Общая характеристика взглядов и достижений Гиппократа




Библиографический список


Введение

 

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде [1]. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой.

Термин "высшая нервная деятельность" впервые введён в науку И.П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. И.П. Павлов выделил в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека [3].

Благодаря работам И.П. Павлова физиология высшей нервной деятельности становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира.

Фундаментом ВНД являются условные рефлексы. Они возникают на основе сочетания действия безусловных рефлексов и условных раздражителей, к которым относятся сигналы, поступающие к человеку через зрение, слух, обоняние, осязание. У человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма [11].

Мышление и сознание И.П. Павлов также относил к элементам ВНД. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта).

 


Краткие биографические сведения о Гиппократе.

 

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) – великий древнегреческий врач и реформатор медицины родился на острове Кос в восточной части Эгейского моря. Здесь на протяжении длительного времени существовала семейная врачебная школа асклепиадов (возводивших себя к древнегреческому богу медицины Асклепию (Эскулапу)). Предки и родные Гиппократа принадлежали к этой школе. Считается, что он сам относился к 17-му поколению врачей, а его первым учителем был отец – Гераклид. Мать Гиппократа – Фенерета – была повитухой (акушеркой). В этом роде имя Гиппократ встречается неоднократно. Его носил дед «отца медицины», а в последующих поколениях оно встречалось не менее пяти раз [9].

Как и многие из его современников, Гиппократ много странствовал, работая и одновременно получая новые знания и навыки в разных городах современной Греции, Сирии, Египта и в Малой Азии.

Его сыновья и зять также были врачами. Последний возглавил Косскую медицинскую школу после смерти Гиппократа. История сохранила несколько сочинений Гиппократа, которые вместе с произведениями других древнегреческих врачей были объединены в «Сборник Гиппократа» [9].

 

Общая характеристика взглядов и достижений Гиппократа

 

Гиппократ жил в век расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции. В это время здесь наиболее интенсивно шла борьба двух философских подходов к объяснению окружающего мира и человека – материалистического и идеалистического. Он разделял материалистические взгляды Демокрита, младшим современником которого являлся.

А) Гиппократ подчеркивал необходимость широкого использования философии в медицине и полезность применения медицинских сведений в философии («врач-философ подобен богу»). Учитывая то, что наука этой эпохи практически не была дифференцирована и вся входила в понятие «философия», Гиппократ, говоря современным языком, настаивал на ведении врачебной практики на основе новейших научных достижений.

Б) Ценными для практической медицины он признавал лишь те достижения науки, которые, которые основаны на наблюдениях, достоверно установленных фактах, опыте. Величайшей заслугой Гиппократа в медицине признается ее освобождение от умозрительного толкования явлений природы (в широком смысле слова). Средством достижения этого результата стал метод Гиппократа. Суть его – «в «мыслящем» наблюдении у постели больного, подкреплении опыта разумом и проверки теории практикой».

Утверждение этого метода рассматривается ныне как поворот от медицины-искусства к медицине-науке [9].

В) Гиппократ со своими последователями является основоположником принципов: 1) «лечить не болезнь, а больного», в том числе – мобилизуя все физические и психические силы последнего; 2) индивидуального подхода в определении количественной меры лечебного воздействия [6].

Г) Гиппократ придавал большое значение факторам внешней природной и социальной среды в формировании его телесных и душевных качеств человека. Он потратил много сил и времени на изучение влияния на здоровье людей климата, вод, почв, рельефа, образа жизни людей, законов страны и даже форм государственного устройства. Это дало основание считать Гиппократа не только «отцом медицины», но и родоначальником медицинской географии [9].

Д) Среди других значимых вкладов Гиппократа в становление современной медицины называют разработку учения об этиологии (источниках) болезней, из которого было исключено все мистическое, и выделены внешние (из окружающей среды) и внутренние источники болезней. Ему же приписывается обобщение наработанного опыта диагностики болезней, введение в практику описания течения болезни (т.е. истории болезни), создание основ прогностики и системы терапии («не навреди», «противоположное – противоположным», «помогать природе в лечении болезни», «щадить силы больного» и др.). С именем Гиппократа связывают сохранившиеся до сих пор названия многих болезней (пневмония, эпилепсия, апоплексия), методы хирургического лечения [9].

Е) Особенно важно отметить, то, что с именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике, образце этичного поведения врача. Ему приписывают создание так называемой врачебной клятвы, о которой наслышаны многие люди, даже весьма далекие от медицины.

 

Учение о темпераментах.

 

Многие примитивные анатомо-физиологические знания того времени Гиппократ не мог ни уточнить, ни опровергнуть, т.к. не занимался вскрытием трупов. Последнее в древние, да и в более поздние времена было либо запрещено полностью, либо разрешено в особы случаях.

Несмотря на это Гиппократ, как и его предшественник, врач и философ Алкмеон Кротонский, считал органом мышления и ощущения мозг.

«И именно этой частью мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также приятное и неприятное... От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы..., а также сновидения» [2].

Нормальное и болезненное функционирование мозга, как и других органов, Гиппократ связывал, говоря современным языком, с нарушениями температурного и влажностного баланса в организме или отдельных органах, а также с нарушением долевого участия различных организменных жидкостей в физиологических процессах. Упомянутые выше, в цитате, «страхи и ужасы» по мнению Гиппократа, «случаются у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы» [2]. Другими словами, психические явления или нарушения Гиппократ связывал с соматическими механизмами, придавая в них большое значение гуморальным процессам.

Очевидным для Гиппократа, как для любого мыслящего врача, было разнообразие телосложений, поведений людей, особенностей течения у разных людей однотипных болезней. Результатом осмысления наблюдаемого разнообразия стало учение о темпераментах. По словам И.П. Павлова Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [9].

Как и в отношении мышления и ощущений, Гиппократ объяснял ведущие черты душевного склада людей, проявляющиеся в их повседневном поведении с гуморальных позиций: он ставил их в зависимость от соотношения четырех жидкостей («соков») циркулирующих в организме – крови, желчи, черной желчи, слизи (флегмы, лимфы).

Людей четырех выделенных им типов поведения он назвал холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами.

У холерика преобладает желчь, что делает его импульсивным «горячим». Современные представления о холерическом темпераменте приписывают таким людям способность «с головой» уходить в работу, преодолевать значительные трудности, но также и легко входить в состояние бурного выражения эмоций и резко менять настроение.

У сангвиника – избыток крови, что стимулирует подвижность и веселость. Ныне людей сангвинического темперамента характеризуют также и как личностей, быстро отзывающихся на окружающие события, сравнительно легко переживающих неудачи и неприятности.

Флегматика отличает преобладание слизи, делающее его спокойным и медлительным. Эти люди склонны к слабому внешнему проявлению душевных состояний, но с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением.

Избыток черной желчи у меланхолика способствует его боязливости и грусти. Эти люди легко ранимы. Им свойственно долго и глубоко переживать даже незначительные неудачи, но при этом внешне вяло реагировать на все окружающее [10].

Для Гиппократа типизация душевного склада вкупе с типизацией телосложения были важны для диагностики и выбора лечения больного. Для психологии и физиологии ВНД это была первая типология того человеческого, психического качества, которое является одним из факторов, определяющих индивидуальные особенности ВНД.

 


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА» ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

44.03.05 Педагогическое образование. Профили: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура Б1.В.ДВ.13.01 Физиология высшей нервной деятельности

 

История становления и развития физиологии высшей нервной деятельности.

 

Реферат выполнил: студент

ИЕНиМ, группы БФ-31 Кастаев. А.А

проверила: кбн, доцент кафедры

АФиБЖ Субракова С. А.

 

Абакан, 2020


Библиографический список:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа,1991

2. Гиппократ Избранные книги. М.: 1936. Цитируется по (6).

3.Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4.Темперамент. Большая Медицинская энциклопедия. Советская энциклопедия. М.: 1985. т. ХХIV.

5. https://sbio.info/page.php?id=151

6. https://www.iiss.krgtu.ru/do/3e/fvnd/fvnd_uch_posob.doc

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: