ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Реферат
на тему:
«Система пожаротушения»
Направление подготовки:
Техническая эксплуатация летательных
аппаратов и двигателей;
Квалификация – бакалавр
Отчет составил студент
5-го курса ЗФ (Бакалавриат)
группы 5-1(2)
Розыев Джахангир
(Ф.И.О.)
Шифр: М-161802
Моб. тел.: +7-915-441-21-18
«13» января 2021 г.
Проверил
Н.Б. Бехтина
__________________________
(оценка)
«…..» ….. 2021 г.
Москва 2021 г.
Система пожаротушения (иначе — противопожарная система ППС) — одна из стационарных бортовых аварийных систем, предназначенная для тушения пожара на борту летательного аппарата.
Назначение
Все пилотируемые летательные аппараты являются сложными, дорогостоящими и чрезвычайно опасными в пожарном отношении транспортными средствами. Ввиду больших запасов топлива (авиационного керосина) на борту, гидравлической жидкости под высоким давлением, разнообразных масел и спецжидкостей, запасов жидкого или газообразного кислорода, огромного количества электрических и электронных систем, нередко под высоким напряжением, наконец, магниевых сплавов и пластмасс — самолёт при пожаре может сгореть за считанные минуты, что смертельно опасно в полёте. Поэтому летательные аппараты оборудованы системами автоматического пожаротушения.
Особо стоит отметить боевые летательные аппараты, изначально предназначенные для действий в условиях огневого воздействия противника. На них, как правило, ППС ещё более сложная и разветвлённая, чем на пассажирских лайнерах.
|
Общие сведения
Наиболее пожароопасными местами на самолёте (вертолёте) являются отсеки двигателей и отсеки топливных баков.
В конструкцию летательного аппарата изначально закладываются решения по предотвращению возникновения пожара, а также средства по его локализации. Так, к примеру, двигательные отсеки могут иметь теплоизоляцию или отражающее покрытие и охлаждаться забортным воздухом от набегающего потока. Вся электропроводка выполнена в теплостойкой изоляции, а непосредственно на двигателе проложена в жёстких закрытых трубах. Для предотвращения распространения огня в мотогондолах и отсеках двигателей устанавливают противопожарные перегородки. Для предотвращения скопления топлива и жидкостей в подкапотном пространстве применяется дренажная система.
Надтопливное пространство баков может заполняться нейтральным газом, препятствующим горению. Также препятствует взрыву и пожару заполнение внутренних полостей топливных баков губчатым пенополиуретаном.
Для контроля на летательном аппарате устанавливается система пожарной сигнализации, которая непрерывно контролирует пожароопасные места, и в ряде случаев автоматически включает систему пожаротушения.
Краткое устройство
Огнегасящий состав (часто применяется «хладон 114В2», химическая формула C2Br2F4) находится под давлением в баллонах. Как правило, баллоны именуются так: первая очередь пожаротушения, вторая очередь пожаротушения (нередко бывает и третья очередь). Все баллоны снабжены пиротехническими запорными кранами, которые однократно срабатывают при подаче электрического сигнала на подрыв пиропатронов. Огнегасящий состав по системе трубопроводов подаётся к распылительному коллектору в месте возгорания, причём, в зависимости от конкретного места система сигнализации методом открытия и закрытия нужных электроклапанов производит конфигурацию трубопроводов (при сложной разветвлённой ППС просто нет смысла возить на борту баллоны для каждого отсека, целесообразнее установить блок кранов).
|
Помимо автоматических очередей пожаротушения, систему можно активировать вручную, нажав на соответствующую лампу-кнопку на щитке противопожарной системы. При срабатывании пиропатрона и перегорании нити накала теряется электрический контакт, что вызывает загорание лампы-кнопки.
При срабатывании сигнала о пожаре в отсеке двигателя одновременно с подачей фреона может срабатывать (если это предусмотрено) пожарный кран, перекрывающий подачу топлива к двигателю и закрываться аварийная заслонка продува генераторов (воздушного охлаждения).
На ряде самолётов на законцовках крыла или снизу фюзеляжа установлены ударные датчики, активирующие систему пожаротушения при вынужденной посадке с невыпущенным шасси.
Краткие примеры конструкции
На небольших самолётах типа учебных или лёгких истребителях система пожаротушения простая.
Так, например, на самолёте МиГ-21 система состоит из ионизационного сигнализатора пожара ИС-2М, 2-литрового баллона 20С-2-1С с пиротехническим краном, коллектора с отверстиями, проложенного по шпангоуту № 22, электросистемы, извещающей лётчика о наличии очага пламени и приводящие в действие противопожарное оборудование. Система предназначена для ликвидации пожара только в отсеке двигателя.
|
На самолёте L-39 установлена система сигнализации о пожаре ССП-2И с блоком БИ-2И с шестью датчиками ДТБГ, огнетушитель ОС-2, заряжаемый жидкостью "7" (80% бромистого метилена и 20% бромистого этила) или фреоном 114В2 под давлением. Система защищает только двигательный отсек. Включение в работу ручное, от кнопок в кабине лётчиков.
На самолёте Ту-154М противопожарная система включает 4 комплекта блоков систем ССП-2А с 72 датчиками ДПС-1, которые контролируют три отсека двигателей и отсек ВСУ. Для пожаротушения в три очереди имеется 6 огнетушителей УБЦ-8-1, заряжаемых фреоном 114; двух блоков 781100 электромагнитных распределительных клапанов тушения пожара, трубопроводов, распылительных коллекторов, механизма аварийного включения системы при аварийной посадке самолета с убранными шасси, светосигнализаторов срабатывания пиропатронов огнетушителей, кнопок ручного включения огнетушителей I, II и III очереди. Первая очередь пожаротушения срабатывает автоматически, вторая и третья инициируются только вручную. При посадке с убранным шасси в отсеки двигателей автоматически разряжаются все шесть баллонов.
На самолётах типа Ту-95/142 в составе противопожарной системы 7 к-тов ССП-2А с блоками термопар ДПС-1АГ в количестве 126 штук. Датчики контролируют мотогондолы двигателей и все топливные баки. Огнегасящий состав «фреон 114» заряжается в 6 баллонов ОС-8М основной системы пожаротушения, и ещё имеются по два баллона в каждой гондоле шасси для дополнительной системы пожаротушения во внутренних полостях двигателей (всего в ППС 10 баллонов). Также на самолёте имеется система заполнения топливных баков нейтральным газом (см. ниже.). В случае нелокализованного пожара и израсходования всех баллонов с фреоном нейтральный газ можно подать к очагу возгорания.