Баба Лиза, распределяла роли, руководствуясь соображениями педагогического характера.
АНЯ - Баба Лиза преподавала литературу.
ЮЛЯ - Это была пожилая тянущая, как запряженный вол, две ставки и общественную нагрузку - школьный драмкружок.
ЛИЗА - Из-за страшной занятости Баба Лиза уже лет двадцать не могла выкроить минутку, чтобы взглянуть на себя в зеркало и убедиться, что время, увы, не стоит на месте.
ЮЛЯ - Самым примечательным был ее голос. Баба Лиза булькала, как суп в кастрюле на тихом огне.
ОНА - (моляще протягивая руки с ролью) Лизветсеменна, а почему мне - Самозванец? Вон Никитка пусть играет, он...
НИКИТА - Какой же я самозванец? Я по меньшей мере Борис Годунов!
ОНА - Гришка - он отрицательный, он из меня не получится...
АНЯ - Хватит придуриваться!...
ЮЛЯ -...посоветовала Баба Лиза.
Массовка поочередно передают учительнице ЕЁ дневник
АНЯ - (перелистывает дневник) - Посмотри в свой дневник: алгебра
МАССОВКА - два, два, три.
АНЯ - физика
МАССОВКА - три, три, два.
ЛЕРА - Нормальный из тебя Самозванец (берет из рук БЛ дневник).
ОНА вырывает дневник, прячет в портфель
АНЯ - Роль монаха Пимена достается...(осматривает ребят)
НИКИТА - (выкрикивает) Сеньке Плоткину!
АНЯ - Шпане большого полета?.. А в прочем...
ЛИЗА - Чуть ли не с первого класса Сенька, как боевой самолет, всегда был "на вылете".
КАТЯ - Едва успокаивался один скандал, вызванный Сенькиной проделкой, как тут же вспыхивал другой.
ЛЕРА - На Плоткина надо влиять! Лучше Пушкина вряд ли кто сможет повлиять на Сеньку.
АНЯ - Плоткин, ты у нас будешь Пименом...
ЮЛЯ -...деловито сообщила Баба Лиза.
АНЯ - Или пеняй на себя. Ты свои обстоятельства знаешь?
МАССОВКА - Ты на вылете!
НИКИТА - (Сеньке) Что приперли к стене. Ну? Ничего не остается делать, как сунуть голову в хомут постылой роли?
ВИКА - (к НЕЙ, сочувственно) Что, для тебя тоже роль, как у него, постылая?
ОНА - Да. С той только разницей, что во мне все-таки бушует любовь к литературе, а в Сеньке - совсем иные силы.
ЛЕРА - Все на первую читку!
МАССОВКА - Все взглянули в столбцы убористых строк...
ОН - (орет обезумевшим голосом) На фиг!!
АГАФЬЯ - (подошел к Сеньке, сочувственно) Сенька, ты обезумел от горя? Да? Понимаю...
ОН - (отодвинул Севку от себя) Я такого за сто лет не выучу! Здесь все слова непонятные!
АНЯ - А про детскую комнату милиции тебе все понятно, Плоткин?...
ЮЛЯ -... холодно осведомилась Баба Лиза.
АНЯ - Или забыл, что ты на вылете?
НИКИТА - Сенька был демонстративно безразличен и туп.
ОН делает бычий взгляд, прежде чем прочесть реплику,
отваливает нижнюю челюсть, м ычал и намеренно путал текст....
в общем проделывает еще множество манипуляций,
что бы показать свою "профнепригодность".
ОНА следит по тексту роли ручкой.
ОН - Э... э... э... и пыль веков... мм... мм... от хари отряхнув...
Массовка рассмеялась.
АГАФЬЯ - А что такое харя?
ВИКА - (шёпотом) Сядь Агафья! Это, наверное, нехорошее слово.
АНЯ - "От хартий", Плоткин, "от хартий"!...
ЮЛЯ... - булькала Баба Лиза.
АНЯ - Читай внимательно: "И пыль веков от хартий отряхнув".
ЕГОР- А, "от хартий"! "От хартий" я знаю что это такое...
ОНА - (разочарованно) Мне тоже не нравится моя роль. Я не знаю, как подступиться к Григорию Самозванцу. Вот с Мариной Мнишек все ясно. Тем более что дня два я репетировала Марину дома, перед зеркалом: высокомерно изгибала бровь, вздергивала подбородок и прикрывала лицо веером - признак коварства... А Самозванец? Ну как прикажете играть человека, если "ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая"?!!
АНЯ - Так! Григорий!
ОНА - Хорошо. Но, в отличие от Сеньки, и - повторюсь - из любви к литературе, текст я проговариваю четко. (декламирует) "Всё тот же сон"
АНЯ - Хорошо...
ЮЛЯ - Баба Лиза была мною очень довольна.
ЛИЗА - Когда же вступал Сенька - морщилась и прочищала нос носовым платком и дремала.
МАССОВКА - Ей снился один и тот же сон…
замедленное чтение
Как в замедленном действии, в полусонном сознании учительницы. всплывают сцены из повести А.П.С. Пушкина "Борис Годунов" в прочтении знаменитых артистов и в пластическом исполнении массовки.
Наконец, Сенька дополз до заключительных слов Пимена.
ОН - Подай костыль, Григорий!
Стопкадр.
ОН - (заинтересованно) А где костыль-то?
АНЯ - Какой костыль?...
ЮЛЯ -... возглас Сеньки пробудил Бабу Лизу.
ОН - (тычет в текст перед носом БЛ) Ну вот написано: "Подай костыль, Григорий", - значит, она мне должна костыль подать, и я похромаю отсюда.
МАССОВКА - Обойдешься без костыля!
ОН - Почему? Если Пушкин про костыль написал...
ЛЕРА - Швабру возьмешь.
ОН - Еще чего - швабру! А они, в зале, что - дурные? Швабру от костыля не
отличат?
АНЯ - Все перерыв!...
ЮЛЯ -...скомандовала Баба Лиза.
Массовка занята каждый своим делом.
Сенька очень воодушевился: подбегал ко мне
и повторял на разные лады
ОН -
(грозно) Подай костыль, Григорий!
(устало-дружелюбно) Подай костыль, Григорий!
(слезно-умоляюще) Подай костыль, Григорий!
(подковылял к НЕЙ, ткнул её ручкой мне между лопаток) Подай костыль, Григорий!
ОНА - На!(стукнула Сеньку портфелем по башке).
Стопкадр.
Затемнение.
МАССОВКА (в полной темноте) На другой день, подходя к школе, все увидели Плоткина.
Свет.
Он стоит перед входными дверьми, навалясь на костыль и подогнув ногу.
ОН - Подай, Григорий!!! У дедки выпросил! Дед у меня пять лет назад ногу ломал, целых два месяца, как кузнечик, на костыле скакал. Еле выпросил.
ОНА - После репетиции мы побежали относить костыль на третий этаж, в учительскую, где велела хранить его Баба Лиза.
КАТЯ - Сенька упорно скакал на одной ноге, опираясь на костыль.
ЛИЗА - При этом он чуть не сбил с ног Захара Львовича, нашего завуча.
ИВАН - - Плоткин, что за вид?...
ЛИЗА -...устало спросил завуч.
ОН - Захар Львович, я репетирую! Я монах! Еще одно, последнее сказанье!
ИВАН - Плоткин, предупреждаю: еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена твоя...
ЛИЗА -... сказал на это Захар Львович.
ИВАН - Ты и так давно на вылете.
ОН - Текст Сенька учил тяжело, медленно, многих слов не понимал.
ОНА - Зато когда, наконец, выучил наизусть роль Пимена...
МАССОВКА - стали происходить с Сенькой странные вещи.
Массовка зажигает фонари, раскрывает зонтик, в роли наблюдателя.
ЛИЗА - Дождик принимался накрапывать и снова запинался, обмирая... Огни дрожали от ночного рваного ветра. Сенька и Григорий пытались разобраться сразу во всем - в правде и лжи, в добре и зле, в жизни, в литературе, в Пушкине, в театре.
ОН - (пытаясь объяснить) Слышь, Григорий, я тебе вот что хотел сказать - ты, это... когда просыпаешься, не вопи... Ну, когда в келье просыпаешься и начинаешь - "Все тот же сон!" - ты это... не ори, не надо.
ОНА - Я не ору. Просто я хорошо артикулирую.
ОН - (замешкался) Нет, правда, Григорий. Ты же проснулась. Ты со сна еще не понимаешь - где сон, где жизнь, где ты лежишь... Ты это... бормотать должна...
ОНА - (вспылила) Это ты все бормочешь, дурак! Потому что двух слов
связать не можешь! И не лезь в мою роль! Костыль несчастный!
ОН - (дружески) Григорий, не пыли, а?.. Я посоветоваться только хотел... Это... Как ты думаешь, Пимен - псих или не псих?
ОНА - Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет..."
ОН - Ну и что... Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы на людей
бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.
ОНА - Плоткин, чего ты добиваешься!
ОН - Ты не обижайся, Григорий, но правда... Я читал. Я все воскресенье в библиотеке просидел. И еще пойду. Я этого старика так любить начал прямо как себя. Особенно когда говорю: "А прочее погибло безвозвратно. Но близок день, лампада догорает - еще одно, последнее сказанье..." - мне, знаешь, прям вот верится, что я старый-старый, как дедка мой, и недолго жить осталось, и лампада счас потухнет, и вот... прям грустно так помирать... И тебя жалко, что ты такой одинокий на лавке спишь, что у тебя судьба такая... окаянная. И даже, (понизил голос) в Бога верить начинаю... Правда! (перевел дыхание) А тут ты как рявкнешь: "Все тот же сон!" - так у меня настроение обрывается и хочется костылем в тебя запустить... (заглянул её в лицо и пояснил виновато) Мешаешь, Григорий...
ОНА - (растеряно) Что же делать?
ОН - А ты представь, что ты сирота.
ОНА - Папа...мама...Нет, не представляю, как будто они в санаторий уехали.
ОН - Эх ты!.. (проникновенным полушепотом) Ты сирота. С малых лет по монастырям шатаешься. Думаешь, сладко? Спишь где попало, месяцами не моешься... Дадут поесть - поешь, не дадут - голодный. А ты такой молодой, Григорий, так жить тебе охота... И сон проклятый один и тот же снится, снится; проснешься - сердце от него колотится: что за сон? К чему он? Он не знает, какая дикая и страшная судьба его ждет, но ты-то знаешь: значит, должна играть, вроде он предчувствует и бросается в эту судьбу, как с башни потом бросился...
ОНА - А тебе его жалко?
ОН - (подумав) Не знаю...Лично мне - не очень. Он, конечно, был аферист и Самозванец. Но с другой стороны - он ведь не знал, что Годунов не убивал. И Марину так любил... И кричал в бою: "Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!"
ОНА - Дурак, Сенька! Его же не существовало! Его же Пушкин придумал, этого Пимена!
ОН - Выходит, Пушкин врал?
ОНА - Сенька! Это нельзя всерьез принимать, это же искусство! Ли-те-ра-ту-ра!
ОН - (кричит измученно) Плевал я на твою литературу! Вот откажусь играть, и все!
ОНА - Сумасшедший, ты ж и так на вылете!
ОН - Плевал я на все! (он повернулся и пошел прочь, но вдруг вернулся, подбежал к ней) Вот как хочешь, а Пимена можно только тронутым играть. Вроде он слегка тронулся от долгого сидения в монастыре и эта фигня с убиенным Димитрием ему в воспаленных мозгах привиделась. Только так! (отчаянно) Или пусть меня из школы выгоняют!
маликов
Наши дни.
ОН и ОНА подходят к ступенькам. Она берет в руки зонт. Он стоит спиной к зрителю.
ИВАН - Осенний дождь долго приготовлял свои ударные инструменты: вначале, робко запинаясь, шуршали метелки, пробормотал что-то маленький барабан, потом заторопился, зачастил и ухнул, наконец, ливень, гулко ударившись о крыши, о листья чинар... Грохнули где-то литавры осени, запели водосточные трубы, ветер разом стих, и темные дворы, одетые певучим дождем, вздохнули мокрою землей...
ВИКА - Под фарой машины на углу вспыхнула лужа.
АГАФЬЯ - Мимо протрусила болонка, растрепанная, как хризантема...
ИВАН - Это не Сенька - шпана и неуч, книгу в руки не бравший, - протестовал против исторической несправедливости, это талант его пробудился и требовал правды.
ЛИЗА - Собственно, в этом и была разница между талантом и бесталанностью.
ЮЛЯ - Сенька в вымысле ЖИТЬ желал подлинной жизнью, а реальность собственного существования - двойки, замечания, угроза вылететь из школы - волновала его куда меньше.
ОНА - Я же хорошо артикулировала. Вот и все... Я и сейчас порой прихожу в отчаяние, когда туча слов, словно рой пчел, налетает на меня, и я должна выбрать несколько, сложить их в порядок, вывести на бумаге - приблизительный подстрочник страстно мычащей души...
ОН - (пауза) Ты ни о чем не жалеешь, Григорий? В смысле выбора... Ты писатель, я режиссер - черт-те чем заняты - химерой, вымыслом. Иногда по ночам думаю: мужик - на что жизнь кладу? Нужно ли это кому-нибудь или только нам? А, Григорий?
ОНА - Пролетела за окном птичка майна - афганский скворец, уселась на ветку ближнего дерева и проговорила что-то бойко и убедительно. Она, как и я, хорошо артикулировала...