Элвин Тоффлер. Третья волна (The Third Wave). 1980.




 

Социально-культурный контекст
1. Возросшая в XX веке мощь военных технологий, оружия, тактико-стратегического планирования и капитализма. 2. В конце XX в. возник своеобразный бум утопий и антиутопий (учения Этьена Кабэ и Шарля Фурье) антиутопией (переносят в будущее пессимистические представления о социальном прогрессе: Е. Замятин "Мы", О. Хаксли "Этот прекрасный новый мир", "Обезьяна и сущность", Дж. Оруэлл "Ферма животных", "1984", А. Кестлер "Мрак в полдень", Л. Мамфорд "Миф о машине"). Одновременно встал вопрос: можно ли в принципе угадать грядущее? Хотя Тоффлер строил свои выводы в русле новейшей американской социологии (Белл, Бжезинский. Державная нить этой социологии - развитие техники и ее роль в преображении социальных процессов), он в отличие от других социологов он сумел придать своим сочинениям настоящую социологическую основательность: целый поток фактов, ссылок, цифровых распределений, огромный эмпирический материал.   Понятие "философия истории" ввел Вольтер. Фактически оно восходит к античности. Хронологически же философия истории начинается исследованиями Геродота и Фукидида о силе исторического движения, затем идет через Полибия к целостному пониманию Посидиния и нравственно-политическому - у Плутарха. Долгое время наше общественное сознание находилось под воздействием формулы К. Маркса: революции - это локомотивы истории. Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. По мнению Тоффлера, технологические революции, волны - это бескровные исторические сдвиги, ведь речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Образ волны не оригинален. Норберт Элиас в книге "Процесс цивилизации" говорит о "волне наступающей интеграции, охватывающей несколько столетий". В 1837 г. писатель описывал заселение американского Запада в понятиях сменяющих друг друга "волн" - сначала пионеры, затем фермеры, затем деловые люди - "третья волна" миграции. В 1893 г. Фридерик Джексон Тернер цитировал и использовал ту же аналогию в своем классическом очерке "Значение осваиваемых территорий в американской истории". Таким образом, ново не использование волновой метафоры, а ее применение к происходящему в наше время сдвигу цивилизации. «Збигнев Бжезинский(2) сказал, что мы стоим перед технотронной эрой. Социолог Дэниэл Белл описывает приход "постиндустриального общества" Советские футурологи говорят об НТР - "научно-технической революции". Я же много раз писал о наступлении "супериндустриального общества"(3) Однако ни один из этих терминов, включая мой собственный, не является адекватным» Элвин (Олвин) Тоффлер (Alvin Toffler), американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества, родился 3 октября 1928 года. Автор книг-бестселлеров "Футурошок", "Третья Волна", "Смещение власти", "Война и Антивойна", "Адаптивная корпорация". Работал журналистом и редактором журнала Fortune. Его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество. Женат на Хейди Тоффлер, которая также является футурологом и соавтором многих его книг. В ранние годы супруги Тоффлер около пяти лет работали в тяжёлой промышленности. Впоследствии Э. Тоффлер был приглашенным профессором Корнелльского университета (Cornell University), членом Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом. В настоящее время он почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) и Американской ассоциации развития науки (American Association for the Advancement of Science). Супруги Тоффлер являются заслуженными адъюнкт-профессорами Университета национальной обороны (National Defense University) в Вашингтоне.
Поле понятий
Природа – человек - технология (их соотношение в трех эпохах), исторический процесс, последовательность и дискретность, анализ и синтез, образ будущего, первая, вторая и третья волна как результат аграрной, индустриальной и интеллектуальной революций, техносфера (энергия, производство, потребление), социосфера, инфосфера, сфера власти, кризис на всех уровнях, глобальные проблемы будущего, человек как личность (самоидентификация) и как живая часть истории.
Кластер проблем
История как непрерывное волновое движение, преобразования в техносфере как двигатель истории, глобальные проблемы на стыке разных волн,
Методология
«"Третья волна" - это произведение широкомасштабного синтеза. Книга описывает старую цивилизацию, в которой выросли многие из нас, и дает точную и всеобъемлющую картину новой, рождающейся цивилизации». С. 22. Тоффлер – оптимист считает, что грядут новые возможности. Стремясь к широкомасштабному синтезу, необходимо упрощать, обобщать и спрессовывать факты (иначе невозможно охватить в рамках одного тома столь обширную тему). «Идея волны - не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации. Она помогает нам также видеть то, что находится под бушующей поверхностью перемен». Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед, можно увидеть нововведения от инноваций. «… ставить самые большие вопросы относительно нашего будущего - это не проявление одной лишь интеллектуальной любознательности; это - проблема выживания». С помощью теории волн можно увидеть причины совр политич и соц конфликтов. НО: все метафоры – часть истины, никакая не может передать всю историю.   Он анализирует различные стороны общественной жизни, но при этом берет за доминанту преобразования в техносфере (к ней Тоффлер относит энергетическую базу, производство и распределение). Исследователь стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.   Два образа будущего в массовом воображении: то же самое, что было и Армагеддон, апокалипсис. Но они сковывают волю, делают людей пассивным. Тоффлер говорит о времени перемен, революционной предпосылке, которая освобождает интеллект и волю.   Внимание не к последовательности истории, а ее дискретности, на переломные участки: «Один из новых могущественных способов подойти к данной проблеме можно назвать анализом "фронта волны". Это взгляд на историю как на следующие друг за другом волны изменений и постановка вопроса, куда несет нас передняя кромка каждой такой волны. Такой анализ фокусирует наше внимание не столько на исторических непрерывностях, сколь бы важны они ни были, сколько на дискретности в истории, моментах нарушения непрерывности - нововведениях и точках перерыва. Он обнаруживает основные перемены в момент их возникновения и позволяет на них влиять». С.39. «Понимание конфликтов, порождаемых этими сталкивающимися друг с другом волновыми фронтами, дает нам не только более ясный образ альтернативных будущих, но и позволяет видеть, как на рентгеновском снимке, действующие на нас политические и социальные силы. Оно дает нам также интуицию, позволяющую понять личную роль в истории каждого из нас. Ибо каждый из нас, сколь бы малым он ни казался - живая часть истории». С.45.   СЛОЖНОСТЬ: «Всякий раз, когда в том или ином обществе доминирует единственная волна перемен, относительно легко предвидеть структуру будущего развития». НО: все три волны действуют и сейчас, создавая бушующий океан. Будущее предстает в расщепленном виде. Как следствие – «Неудивительно, что люди чувствуют себя загнанными в тупик и перестают даже пытаться найти смысл в мире, в котором они живут».   НУЖЕН СИНТЕЗ, А НЕ АНАЛИЗ «Несмотря на все компьютерные распечатки, математические модели и матрицы …наши попытки всмотреться в завтра - или хотя бы осознать сегодня - остаются, как и должно быть, больше искусством, чем наукой. … Систематические исследования могут научить нас многому. Но в конце концов мы должны учитывать, а не игнорировать парадоксы и противоречия, догадки, фантазии и отважиться на синтез (хотя бы предварительный). … исследовать скрытые связи между событиями, которые, на первый взгляд, кажутся не связанными между собой. … Вторая волна цивилизации расширила наши способности расчленять проблему на ее составляющие … Большинство людей более искусны в анализе, чем в синтезе. Это одна из причин того, почему наше представление о будущем (и о нас в этом будущем) так фрагментарно, бессистемно - и неверно. Постараемся мыслить широко, а не узкоспециально. … Из этого следует, что наш подход будет состоять в рассмотрении потоков перемен, потрясающих нашу жизнь, не просто потому, что каждый из этих потоков важен сам по себе, а потому, что эти потоки перемен сливаются и образуют еще большие, более глубокие, более быстрые реки перемен, которые в свою очередь сливаются в нечто еще большее: в Третью волну. С. 223.    
Архитектура цивилизации Первая волна (8 000 лет назад, аграрная сменила культуру охотников и собирателей) Вторая волна (сер XVIII-сер XX века, промышленная, индустриальная) Третья волна (с сер XX века, информационная, постиндустриальная)
Техносфера (распределение мат.ценностей) энергетич база Возобновляемые источники: ветер, вода, солнце, сила человека. Невосстановимые: уголь, газ, нефть, уран Альтернативные, возобновляемые источники: солнце, шелуха кокосовых орехов и т.д.
производство Производитель = потребитель. Это самодостаточность. Для себя и некоторые для торговли. Товар * вручную и в ед.экз. Массовое производство однообразных товаров. Производитель отделен от потребителя => нужен мировой рынок. Это заимозависимость. Теперь надо производить много для рынка и немного для себя.   Осн.сферы – угольная пром-ть, текстильная, ж/д, сталилитейная, автомобильная. Международное разделение труда: Англия-текстиль, Португалия – вино. «prosumer» (producer + consumer) может сам удовлетворить все свои потребности: общ. организации для себе подобных, самообслуживание в магазине, банкоматы вместо кассы, курсы «сделай сам»=> рынок местами уже не нужен. Может сам идентифицировать себя из «чипсов образов». Разнообразная работа. Осн.сферы – электроника, компьютерная (Пр:оптоволокно), аэрокосмическая, океанология, биоиндустрия (ГМО, клоны, гемобанки)  
распределение Через мелких лавочников Массовая торговля  
Социосфера (соц.институты, распределение соц.ролей) семья, Большая семья (работали вместе) Малая мобильная нуклеарная семья (муж-кормилец) Коммерциализация и дегуманизация («чистоган» Маркса) брачные контракты. Муж – объективный производитель, Ж – субъекивный потребитель. Разные формы семей: одинокие с детьми, бездетные, комунны и гомосеки, электронная расширенная семья (супруги и сотрудники). Вариативность соц.ролей.
обучение Домашняя подготовка крестьянина, мастер на все руки Всеобщее массовое обучение фабричного типа. Специалист для одной задачи. Системный подход против узкой сверхспециализации, междисциплинарное мышление в вузах. Образование в течение всей жизни.
форма организации бизнеса Индивид, семья, товарищество. Простое разделение труда. Работа в поле. Корпорации (ограниченная ответственность, большие вклады, долгосрочные проекты) Работа на заводе (завод-храм). Ассоциации Работа дома, «электронный коттедж» как центр общества (дизайнеры, преподы и т.д.)
Прочие организации Народная и аристократическая (салонная) культура школам, больницам, тюрьмам присущи многие черты фабрично-заводского производства. Музыканты-рынок-импрессарио-концертные залы-симфонич формы Бетховена, Мендельсона.   разнообразие субкультур и стилей жизни
Инфосфера (распределение инф.) Коммуникационная монополия богатых – служба посыльных. Образ мира крестьянина скуден (природа, семья, соседи, священник) Массовое производство требует движения массы инф = > появление почтовой службы, телеграф и телефон в 19 в, СМИ. Формирование картотеки стандартных образов в СМИ. «Полосы» идей. «Блипы» информации, клип-культура (короткие бессвязные сообщения) Демассификация СМИ: снижение тиражей центральных газет, журналов, рейтинга ТВ, радио и рост региональных СМИ, видеоигр. Нет готовой ментальной модели реальности => индивидуальная работа каждого. Телеобщество – это хорошо, т.к. объединяет людей.
Сфера власти Господство феодалов, собственников земли. Авторитарная власть. Мелкие княжества, племена, герцогства без четких границ. Распыленная и безликая власть интеграторов, управленцев, менеджеров, должностных лиц, бюрократов над интергируемыми (часто отсталые, сырьевые страны). Они устанавливали связи между производством, распределением, транспортом и средствами коммуникац., интегрировали общ системы. «Главное не в том, чтобы обладать собственностью, а чтобы ею управлять». Рост больших правительств, наций-государств с единообразными законами в них. Нация – единая политика + единая экономика. Власть по единому образцу: индустриализм и демократия несовместимы, т.к. бунтовщики опять * структуру элит и суперэлит. Право голоса – иллюзия равенства. Представительная форма правления – политический эквивалент машины для выработки коллективных интеграционных решений. Эта машина управлялась теми, кто стоял у ее рычагов! Господство бюрократии, но с ограничениями: в самой экономике (частным и коллективным секторами) сама бюрократия выступает не единая структура, а разрозненна; условия особого типа демократии. Демократичные правительства. Сепаратистские тенденции, раскол нации.
Менталитет (время, пространство, причинность, вселенная) Гармония с природой Время. Цикличность времени (круг), «время дойки одной коровы». Пространство. Земледелие породило «пространственно ограниченную» цивилизацию, оседлый образ жизни. Вселенная как находящееся во вращении "единство" (люди -часть природы).   Индуст-реальность (и либералы (США) и социалисты (СССР) проповедовали превосходство империализма). Три идеи: 1) природа – сырье, 2) теория эволюции, II волна как более высокий ее этап, 3) принцип прогресса – история течет к лучшему (Лейбниц, Кант, Лессинг, Джон Стюарт Милль, Гегель, Маркс, Дарвин) Время. Линейное время. Гринвич – точка отсчета всемирного времени, * часовых поясов. Пространство. "пространственно протяженная" культура на мировом уровне: товары, люди и идеи перемещались на тысячи миль. * линейных мер длины, границ государств. «Материал» реальности: атомизм изменил представление о материи (Демокрит в античности, карпускулы Пъера Гассади 17 века, анализ Р. Декарта) => человек-атом, базовая часть общества, может покупать и выбирать религию. Причинность. Замкнутая Вселенная. Механистическая теория всемирного тяготения Ньютона (причина в силах, кот.воздействуют на тела) => Вселенная – последовательность причин и следствий. «Ньютон создал основы небесной механики Дарвин открыл законы, которые объясняли социальную эволюцию. А Фрейд открыл закономерность психических процессов» С.199. Они были подтверждены эмпирически! НО: практицизм ударял по воображению.   Идея – общест.контроль над технологич процессом, гуманизация тех. прорыва. Три идеи: 1) природа как друг, 2) относительность теории эволюции, 3) прогресс д.б. связан не только с материей, но с душой и духом.   1)экологическая ответственность 2) технология не д.б. громоздкой, но простой для человека 3) проекты для местного, а не мир рынка 4) привлечение бедных стран в тех. процесс 5) внедрение «метаболической» системы (безотходное производство). Время. Гибкий график работы, но увеличение ночных работ (смены). Представление о наносекундах при работе с компом. Синхронизация машин достигла высокой точности => человек им не нужен. Эйнштейн: t относительно, зависит от скорости наблюдателя. Пространство: наноразмеры. Глобализация объединила понятия близкого и далекого. Освоение космич пространства. Причинность. Открытая Вселенная, т.к. не всегда ест причина. Мир как единство фрм системы взамодействующих сил - идея обратной связи (усиление и уменьшение изменений) Раскрытие структуры ДНК => можно влиять на эволюцию.
Личность   Подавляется техносферой => одномерный дисциплинированный человек, потребитель Самодостаточный, думающий, ответственный человек, быстрый на подъем. «Это сложные люди, индивидуалисты, гордящиеся тем, что не походи на других»
Символы цивилизации Мотыга, т.к. земля – основа экономики, жизни, культуры, семьи, политики. Конвейер Компьютер
Код цивилизации. Шесть принципов II волны, программирующие поведение миллионов 1. Стандартизации (станд.товары, рабочий график, гибель диалектов, единая денеж система) 2. Специализации (работник, выполняющий одну операцию) 3. Синхронизации (подчинение не биоритму, а ритму машин: подъем, работа, обед, дом, сон) 4. Концентрации (урбанизация населения, всех муж – на завод, воров – в тюрьму, больных – в больницы, детей – в школы) 5. Максимизации (макрофилия, страсть к росту. Думали, что масштаб=эффективности. Тупой ВВП – один показатель для всей(!) экономики) 6. Централизации (контроль за деньгами - * Цетробанка)  
Причины * II волны и причины ее угасания Почему появилась? «Все попытки найти главную причину индустриальной революции обречены на неудачу», но все же: Открытие Нового света; прирост населения => перемещение в города; истощение лесов => добыча угля => нужны глубокие шахты => * парового двигателя; расхождение между производителем и потребителем. «Человек индустриальной эпохи (Industrial Man) … повелевал мощностями, которые в значительной степени повышали его слабые силы. Большую часть жизни он проводил в производственной среде, соприкасаясь с машинами и организациями, которые подавляли личность… Он работал в крупном акционерном обществе или состоял на государственной службе, был членом профсоюза, относился к определенному церковному приходу, входил в другие организации - в каждом из этих мест он оставлял часть своего делимого "Я". Он все меньше отождествлял себя со своей деревней или городом, а соотносил себя со страной в целом. Он ощущал свое противостояние природе, в процессе трудовой деятельности он постоянно эксплуатировал ее. …Он чувствовал прямолинейность времени, которое безжалостно приближало его к будущему, где его ожидала смерть. …он осознавал, что земля и каждый человек на ней, включая и его самого, лишь часть огромной космической машины, чье движение неизменно и неумолимо» С.205.   Почему уходит: Первое: "борьба с природой" достигла критической точки. Биосфера просто не вынесет дальнейшего наступления промышленности. Второе: мы не можем далее неограниченно расходовать невосстанавливаемые энергоресурсы, которые до сих пор представляли собой основную часть дотации индустриального развития. С.213. Энергетический, социальный кризисы (половые роли), кризис личности, самоидентификации (расцвет групповой психотерапии, мистицизма, секс.игр). Люди хотят «переменить работу, жену или мужа, роль, отведенную им в обществе, свои обязанности» С.215.  
Оценка II волны По какому критерию следует оценивать цивилизацию в целом? По уровню жизни народных масс? По ее влиянию на тех, кто живет за ее пределами? По ее воздействию на биосферу? По высокоразвитости ее искусств? По увеличению продолжительности жизни ее народа? Несмотря на тяжелое экономическое угнетение и громадные потери человеческих жизней, цивилизация Второй волны внутри своих границ несомненно улучшила материальный уровень жизни простого человека (типа, в селе жили хуже и меньше). НО: загрязнение целых океанов, исчезновение видов.  
идеи  
Признаки III волны 1956-й - это "первый год, когда в Соединенных Штатах "белые воротнички" и служащие численно превзошли заводских рабочих с "голубыми воротничками" - первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны". Передний фронт Третьей волны: в 1970-е в сфере услуг Соединенных Штатов теперь обращается больше денег, чем в производственном секторе. 1. Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические трудовые теории стоимости, т.к. капитал Третьей Волны по преимуществу нематериален. 2. Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования. 3. Работа. Трансформация "труда" в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легковоспроизводящейся деятельности, исчезновение различий между работой и неработой. 4. Инновационный характер жизни в целом. «Конкурентоспособно только обновляющееся». 5. Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов. Вместо больших коллективов - маленькие подвижные команды. 6. Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления - ситуативные, матричные, сетевые способы управления; гибкое управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. 7. Инфраструктура. Постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи (роль которых в экономике будущего не меньше роли дорог в промышленную эпоху). «Электронные магистрали - сердцевина экономики Третьей Волны». 8. Ускорение. «Время – деньги» подразумевает «каждый следующий час дороже предыдущего»
Выводы
Свой жанр Тоффлер именует "практопией". Чем же утопия отличается от практопии? В последней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и более благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире, в отличие от утопии, есть место злу - болезням, грязной политике, несправедливости. МОИ ВЫВОДЫ: Материалистичность теории. Теория Тоффлера исходит из того, что техносфера изменяет сознание и поведение людей, выстраивает идеологию. Т.е., форма творит содержание. Однако, мне кажется, автор перепутал причину и следствие: первый толчок к любому действию всегда дает мысль, вначале человек подумает «А не попробовать ли…», а затем создает паровую машину, пишет лозунги или симфонии. И, конечно, затем материальные результаты порождают новые мысли и так далее. Но первый, изначальный импульс, безусловно, находится в плане содержания. Неразработанность темы человека. Как следствие такого материалистичного подхода, теория Тоффлера ограничена планом быта. Бытийные вопросы автор не затрагивает. Говоря о социосфере, о психологических результатах технических преобразований, исследователь не упоминает духовную составляющую человеческой жизни. Будто человек – суть двуногое животное, живущее для удовлетворения своих физиологических, физических, психологических, материальных потребностей. Кажется разумным на месте Тоффлера, не разработавшего тему человека, не слишком пространно писать о нем, чтобы его рассуждения не были голословными. Говоря о том, что человек – часть истории, Тоффлер не дает ему право быть творцом ее. Объясняя кризис нуклеарной семьи угасанием Второй волны, он как будто игнорирует личное сознание и волю людей. Если женщина хочет занимать те же должности, что и мужчина, совсем не обязательно, что семья должна прекратить свое существование из-за смены роли кормильца. Семья в понимании Тоффлера – временный или постоянный союз нескольких людей, объединившихся для различных целей (экономических, психологических). В таком случае, конечно, при изменении внешних условий семьи эти рухнут. Автор советует людям не испытывать чувство вины при разводе, т.к. перекладывает ответственность за разрыв на смену исторических волн.
Оппоненты и соратники
 
Влияние на потомков
 
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: