Консультация для педагогов




«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Современные родители доста­точно образованны. У них есть доступ к педагогической инфор­мации, которая «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популяр­ной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Но она не предпола­гает наличия «обратной связи», так как к родителям обращают­ся как к «усредненному слушате­лю», не зная специфики семей­ного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи, ис­пытываемых ею трудностей. Та­кая коммуникация носит опо­средованный характер.

Несмотря на оби­лие разнообразных путей педа­гогического просвещения роди­телей, большая роль отводится педагогам детского сада. Не следует бояться публичных вы­ступлений перед родителями, так как лучше воспитателя никто не знает особенностей детей груп­пы. Педагоги могут рассказать мамам и папам о том, как пост­роены режимные процессы в детском саду, чем занимаются дети, показать их затруднения и достижения, индивидуальные особенности и многое другое. Специалисты ДОУ могут дать рекомендации по любым вопро­сам воспитания, связать их с приоритетным направлением ДОУ, действующей программой обучения. Ни в одном издании или телепрограмме родители об этом не услышат.

Однако педагогические зна­ния для родителей — не самое главное. Как отмечает Е.П Арна­утова, педагоги-практики обра­щаются к рациональной части родительского опыта, традици­онно заботятся о багаже их зна­ний. Эмоционально-чувствен­ный компонент детско-родительских отношений остается мало востребованным в содер­жании и методах сотрудничества. Педагоги должны акцентировать внимание родителей на эмоци­ональной стороне отношений, рассказывать им о том, что поду­мал, почувствовал их ребенок, каковы мотивы его поступков, последствия методов воздей­ствия на него и др.

Иногда сами родители отме­чают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому тер­мин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителя­ми использовать полученные знания, самостоятельно их добы­вать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообраз­ные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями,как традиционные,так и нетрадиционные.Рассмотрим их подробно.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллектив­ные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам от­носятся родительские собрания. Это целесообразная и действен­ная форма работы воспитателей с коллективом родителей, орга­низованное ознакомление с зада­чами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.е. иметь оп­ределенную цель, отвечать запро­сам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практичес­кий характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты ро­дителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним.

Повестка дня собрания долж­на быть разнообразной. Она обя­зательно включает педагогичес­кую беседу по теме. Можно включать выступления разных специалистов, например, логопе­да, психолога, медсестры, а также родителей. Слово «доклад»1 уже не актуально. В сообщении луч­ше представить особенности жизни, поведения, отношения, учебной деятельности на заня­тиях детей группы и каждого ребенка. В проведении собраний не должно быть формализма, казенщины. Не рекомендуется применять выражение «явка строго обязательна», слова «ме­роприятие», «доклад».

Объявление о собрании выве­шивается за три-пять дней до его проведения. В нем можно кратко обозначить вопросы, ко­торые будут обсуждаться.

На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризо­вать каждого ребенка, показать динамику развития. Длитель­ность собрания не должна пре­вышать 40—50 мин.

Выбор темы определяется по­требностью родителей, задачами годового плана. Есть темы, обя­зательные для всех родителей, например, касающиеся возраст­ных психологических особенно­стей детей. Темы следует форму­лировать проблемно, например: «Если ребенок не слушается...», «Для чего ребенку нужна игра», «Можно ли обойтись без нака­заний?», «Знаете ли вы своего ре­бенка?», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Дети экрана». Бе­зусловно, сами педагоги должны хорошо владеть материалом, не читать текст. Много информа­ции в ходе одного собрания ро­дителям давать не следует, так как они могут получить ее само­стоятельно. Целесообразно под­готовить краткие памятки.

Подготовка к родительскому собранию включает в себя вы­бор актуальной темы на осно­ве опроса родителей (анкети­рования, беседы). Можно раз­дать им план работы на год, согласовать с ними день прове­дения встречи.

Для проведения родительско­го собрания нужно назначить ведущего. В течение месяца написать сценарий, определите какие специалисты будут при­нимать участие в собрании, продумать оформление зала, подготовить наглядный материал, подобрать музыку. Важно продумать месторас­положение гостей: можно расса­дить родителей на места, где сидит их ребенок или провести собрание за чашкой чая.

Наряду с разработкой содержания материала следует подо­брать методы активизации роди­телей, которые предполагая возникновение интереса к теме стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. Благодаря применению активных методов родители оказываются в позиции исследователей и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с собеседниками комфортно, так как получают друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. К методам активизации относятся анализ педагогических ситуаций, проигрывание проблемных задач, вопросы, приведение примеров, просмотр видеороликов, использование шуток, юмористически ситуаций. Наглядный материал определяется темой собрания. Его можно разнообразить, например, использовать слайд-шоу. рисунки детей, игрушки, детски вопросы и высказывания.

Начинать собрание нужно с приветливого обращения, на­пример: «Мне очень приятно, что мы можем поговорить о проблемах и достижениях наших детей»; использовать выра­жения «наша группа», «наши дети», «мы с вами постараемся». Это настраивает родителей на сотрудничество.

В протоколе проведенного мероприятия следует отметить разнообразие тематики собра­ния, отразить активность роди­телей (вопросы, приведение при­меров, предложения с их сторо­ны), учесть мнения и пожелания родителей при организации по­следующих встреч.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родите­лями — конференция. Ее задача — пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конфе­ренции включают обмен опы­том родителей, например, по те­мам «Досуг в семье» или «Физи­ческое развитие ребенка в семье». Родители могут поде­литься своим опытом проведе­ния закаливания ребенка, орга­низации семейных праздников, сюрпризов. В ходе конференции используется комплекс мето­дов — наглядные материалы, вы­ступления специалистов. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, по­этому конференции проводятся в конце учебного года.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консульта­ции. Беседы — наиболее доступ­ная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического обще­ния с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как са­мостоятельная форма и в соче­тании с другими: при посеще­нии семьи, на родительском со­брании, консультации. Цели педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родите­лям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя и родителей — су­щественная особенность данной формы. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принад­лежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Например, педагога беспокоит агрессивность ребен­ка или его непослушание, гипе­рактивность, плохой аппетит. Но начинать беседу нужно с поло­жительных оценок ребенка, обя­зательно следует отметить ка­кие-то его достоинства, достиже­ния, похвалить воспитанника. Можно беседу начинать с нейт­ральных вопросов. Например, дежурство ребенка, тактично отметить у него недостаточную развитость навыков. Беседа дол­жна быть конкретной и содер­жательной, пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам.

Беседы бывают и стихийные, т.е. возникающие по инициативе родителей. В этом случае педагогу следует задать нужное направление, сделать выводы, при этом быть доброжелательным, давать обоснованные оценки. Беседа строится на таких принципах, как конфиденциальность, нужно говорить с собеседником о значимом, делать комплименты, не ве­сти записи в ходе беседы, так км это может оттолкнуть его.

Консультации организуют и того, чтобы ответить на все во­просы родителей.

Как показывает практика, некоторые воспитатели боятся общаться с родителями из-за того, что последние могут задать во­прос, на который они не смог ответить. Не следует бояться общения. Во-первых, педагог осве­домлен в вопросах воспитания лучше, чем родители. Во-вторых даже если он не знает ответа на вопрос, можно ответить на вопрос позже, проконсультироваться со специалистом, почитать нужную литературу. Авторитет воспитателя от этого не пострадает.

Консультации близки к бесе­дам. Основная разница в прове­дении этих форм заключается том, что педагог стремится дать квалифицированный совет, научить чему-либо. Их могут проводить врач, музыкальный руко­водитель, воспитатель, психолог, логопед. На консультации роди­телям сообщаются психолого- педагогические знания, формируются умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос Она побуждает родителей при­сматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспи­тания, анализировать собствен­ен опыт общения с ребенком. Плановые консультации про­водятся в определенные часы и дни, 3—4 раза в год в каждой группе. План проведения консультаций составляется в начале года на основе годового пана и вывешивается на стен­д для родителей каждой группы. Тематика консультаций разнообразна.

На консультации можно кон­кретизировать вопрос, который рассматривался на собрании. Рекомендации должны быть конкретными. Есть и консульта­ции-практикумы, где родители приобретают практические знания и умения, например, как провести новогодний праздник в семье, провести зарядку с ре­бенком, подготовить руку к письму и др.

Консультации также могут быть индивидуальные и групповые, с подгруппой родителей.

Консультации могут быть уст­ные и письменные, плановые и стихийные. Письменно их мож­но оформить как папку-пере­движку или как памятку — на стенде. Иногда уместно предло­жить родителям заранее подго­товить вопросы, поместить их в «Почтовый ящик» или инфор­мационную корзину. Бывают письменные или заочные кон­сультации, т.е. консультации по переписке. Они имеют преиму­щество перед устными консуль­тациями, так как у специалистов есть возможность подготовиться заблаговременно, и вопросы родителей не ставят их в тупик.

Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консуль­тация по вашей просьбе», «Спра­шивали — отвечаем», им нравит­ся «Вечера вопросов и ответов», «круглые столы» с участием спе­циалистов в области детской психологии, дошкольной педаго­гики и др. В хорошем смысле слова педагоги «идут на поводу» у родителей, которые будут чувствовать, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей.

Стихийные консультации воз­никают по инициативе родите­лей. Сейчас их называют «эксп­ресс-консультации». Например, в ходе беседы мама интересуется, куда лучше повести ребенка в выходные дни или как заинтере­совать его чтением книг, как вос­питывать уважение к старшим, как научить бережно относиться к вещам. Таким образом, в ходе консультации родители конкре­тизируют свои знания, и у них возникает потребность в само­образовании.

Наглядные формы играют важ­ную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Эта форма возникла в 20-е гг. про­шлого века с целью приобще­ния родителей к жизни ДОУ. Для них организуются экскур­сии по детском саду. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знако­мятся с организацией предмет­но-игровой среды, видами дет­ской деятельности.

Папки-передвижки называют­ся так потому, что даются в се­мьи на временное пользование. Они содержат конкретный мате­риал о воспитании и образова­нии детей. Сейчас удобно изго­тавливать папки-передвижки, поскольку в детских садах есть компьютеры, и педагог может поместить ксерокопированы материалы в файловые папки. В папку-передвижку помешу конкретные рекомендации, па­мятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Напри­мер: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?». Сейчас эту информацию можно давать на электронных носителях. Важ­но своевременно обновлять ма­териал.

Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный зарисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на дет­ских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке. В ширме можно раскрыть усло­вия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, ос­новные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и на­блюдения в природе и др.

Рекомендуем оформить стен­ды для родителей: «Чем мы за­нимались», «Закрепите с детьми», «Чем мы питались»; «Когда мы были маленькие...» — рассказы мам и пап; «Я умею, я могу, я люблю» — информация об уме­ниях, достижениях, интересах ребенка; «Устами младенца» - юмористические высказывания детей. В детских садах практику­ются фотомонтажи: «Вот, какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с раз­вернутой информацией о каж­дом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Их можно расположить на лестнич­ных проемах, стенах коридора. С родителями можно оформить -выставки «Наши любимцы» фотографии любимых живот­ных), «Моя малая родина» (кон­курс фотографий родного края).

Главное требование к оформ­лению наглядных материалов — текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию. Иногда в детских садах родители не интересуются предоставлен­ным материалом. Причиной это­го может быть, на наш взгляд, скучный текст, мелко напечатан­ный, неинтересные темы.

Нетрадиционные формы взаи­модействия с родителями на­правлены на привлечение роди­телей к ДОУ, установление не­формальных контактов.

Так, Т.В. Кротова разработала классификацию нетрадицион­ных форм общения педагога с родителями. К ним относятся ин­формационно-аналитические, досуговые, познавательные, на­глядно-информационные формы.

Информационно-аналитичес­кие формы направлены на выяв­ление интересов, запросов роди­телей, установление эмоциональ­ного контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда отно­сятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Из анкет педагоги узна­ют особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок, его предпочтения и т.п.

Педагогам необходимо знать осо­бенности семей воспитанни­ков — структуру, состав, образова­ние родителей и другие сведения.

Досуговые формы — совместные досуги, праздники, выстав­ки — призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоцио­нальный контакт между педа­гогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональ­ный комфорт в группе. Родите­ли становятся более открытыми для общения..

К досуговым формам отно­сятся: праздники «Встреча Но­вого года», «Масленица», «Праз­дник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с роди­телями», «Мой веселый звонкий мяч»; организация «Семейных театров» с участием членов се­мьи и др. Родители на праздни­ке могут играть на гитаре, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Устами младенца», «Угадай ме­лодию», «Ярмарка», в конкурсе «Украсим елку», в конкурсе ку­линаров «Сладкий час», дефиле для детей из бросового матери-

ала. Папы и мамы вместе с деть­ми выполняют творческие зада­ния: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка». Как известно, единая цель и общие переживания сбли­жают взрослых и детей. Многие из аналогичных форм подробно описаны в номерах журнала «Воспитатель ДОУ».

Иногда педагоги считают, что можно ограничиться в работе с семьей лишь совместным досу­гами. Безусловно, это важная и интересная форма взаимодей­ствия, но в то же время недоста­точно использовать только ее.

Познавательные формы вы­полняют доминирующую роль в повышении психолого-педаго­гической культуры родителей. Их суть — ознакомление роди­телей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возраста, формиро­вание практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, группо­вым консультациям, которые можно провести творчески, опи­раясь на популярные телепере­дачи: «Педагогическое поле чу­дес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», «Устный педаго­гический журнал», «Клубы для родителей», «Посиделки», «Педа­гогические гостиные», «Школа заботливых родителей» и др.

Для формирования у родите­лей навыков и умений воспита ния ребенка целесообразно про­водить тренинги, практику дискуссии. Однако о нетрадици­онном проведении родитель­ских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагоги относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, по­требности в знаниях, использу­ет методы активизации родите­лей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звуча­нии позволяют правильно оце­нить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Напри­мер, открытые занятия для роди­телей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Иногда родители просят педагога фотографировать детей в течение определенного периода, вооружая его фотоаппаратом.

Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, одном случае, родители в качестве гостей посещают занятии где преодолевается их поверхностное суждение об обучение; в детском саду, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.

В другом случае родителе могут быть активными участни­ками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполня­ют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в каче­стве партнеров воспитателя. Так­же можно подключать их к уча­стию в игровой, досуговой и тру­довой деятельности детей.

При просмотре видеоматери­алов и слайд-шоу такой возмож­ности у родителей нет. Но в «ре­жиме реального времени» педа­гогу трудно показать открытое занятие с детьми, особенно с маленькими. Используя мульти­медийные средства, педагоги могут показать несколько фраг­ментов занятий с детьми, орга­низации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Рекомендуется применять лист индивидуальных успехов, где можно разными цветами отме­тить, как ребенок спал, ел и др. Специфика этих форм заключа­ется в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Используя возможности мно­жительной техники, можно со­здавать газету для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками. На­пример, поздравления с днем рождения, консультации психо­лога, юмор, рекомендации к организации совместного досуга с детьми и др. В подборе матери­ала поможет периодическая пе­чать, например, журналы «Игра и дети», «Воспитатель ДОУ», «Кон­фетка» и др. В ряде дошкольных учреждений создаются библио­теки для родителей по основным проблемам семейной педагоги­ки. Родители как в обычной биб­лиотеке на свой формуляр берут литературу на дом, а с помощью электронной почты (где есть такая возможность) педагоги переписываются с родителями, отвечают на их вопросы.

Одна из форм, проверенных временем, — подключение роди­телей к жизни ДОУ. Швея, води­тель, врач, библиотекарь, худож­ник и родители других профес­сий могут принять участие в жизни детей группы. Например, приготовить любимые блюда для детей, сшить одежду для ку­кол, написать сценарии утренни­ков, отвезти детей в театр, на экскурсию в выходные дни. Пап и мам нужно привлекать к уча­стию в субботниках и озелене­нии территории ДОУ. Также родители могут познакомить детей с культурой своего наро­да через быт, традиции, фольклор, угощения, произведения декора­тивно-прикладного искусства. Они должны вместе с детьми создавать предметно-развиваю­щую среду в ДОУ и семье. Мож­но отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции:

—рисование на тему «Какая я мама?»;

—предложение родителей сво­ей концепции воспитания;

—анализ собственных педагоги­ческих находок, неудачи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: