Основы организации и работы автошколы




 

В каждой автошколе формируется орган управления и профессионально-педагогический состав. Руководитель должен зарегистрировать юридическое лицо, найти и арендовать помещение, оборудовать классы и закрытую площадку, а затем подать заявку на получение лицензии. Лицензия может быть выдана в течение 6-12 месяцев, так как экспертная комиссия должна проверить и вынести заключение по всем аспектам работы автошколы.

Помещение школы может быть собственным или арендуемым. Практики рекомендуют при заключении арендного договора сразу обговаривать возможность долгосрочной аренды, так как в случае смены места придется заново оборудовать учебный класс (а, возможно, и закрытую площадку), следовательно, заново получать лицензию. Нередко автошколы организуются на базе помещений учебных учреждений (школы или вуза).

Для обеспечения работы школы нанимаются преподаватели, обслуживающий и управленческий персонал. Обычно в автошколах есть директор, бухгалтер, секретарь, менеджер по привлечению клиентов и педагоги. В автошколе педсостав делиться на теоретиков, ведущих занятия в классе, и практиков, обучающих вождению.

Среди теоретиков выделяют медицинских работников, которые должны за короткое время научить будущих водителей азам первой медицинской помощи (в т.ч. с демонстрацией на манекене или добровольцах основных приемов оказания первой медицинской помощи). Единственное требование – наличие среднего или высшего медицинского образования. Специалисты по преподаванию о техническом устройстве транспортного средства должен иметь среднее или высшее техническое образование.

Для практиков, помимо обязательного требования наличия прав и опыта вождения (не менее трех лет), свидетельства мастера, желательно также иметь навыки педагогической работы. В течение года начала работы мастера должны пройти обязательный курс «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств». Образование у всех преподавателей должно быть не ниже среднего или высшего профессионального; также преподаватели должны обладать свидетельством о праве обучения других лиц. В Требованиях приведены также квалификационные требования к персоналу школы.

В соответствии с нормативными актами, автошкола должна иметь специально оборудованный учебный (учебные) класс, необходимое техническое и методическое обеспечение. В этом разделе мы рассмотрим все основные аспекты, за исключением методических материалов (подробно они будут рассмотрены и изложены в 3 главе работы).

Требования к материально-техническому обеспечению автошколы устанавливаются законодательством. С июля 2009 года будут действовать новые нормы, и в работе мы будем руководствоваться этими новыми положениями. Требования к учебно-материальному обеспечению варьируются, в зависимости от категории подготовки. Дале мы рассмотрим общие требования и специальные для категории «В».

Требования к учебно-материальной базе в соответствии с «Требованиями к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требованиями к квалификации педагогических кадров образовательных учреждений», принятых 12 декабря 2008 года, включают в себя требования к:

- наличию учебно-программной и методической документации;

- оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;

- информационным материалам;

- технической оснащенности образовательных учреждений.

Для автошкол обязательно иметь утвержденные руководителем организации примерные и рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, методические рекомендации, а также материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом учреждению остается право самостоятельно определять списки учебной литературы.

Техническая оснащенность автошколы включает в себя:

- технические средства обучения (ТСО);

- аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК);

- тренажеры первоначального обучения навыкам вождения;

- учебные транспортные средства;

- закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

Закрытые площадки должны полностью имитировать реальные условия. Так, они должны быть оснащены различными знаками, иметь железнодорожный переезд, перекресток, пешеходный переход и т.д. В случае ограниченности размеров площадки, законодательство разрешает иметь съемное оборудование (конусы, вехи, ленты, стойки).

В соответствии с новым положением, для школ теперь обязательно иметь компьютеры, тренажеры, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением. Если раньше компьютеры и специальные программы были скорее конкурентным преимуществом крупных школ, то сейчас они должны быть в наличии у каждой.

Специальные тренажеры (довольно дорогостоящие) также не были обязательными; поскольку ситуация на дорогах ухудшается при росте автомобилистов, Министерство Образования приняло решение сделать наличие тренажеров обязательным. Они выполняют важную функцию. Дело в том, что знать и реагировать при вождении в определенной ситуации – разные вещи. Тренажеры позволяют будущим водителями выработать рефлекс при той или иной ситуации. Кроме того, с их помощью обучающиеся до начала вождения учатся правильной посадке, знакомятся с основными приборами, вырабатывают основные навыки вождения.

АПК сделаны обязательными по той же причине. Их функция - оценивать профессиональные характеристики кандидатов, такие как глазомер, психо-эмоциональные качества, темпераментность, склонность к риску и т.п.

К транспортным учебным средствам предоставляется требование дублирования средств управления. Кроме того, автомобили должны быть оснащены специальной аппаратурой (аудио-, видео- и контрольно-измерительными приборами), зеркалом заднего вида для обучающегося, и, разумеется, опознавательным знаком учебного транспортного средства.

В 3 главе мы рассмотрим подробно перечень учебного оборудования, который должен быть в классе автошколы, а также рассмотрим основы обучения вождению (темы и упражнения).

В заключении хочется вопроса работы виртуальных автошкол. Они организованы и работают на основе современных средств связи (Интернет, специальные программы). «Учащиеся» самостоятельно обучаются по специальным программам, доступ к которым предоставляется платно. Обучение таким образом значительно дешевле, но есть ряд минусов. Во-первых, сдавать экзамены в ГИБДД придется экстерном (это позволительно при получении прав категории «А», «В»). Но тем не менее, в соответствии с современным законодательством, кандидат на получение прав категории «В» должен предоставить подтверждение о практических занятиях (вождении). А это может выдать только лицензированная компания – та же, но уже не виртуальная, автошкола. Во-вторых, качество усвоения материала находится на низком уровне из-за отсутствия наглядных примеров, качественной обратной связи и отсутствия педагога. К тому же, в связи с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 823 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается», учащийся не сможет устроится на работу о профессии «водитель», если экзамены сдавались экстерном.

Таким образом, виртуальные автошколы в целом не позволяют получить права, профессию водителя или улучшить навыки вождения или поведения на дороге – а это главная цель прохождения обучения для учащихся. Поэтому мы не будем рассматривать такой вид организации автошколы, тем более что с каждым годом таких школ в России все меньше и меньше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: